Смекни!
smekni.com

Белорусская литература (стр. 3 из 3)

В первой части «Соки цалины» — «Бацькава воля» — Тишки Гартного изображается жизнь местечковой молодежи, увлекающейся социалистическими идеями, которые формируют будущих бойцов за социальное и национальное переустройство Белор-ии. Вокруг этой основной идеи развертывается описание тех классовых противоречий, которые всегда давали о себе знать в мещанско-крестьянском быту, во взаимоотношениях кулацкой части мещанского и крестьянского населения и его беднейших представителей.

«Завируха» М. Чарота целиком является отзвуком событий новой жизни. Этот сборник стихов молодого талантливого поэта, вместе со стихами Тишки Гартного в «Песьнях працы і змаганьня», устанавливает вехи. по которым должно в дальнейшем итти развитие Б. Л. 1923 и 1924 гг. окончательно укрепили советскую идею почти что во всех отраслях белор-ой послереволюционной культуры. И старые и новые поэты сошлись на одной платформе и с одинаковой энергией принялись за работу.

К этому времени не осталось в Б. Л. ни одного писателя, который искал бы иных путей для будущего Белоруссии, чем пути советские.

Те, кому непонятными показались грандиозные проявления революционной бури, сошли с литературной арены: одни умерли эмигрантами в Польше (Алесь Гарун — 1920, М. Ядвигин — 1922), иные перестали писать (Ф. Чернушевич, Г. Левчик, К. Буйло), те же, кто хотя и не сразу, а разобрался в происходящих событиях современности, пошли навстречу будущему твердым шагом. Развитие революции и ее последующие достижения дали белорусским поэтам и писателям новые источники энергии и вдохновения.

На фоне послереволюционной литературы выделяются произведения, представляющие прекрасные образцы как по художественному исполнению, так и по их пролетарской идеологии. Наиболее ярким примером этого рода является поэма М. Чарота «Босыя на вогнішчы». Эта поэма наделала много шуму при своем появлении в 1922. Ей было посвящено много критических очерков и диспутов. М. Чарот в «Босых на вогнішчы» изображает в ярких, сочных красках картины освобождения Белор-ии от польской оккупации, совершенного руками бедноты. Перед читателем проходят полные красоты и силы события этого периода в жизни Белор-ии. Поэма привлекает также своим оригинальным для Б. Л. построением стиха.

«Босыя на вогнішчы» послужили толчком к выявлению широкого пролетарского течения в белор-ой литературе. «Маладняк» — объединение поэтов, которые пришли в литературу после Октября, фактически стал колыбелью этого течения. Целый ряд молодых поэтов, вошедших в это объединение, успели проявить себя на протяжении ближайшего года. Уже в 1923 белор-ому читателю были хорошо известны такие даровитые поэты, как М. Зарецкий, А. Александрович, А. Дудар.

Молодняковцы, в смысле художественного развития и количественных результатов своей работы, достигли особых успехов. На протяжении 1924–1925 ими издано до пяти десятков сборников стихотворений и прозы и около двадцати нумеров журнала «Маладняк». Среди изданных произведений много талантливых, интересных, художественных вещей.

Кроме литературной работы «Маладняк» провел большую общественно-воспитательную работу. Он организовал вокруг себя широкие круги белор-ой рабоче-крестьянской молодежи, из среды которой вышло много начинающих писателей и поэтов.

Отделения «Маладняка», раскинутые по всей Белор-ии и за рубежом (Прага, Рига, Ковно), а также — в Ленинграде и Москве, в свою очередь, довольно широко развили издательское дело: выпускают журналы и сборники рассказов и стихов. Кроме молодых поэтов, отнесенных нами к молодняковцам, надо отметить еще и тех, которые пришли в Б. Л. после Октября, параллельно с молодняковцами. Из них выделяются Я. Неманский, обративший на себя внимание своими рассказами «Над Кроманьню», «Мать» и сборником рассказов «На зломе» и поэт А. Морковка. Оба они с первых шагов твердо стали на революционно-советскую почву и выявили себя в своем творчестве как художники современности. Старейшие из белор-их поэтов, «нашенивцы», сейчас народные поэты Белор-ой советской социалистической республики, Янка Купала и Якуб Колос, резко отвернулись от старых своих мотивов и в своих произведениях воспевают нарождение нового социалистического строя.

