Смекни!
smekni.com

Шведская литература (стр. 2 из 3)

К строгим классикам-академистам принадлежат поэтесса А. М. Ленгрен [Anna Maria Lenngren, 1755—1817] со своими дидактическими стихотворениями и сатирой, а также талантливый поэт Ф. М. Францен [Fr. M. Franzén, 1772—1847], в творчестве которого однако уже можно отметить влияние немецкой литературы периода «бури и натиска». Представителем сентиментализма и руссоизма, которые не пустили в Швеции глубоких корней, является «поэт нежных чувствований» Бенкт Лиднер [Bengt Lidner, 1757—1793]. Французская революция и последующие за ней важные для Скандинавии исторические события — потеря Швецией Финляндии, низложение королевского дома Вазы, приглашение французского маршала Жана Бернадотта на шведский престол и объединение Швеции в унию с Норвегией — открывают в истории шведской литературы новую эру. После 1809 в противовес академизму складывается романтическая школа, питавшаяся истоками немецкой литературы периода «бури и натиска». Еще в конце XVIII в. решительным противником академич. классицизма выступил критик и публицист Томас Турильд [Thomas Thorild, 1759—1808], который за свою резкую критику академистов, особенно за свои беспощадные нападки на Чельгрена, был в 1795 выслан из Швеции. Однако лишь с начала XIX в. борьба с академизмом приобрела организованный характер. В 1803 в университетском городе Упсале романтики основали общество «Друзья литературы» (Vitterhetsuänner), а в 1809 начали издание сатирич. журнала «Полифем» под редакцией поэта П. Д. Аттербума [1790—1855, см.], в котором под именем «тунгузы» зло осмеивались академисты. Свое же название «фосфористы» это литературное течение получило от издаваемого ими в 1810—1814 журнала «Фосфорос» (Phosphoros). Борясь с литературными канонами академизма и рационализмом французских просветителей, «фосфористы», являясь представителями уходящего феодального дворянства и разочарованной в революции мелкой буржуазии, под влиянием философии Ф. Шеллинга искали выхода в идеализции средневекового католического мистицизма. Лучшим поэтическим памятником этого литературного течения является сказочное представление Аттербума «Остров Блаженства», [1824—1827)]. Однако романтизм «фосфористов» не пользовался популярностью. Группа писателей отражавших мировоззрение боеспособной, уверенной в победе восходящей буржуазии, объединилась вокруг основанного в Стокгольме в 1811 «Готского Союза» (Götiska förbundet). Лессинг, Шиллер и Гёте, а также Ф. Клопшток и И. Гердер являлись идейными учителями «Готских союзников». Союз издавал журнал «Идуна» (Iduna, с 1811), на страницах которого впервые появились произведения основоположников новой шведской литературы — Э. Тегнера [Esaias Tegner, 1782—1816, см.] и Э. Г. Гейера [Erik Gustaf Geijer, 1788—1847]. Перу Тегнера, представлявшего собой левое крыло «Готских союзников», принадлежит исключительная по яркости образов и глубине поэтического содержания поэма «Frithjofssaga» (Сага о Фритьофе, 1820—1825). Другой выдающийся представитель «Готского союза» Гейер — в начале своей поэтич. деятельности обнаруживал консеративные воззврения, но после французской революции 30 года он решительно вошел в ряды крепнувшего либерализма, во главе которого стоял талантливый журналист Л. И. Иерта [Lars Johan Hierta, 1801—1872], редактор газеты «Aftonbladet» (Вечерний листок).

Развитие капиталистических отношений производило все более глубокие социальные сдвиги в шведском обществе. Романтизм в литературе сменился реализмом. Одним из первых реалистов, вскрывавших социальные противоречия современного общества, явился К. И. Л. Альмквист [Karl Johan Love Almquist, 1793—1866, см.], не совсем еще впрочем освободившийся от влияния фантастики и романтизма. Лучшим его произведением является «Törnrosens bok» (Книга о шиповнике, 1832), собрание романов, повестей, эпических и лирических стихов.

