Смекни!
smekni.com

Датская литература (стр. 2 из 3)

В результате Наполеоновских войн положение Дании сильно изменилось. Крупная колониальная держава в недавнем прошлом, Дания по Кильскому договору (1814) была сведена на ступень небольшого буферного государства, охраняющего нужные крупным европейским странам проливы в Балтийское море. Французская Июльская революция 1830 сильно окрылила буржуазный либерализм в Дании. В литературе постепенно утверждается господство реализма. Если еще произведения Карстена Гауха (Johannes Corsten Hauch, 1790—1872): трагедии «Svend Grathe» (Свен Гроте, 1841), «Tiberius» (Тиберий, 1828) и романы «Robert Fulton» (Роберт Фультон) и «En polsk Familie» (Польская семья, 1839) являются типичными произведениями романтизма, то рядом с ним уже появляются первые реалисты. Застрельщицами этого нового литературного течения явились женщины-писательницы. Так, Гюлленбург-Эренсверд (T. Gylienbourg, 1773—1856) своими будничными рассказами из жизни современной ей датской буржуазии кладет основание реалистической школе в Дании. Появляются первые писатели, берущие свои сюжеты из народной жизни отдельных провинций и городов. Стен Бликер (Steen Steenson Blicher, 1782—1848) пишет повести из жизни крестьян Ютландии. Хострюп (Jens Christian Hostrup, 1818—1892) — комедии из жизни мелкой буржуазии Копенгагена, и наконец самый талантливый из представителей этой школы М. А. Гольдшмидт (M. A. Goldschmidt, 1819—1887, см.) получил широкую известность своими социальными романами «En Jöde» (Еврей, 1845), «Hjelmløs» (Бездомные, 1853).

Революция 1848 заметно усилила либеральное движение, военные же столкновения с Австрией и Пруссией положили основание так наз. «скандинавизму», зачатки которого можно проследить еще в XVIII в. у Гольберга, затем в начале XIX в. — у Эленшлегера и шведского писателя Тегнера. В 1829 Тегнер, венчая лаврами в Лундском ун-те на юге Швеции Эленшлегера, сказал: «Время раздоров миновало», и высказал надежду на укрепление единой скандинавской культуры. В 1840 по инициативе датского поэта и редактора «Fädrelandet» (Отечество), органа национал-либералов, Карла Плоуга (Carl Ploug, 1813—1894) в Копенгагене было положено начало ряду съездов интеллигенции. За «скандинавизм» усиленно ратовали в свое время Ибсен и Бьёрнсон. Но поражение Дании в войне с Пруссией в 1864 окончательно ликвидировало «скандинавизм», который, несмотря на все попытки возродить его в период империалистической войны, не имеет успеха в виду глубокого различия экономических интересов трех скандинавских стран.

Несмотря на свое поражение в войне с Пруссией, Дания продолжала экономически крепнуть. Рост капитализма, развитие промышленности и крупного сельского х-ва сильно углубили социальные противоречия в стране. Еще в 1842 сапожник И. Хансен и сельский учитель Р. Сёренсен начали издавать крестьянский журнал «Almuevennen» (Друг простого народа), в котором резко ставились вопросы о положении беднейшего крестьянства. В 50-х гг. врач Ф. Дрейер, проникнутый идеями «Коммунистического манифеста» Маркса и Энгельса, издавал ряд брошюр и еженедельный коммунистический листок «Реформа Общества». В 1871 была основана датская секция I Интернационала «Интернациональный Рабочий союз Дании». В литературе широкое распространение получает натурализм, испытывающий значительное влияние франц. натуралистической литературы. 3 ноября 1871 молодой Георг Брандес (Georg Brandes, 1842—1927, см.) прочел свою первую лекцию в Копенгагенском ун-те на тему о главных течениях литературы XIX в., в которой он резко выступил против политического консерватизма, религиозного мракобесия и романтических течений в литературе, и с этого момента Брандес становится в течение долгого времени хранителем дум и стремлений скандинавской радикальной интеллигенции. В своих литературно-критических работах Брандес является последователем Ип. Тэна . Много внимания он уделил русской литературе. Его перу принадлежат монографии о Толстом, Горьком, Тургеневе, Достоевском. Лучшие его работы — о Гёте, Шекспире, Вольтере, Микель-Анджело и Юлии Цезаре. Последняя работа Брандеса «Правда об Иисусе», разоблачающая богословские теории мифа об Иисусе, вызвала бешеные дебаты, напоминавшие горячие литературные бои первого радикального периода деятельности Брандеса. Победа Октябрьской революции была сочувственно принята Брандесом, как путь к освобождению человечества. Тонкий психолог и талантливый писатель Иенс Петер Якобсен (Jens Peter Jacobsen, 1847—1885, см.), по образованию своему естественник и популяризатор теории Дарвина в Дании, дебютировал в литературе в 1872 под влиянием революционизирующих лекций Брандеса новеллой «Mogens», положившей основание датскому натурализму. Под влиянием Флобера написан им исторический роман из жизни XVIII в. «Фрау Мария Груббе» (1876). Лучшее же произведение Якобсена — роман «Niels Lyhne» (Нильс Люне, 1880) — на фоне глубоких противоречий современного ему капиталистического общества вскрывает кризис индивидуализма. Проникнутый чувством убежденного атеизма, роман получил название «Библии атеизма». В своих мастерских новеллах Якобсен останавливается на проблемах брака и свободной любви. В отличие от большинства натуралистов он до конца своей жизни оставался позитивистом. Творчество Якобсена оставило глубокий след в датской литературе. Если Якобсен за весь период своей литературной деятельности не свернул с пути натурализма, то блестящий лирик и выдающийся стилист Хольгер Драхман (Holger Drachmann, 1846—1908), начав с воспевания жизни в духе революционного радикализма, постепенно уходит в область романтической лирики и мифологии и кончает глубоким пессимизмом. Его перу принадлежит ряд высокохудожественных произведений, отражающих жизнь моряков: «Paa Sømands Tro og Love» (1878), «Sange ved Havet» (1877) и мн. др.; мифологическая трагедия «Кузнец Волунд», поэма «К востоку от солнца и к западу от луны», драма «Тысяча и одна ночь», авантюрная комедия «Давным давно», романы «En Overkomplet» (Сверхкомплектный, 1876) и «Tannhäuser» (Тангейзер, 1877) написаны под влиянием романов Тургенева. Пессимизмом пронизаны поздние собрания стихов и новелл «Священный огонь» и «Церковь и орган». Герман Банг (Hermann Bang, 1857—1912, см.), начав свой литературный путь с, яркого натурализма (романы из жизни разночинного Копенгагена «Haabløse Slaegter» (Безнадежное поколение, 1880), «Faedra» (Федра, 1883), «Деревянная коробка» и др.), с середины 90-х гг. переходит к упадочным настроениям деклассированной интеллигенции (роман «Ludvigsbakke» (Горка Людвика, 1896)), становясь тем самым основоположником датского декадентства. Лучшими его романами этого периода являются «Mikaël» (Микаэль, 1904) и «De uden Faedreland» (Без отечества, 1906). В своих новеллах Банг является одним из лучших стилистов в датской литературе. Близко к Бангу по характеру своего творчества стоит Петер Нансен (Peter Nansen, 1861—1918, см.), углубляющий свои образы по линии психологической, сгущающий краски и подчеркивающий безвыходность положения своих деклассированных героев (роман «Brødrene Menthe» — «Братья Менте»).