К 1925 особенно выразительно обнаружился революционный характер Б. Л., когда появился ряд новых произведений: «Безназовное» (стихи) Янка Купала, «Трэскі на хвалях» Тишки Гартного, «Веснаход» М. Чарота, «У віры жыцьця» М. Зарецкого, «На зломе» Я. Неманского и мн. др. Старые и молодые авторы сошлись на одной дороге, чтобы строить Б. Л. и культуру под руководством коммунистической партии в условиях диктатуры пролетариата.

Из последних произведений старых писателей обращает на себя внимание недавно вышедший из печати сборник рассказов «На просторах жыцьця» Якуба Колоса. В этом сборнике Я. Колос ушел далеко от тех мотивов, которые доминировали в его «Новой земле». Он уже крепко нащупал устои нового быта и идеи, оформляющие новую жизнь в условиях Советской Белор-ии.

Рост и быстрое развитие Б. Л. в Советской Белор-ии не могли не послужить импульсом к творческой деятельности на этой почве и в зарубежных частях Белор-ии. За последние годы появляются многие белор-ие писатели и поэты в зап. Белор-ии, в Латвии и других местах. Наиболее крупные фигуры из зарубежных писателей — Наталья Арсеньевна, Б. Козловская и др. В Латвии издан сборник стихов белор-ими поэтами «Пэршы крок», ими же на протяжении уже больше года издается лит-ая страница в белор-ой газете «Голос белоруса» (Рига). Все же тяжелые условия для национально-культурного развития в буржуазных Польше и Латвии не дают возможности белор-им писателям выявить в полной мере то, что безусловно таит в себе белор-ое угнетенное меньшинство. Частично мешает этому и большая заостренность политической борьбы; последняя в Польше сейчас полностью захватила все активные круги белор-ой интеллигенции, рабочих и передового крестьянства.

Наряду с развитием Б. Л. развивается и лит-ая критика. В этой области уже оформились критики-литераторы, давшие обстоятельные обзоры исторического развития Б. Л., творчества отдельных поэтов и писателей. Из историков литературы на первом месте стоит М. Горецкий, написавший первую историю Б. Л. Из критиков надо отметить А. Навину, начавшего свою работу в этом направлении еще на страницах «Нашей нівы». А. Навиной написаны довольно обстоятельно обзоры творчества целого ряда поэтов и писателей: Янка Купала, Якуба Колоса, Тишки Гартного, М. Богдановича, Э. Бядули, Константина Вуйло, М. Чарота и др. Часть своих очерков А. Навина издал отдельной книжкой под названием «Наши песьняры» (Вильна, 1918). Дальше идет проф. М. Пиотухович, У. Дзержинский, автор обстоятельных исследований белорусской современной литературы, многих хрестоматий, проф. Игнатовский, проф. И. Замотин. В последнее время подают большие надежды как способные критики Т. Глыбоцкий и Н. Байков.

Так. обр. мы видим, как за короткий срок своего существования Б. Л. в своем развитии достигла значительных результатов. Она прошла несколько важных этапов, начиная от шляхетского сентиментализма (В. Дунин-Марцинкевич), через сентиментализм народничества (Ф. Богушевич, Я. Лучина и др.), революционное «возрожденство» (К. Коганец, Тетка, Я. Купала и пр. «нашенивцы»), до революционно пролетарского реализма.

Список литературы

Карский Е. Ф., акад., Белоруссы т. III, Очерки словесности белорусского племени, вып. I, Народная поэзия, М., 1916

вып. II, Старая западно-русская письменность, П., 1921

вып. III, Художественная литература на родном яз., П., 1922

Янчук, Нарыси па гісторыі беларускай літаратуры. Старадауні пэрыод, Менск, 1922

Гарэцкі М., Гісторыя беларускай літаратуры (несколько изданий, последнее — Менск, 1926)

проф. Пиотуховіч, Нарыся па гісторыі беларускай літаратуры, ч. 1 (печ.).