Видными представителями реалистической школы выступил ряд писательниц. Фредерика Бремер [Fredrika Bremer, 1801—1865] создала ряд тенденциозных романов — «Presidentens döttrar» (Дочери президента, 1834), «Grannarne» (Соседи, 1837), «Hertha» (Херта, 1856), в которых она ратует за женскую эмансипацию. София фон Кнорринг [1797—1848] в романе «Torparen och hans omgivening» (Бобыль и его окружение, 1843) рисует картину социального неравенства в жизни шведской деревни. Эмилия Флюгаре-Карлен [Emilie Flygare-Karlén, 1807—1892] в своих многочисленных романах останавливается на жизни рыбаков и моряков шхер западного шведского побережья — «Rosen på Tistelön» (Роза на острове Тистелен), «Pål Värning» (Поль Вернинг), «Ett köpmanshus i skärgården» (Купеческий дом в шхерах), «En natt vid Ballarsjön» (Ночь на берегу Булларшен).

В 40-х гг. XIX в., в период расцвета шведского реализма, появилась первая шведская народная драма «Вермландцы» Ф. А. Дальгрена [Fr. A. Dahlgren, 1816—1895].

Из поэтов этого периода выдающееся место занимает Гуннар Веннерберг [Gunnar Wennerberg, 1817—1901], поэтизирующий в стихах, полных здорового юмора, упсальскую студенческую жизнь. Его перу принадлежат также прекрасные по своей художественной форме стихотворные диалоги, а также музыка к ним.

Однако самым ярким представителем реалистической школы периода расцвета шведского либерализма был плодовитый романист и драматург Август Бланш [August Blanche, 1811—1868], находившийся под большим влиянием социальных романов Э. Сю. Из его драматических произведений, в которых впервые в шведской драматической литературе были выведены разночинцы, следует отметить комедии «Hittebarnet» (Найденыш, 1847) и «Ett resande teatersällskap» (Бродячая труппа, 1848) и драму «Läkaren» (Врач, 1845), а из его романов — «Sonen af Söder och Nord» (Сын Севера и Юга, 1851), роман, отображающий революционные события в Париже 1848, и собрание рассказов из бюргерской жизни Стокгольма. Близко к Бланшу по характеру творчества стояли О. П. Стурцен-Беккер [1811—1869], известный под псевдонимом Орвар Одд, и К. А. Веттерберг [K. A. Wetterbergh, 1804—1889], писавший под псевдонимом Онкель Адам. В своих произведениях оба эти писателя бичевали паразитизм привилегированных сословий.

В стороне от реалистического течения стояли поэты Б. Э. Мальмстрём [B. E. Malmström, 1816—1865] и К. В. А. Страндберг [Strandberg, псевдоним Talis Qualis, 1818—1877), писавшие в духе традиций шведского романтизма начала XIX в.

В связи с углублением классовых противоречий, связанных с развитием промышленного капитализма, в шведской литературе второй половины XIX в. в противовес либерально-реалистическому движению наростал идеалистический консерватизм, яркими представителями которого являлись поэт Карл Снойльский [Carl Snoilsky, 1841—1903] и романист Виктор Рюдберг [Viktor Rydberg, 1828—1895, см.]. Оба они главной темой своего творчества избрали раннее христианство и его мораль как необходимое условие для смягчения классовых противоречий, которые к 70-м гг. становились все резче и резче. Лучшее произведение Рюдберга — роман «Den Diste Atenaren» (Последний афинянин, 1859).