Карл Гьеллерюп (Karl Gjellerups, 1857—1919) и Иоханнес Иергенсен (Johannes Iörgensen, 1866—), оба выходцы из школы Брандеса, переходят в лагерь мистиков, причем Гьеллерюп через свое увлечение Шопенгауэром устремляется к буддизму, Иергенсен же через мистицизм подходит к символизму, становясь основоположником символизма в Дании. Близко к Иергенсену примыкает Вигго Стуккенберг (Viggo Stuckenberg, 1863—1905, см.), который совместно с Иергенсеном вел решительную борьбу с натурализмом в издаваемом ими журн. «Taarnet» (Башня). В своих романах и лирике Стуккенберг искусно переплетал туманную символику с потусторонним мистицизмом. Третьим крупным представителем символизма в датской литературе является поэт Софус Клауссен (Sophus Claussen, 1865—). Конец XIX в. и первые годы XX в. были годами сильного подъема экономической жизни Дании. Интенсификация сельского х-ва дала сильный толчок развитию промышленности. Вместе с промышленностью росло массовое пролетарское движение. Гегемония передовой буржуазно-радикальной интеллигенции сходила на-нет. Социал-демократия завоевала твердые позиции. Буржуазная культура вступила в период глубокого кризиса. В литературе все сильнее начинали звучать нотки пессимизма, неуверенности в будущем, падала вера в прогресс и науку. Неоромантизм с его мистицизмом, тягой к потустороннему миру и крайним индивидуализмом пышно расцвел в Дании. К этому течению примыкают поэт и драматург Хельге Роде (Helge Rode, 1870—), автор пьес «Сыновья короля», «Летнее похождение», трагедии из жизни большого города «Morbus Tellermann» (Морбус Теллерман, 1907), драм из библейской истории «Песнь солнца» и «Каин и Авель», и Нильс Мёллер (Niels Möller, 1859—), автор сборника стихов «Egelunden» (Эгелунден), прекрасных по форме, но весьма туманных по содержанию, и собрания новелл «Händelser» (События, 1890) и «Koglerier» (Фокусы, 1895). Лучшим же представителем неоромантизма является Софус Михаэлис (Sophus Michaëlis, 1865—, см.), автор собрания красочных новелл «äbelo» (Эбельо, 1885) из жизни средневековой Дании и романа «Giovanna» (Джованна, 1901), истории одной любви во Флоренции. Среди его пьес большой популярностью пользуется «Revolutions Bryllup» (Революционная свадьба, 1806). Еще более популярным он стал своими романами «Den evige Søvn. 1812» (Вечный сон, 1912) — из эпохи Наполеона и его похода на Москву — и «Hellener og Barbar» (Эллины и варвары, 1914), фантастический роман из периода борьбы греков с персами. Параллельно с развитием неоромантизма продолжает жить натурализм как выразитель еще теплющегося либерального радикализма. Так, Генрих Понтопидан (Henrik Pontoppidan, 1857—, см.) чужд всякого обскурантизма. Он — трезвый реалист. Его большие романы дают яркую картину социального расслоения современного датского общества (трилогия «Muld» (Земля), «Det forjättede Land» (Забытая страна) и «Dommens Dag» (Судный день, 1895).