Смекни!
smekni.com

“Подруга дней моих суровых” (стр. 2 из 2)

Корни оптимизма Акулины Ивановны лежат в ее бескорыстной любви к миру, человеку, в ее способности радоваться человеческим радостям и сострадать их горестям, в постоянном ощущении счастья быть человеком.

Каждый из нас нуждается в любви. И в жизни каждого из нас есть человек, самый близкий, самый дорогой. Но его любовь и ласку мы часто воспринимает как должное, а не как хрупкую награду. Эту тему затронули Лев Николаевич Толстой в своем описании Натальи Савишны. Это ключница, бывшая Наташка, с воспоминанием о несложившейся любви и с огромной нежностью в сердце. Всю эту нежность она отдала детям, не своим, детям своих хозяев.

Всю жизнь она провела рядом с ними, жила в их доме. И вот когда ей дают вольную, кажется остается только радоваться, но Наталья Савишна воспринимает это как оскорбление:”... должно быть я вам чем-нибудь противна, что вы меня со двора гоните... что ж .я пойду!”

Но все обошлось и Наталья Савишна еще долгие годы служила честно и исправно. Лев Толстой по- прошествию многих лет с необычайной благодарностью и со стыдом.

С благодарностью, потому что она всю себя отдавала счастью другой семьи, со стыдом, потому что никто, никогда не спросил счастлива ли она, о такой ли жизни она мечтала, потому что в счастливые годы юности он не понимал, какую любовь она вкладывает в его сердце.

В те далекие времена тяжелее всего приходилось женщине, которая обязательны была” до гроба рабу покоряться”. Такое несправедливое , уродливое устройство жизни выглядит в поэме Некрасова “ Мороз, красный нос” тем чудовищнее ,что Дарья - одна из тех русских женщин, в которых соединились лучшие качества народа.

В поэме описан “тип величавой славянки”, то есть прекрасный образ, в котором соединились лучшие черты характера многих женщин. Она скромна и горда, ей свойственно чувство человеческого достоинства. Но она не смотрит на людей свысока:” ... всегда терпелива, ровна”. Дарья сильна в труде. Отношением к труду меряет она и человека:” не жалок ей нищий убогий”, если в его убожестве повинно безделье:” ...вольно ж без заботы гулять!” Но если нужно помочь человеку, некрасовская героиня, не задумываясь, рискуя собой:

“В беде- не сробеет - спасет:

Коня на скаку остановит,

В горящую избу войдет!”

Душевная прелесть русской женщины раскрывается и в том, как она умеет веселиться в редкие минуты отдыха. Заметим, что смех ее назван” сердечным”, то есть идущим от сердца, искренним и добрым.

Но важные, светлые краски главы не должны заслонить важную деталь : ведь самое большое, чего может добиться великая труженица,-” семейство не бьется в нужде”.

То что Дарья отправилась за иконой - свидетельствует о ее любви к мужу и ее отваге. Вьюжной ночью отправиться пешком в “ монастырь отдаленный” - для этого нужна большая душевная сила. Некрасов не рисует переживания Дарьи, вернувшейся из монастыря. но он так рассказал об этом, что мы ярко представляет себе происходящее: Дарья чуть не бежала всю обратную дорогу, переполненная надеждой, вот она отворила дверь в избу:

“Больной уж безгласен лежал,

Одетый, как в гроб ,причащенный,

Увидел жену простонал

И умер...”

Трагическая история, о которой рассказывает поэт, требовала простоты и сдержанности , да и самим крестьянам свойственны были душевное мужество, выдержка, немногословие в проявлении чувств. Сама Дарья “неугомонно и тихонько рыдала”:

“ Горда ты - ты плакать не хочешь,

Крепишься, но холст гробовой

Слезами невольно ты мочишь,

Сшивая проворной иглой.”

Поэт показывает страшную, непоправимую беду, которая обрушилась на крестьянскую семью. Он убедил нас в том, что это не случайность, а типичное явление в жизни русского крестьянства. но поэт вместе с тем раскрыл внутренний мир таких замечательных , таких прекрасных, мужественных и сильных людей .

Дарья - из этого крестьянского русского мира, где с детства привыкают к труду и видят в нем главное дело жизни, где не умеют много говорить о чувствах, но чувствуют глубоко и сильно, где суровая сдержанность сочетается с редким, но зато искренним и добрым весельем, где вся жизнь учит мужеству, терпению, стойкости.

Сон, который видит Дарья . замерзая, - сон счастливый, прекрасный. В нем отразилось, лучшее, что было в ее жизни, - радость труда, любовь и согласие в семье, мечты о будущем. Последнее, что видит Дарья ,умирая, - родные лица мужа, сына, дочери, воз с золотыми снопами - обещание сытости и достатка: последнее, что она слышит,- счастливая, “ утоляющая сердце” песня, которую можно услышать только в самом светлом сне:

“ В ней кроткая ласка участья,

Обеты любви без конца...

Улыбка довольства и счастья

У Дарьи не сходит с лица.”

Героиня Некрасова как бы “ уходит в сказку”.

Некрасов воспел красоту своей героини, ее духовное богатство, он и в смерти показал ее прекрасной, но жизненная правда, не позволила ему изобразить благополучие там, где надо было пробудить сочувствие, тревогу, гнев.

Песня, которую слышит Дарья в своем сне - это печаль не угрюмая, не безнадежная, но светлая, согретая мечтой о народном счастье.

Жизненному оптимизму, стойкости перед испытаниями и невзгодами, необыкновенному милосердию и искренности сумели научить эти женщины своих воспитанников.

Мы благодарны им за бесценный дар, что преподнесли они русскому читателю. К ним всем можно отнести строки из стихотворения Языкова:

“ Ты не умрешь в воспоминаньях

О светлой юности моей

И в поучительных преданьях

Про жизнь поэтов наших дней.

. . . . . . . . .

И вот тебе поминовенье -

На гроб твой свежие цветы!

Я отыщу тот крест смиренный,

Под коим, меж чужих гробов,

Твой прах улегся, изнуренный

Трудом и бременем годов.

Пред ним печальной головою

Склонюся: много вспомню я -

И умиленною мечтою

Душа разнежится моя!”