Одновременно значительное развитие в шведской литературе получил натурализм, нашедший свое первоначальное выражение в творчестве Густава Гейерстама [Gustaf af Geijerstam, 1858—1909, см.], яркого приверженца школы Г. Брандеса (см.). Самым же ярким представителем натурализма выступил в первый период своего творчества бунтарствующий Август Стриндберг [August Strindberg, 1849—1912, см.], самый продуктивный и самый талантливый шведский писатель. Вскрывая ложь бурж. шведского общества и его социальные противоречия, Стриндберг бросался из одной крайности в другую, ища выхода и не находя его в условиях современного классового шведского общества. Мощный рост возглавляемого марксизмом рабочего движения в 80-х гг. заставил буржуазную интеллигенцию искать выхода в ницшеанстве, в мистицизме и символизме. Стриндберг отдал дань всем этим течениям с тем однако, чтобы к концу своей жизни в ряде публицистических статей, печатавшихся в газ. «Социал демократен», определенно высказать веру в творческие силы революционного рабочего класса.

Особое положение в шведской поэзии последних годов XIX в. занимает выдающийся поэт Густав Фрёдинг [Gustaf Fröding, 1860—1911], стоящий между натурализмом и новым идеалистическим течением, которое к 90-х гг. окончательно оформилось как реакцонное. Идеологом этого идеалистического течения (неоромантизм), в значительной мере отражавшего консервативное мировоззрение господствующей буржуазии, выступил Оскар Левертин [Oskar Levertin, 1862—1906], видный публицист, историк литературы и поэт. Крупнейшим представителем неоромантизма был Вернер фон Хейденстам [Verner von Heidenstam, 1859—1933], стремившийся идеализировать героическое прошлое Швеции, а также королевскую власть — рассказы из времен Карла XII «Karolinerna» (Каролинерна, 1897—1898) и др. Рядом с ним стоит известная шведская писательница Сельма Лагерлёф [Selma Lagerlöf, 1858— (см.)], идеализирующая жизнь поместий и крестьянских дворов старой Швеции. К этой же группе относится и поэт Э. А. Карльфельдт [Erik Axel Karlfeldt, 1864—1931], идеализировавший в своей поэзии зажиточное крестьянство, противопоставляя его пролетаризирующемуся городу, — сборники стихов «Fridolins visor» (Песни Фридолина, 1898), «Flora och Pomona» (Флора и Помона, 1906) и др. Многие бывшие приверженцы реализма и натурализма, сойдя со своих старых позиций, ушли в символизм и мистицизм. Ола Хансон [Ola Hanson, 1860—1925, см. «Хансон»] — один из лучших представителей реалистической лирики — уже в 90-х гг. через ницшеанство ушел в мистический индивидуализм, активно выступая против «материализма в литературе». Драматург Тур Хедберг [Tor Hedberg, 1862—], создатель ряда прекрасных реалистических драм, среди которых выдающееся место занимает «Johan Ulfstjerna» (Юхан Ульфшерна, 1907), пьеса, написанная под впечатлением убийства финляндского генерал-губернатора Бобрикова, также уходит в область символизма. Представителем мистического символизма является Пер Хальстрём [Per Hallström, 1866—]. Националистическое движение среди шведского крестьянства нашло свое отражение в творчестве писателя Пелле Мулин [Pelle Molin, 1864—1896], воспевавшего девственную силу нетронутых лесов севера Швеции. Быт пролетаризирующихся жителе и шведских шхер нашел своего художника в лице талантливого писателя и карикатуриста Альберта Энгстрёма [A. Engström, 1869—]. Либерализм конца XIX в., развившийся из упсальского «вердандизма» (от основанного в 80-х гг. радикального студенческого общества «Верданди») и при развитии в Швеции классовой борьбы терявший почву под ногами, представлен творчеством писателя-публициста Людвига Нордстрёма [Ludvig Nordström, 1882—], рисующего в своих произведениях — «Borgare» (Бюргер, 1909), «De tolv söndagarne» (Двенадцать воскресений, 1910), «Landsortsbohème» (Провинциальная богема, 1911) — пошлость шведской буржуазной жизни. К этой же группе относится известная шведская писательница публицистка, занимавшаяся гл. обр. вопросами социального воспитания, Эллен Кей [1849—1926].