регистрация / вход

Место и роль права в системе социального регулирования

Понятие социальных норм как составной части системы социального регулирования. Нормы права, их понятие и признаки. Соотношение права и иных норм социального регулирования. Общие черты права и морали. Механизм действия норм общественных организаций.

МЕСТО И РОЛЬ ПРАВА В СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. Социальное регулирование, как система социальных норм

ГЛАВА 2. Нормы права: понятие, признаки

ГЛАВА 3. Соотношение права и иных норм социального регулирования

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ВВЕДЕНИЕ

Каждый человек в повседневной жизни сталкивается с вопросом, как правильно поступить в той или иной ситуации, как на работе, в общественных местах, так и дома, в семье. Иначе говоря, у него возникает вопрос: как согласовать свои поступки с интересами общества, государства, других людей? Ответ на вопрос о допустимом, желательном и должном поведении в подавляющем большинстве случаев мы получаем из сложившихся в обществе социальных норм. Одни из них со временем отпадают, другие – возникают, видоизменяются, третьи – навязываются определенными классами, группами или властью. Иначе говоря, процесс становления, формирования социальных норм – фактор субъективный.

Социальные нормы: моральные, правовые, политические, эстетические, корпоративные, религиозные обычаи, традиции, привычки, обряды, ритуалы, требования этикета, корректности, приличия и др. Нормы – это определенные стандарты, образцы, эталоны, модели поведения участников социального общения. Без них невозможно никакое человеческое общежитие, тем более функционирование таких сложных образований, как государство, общество.

Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства.[1]

Человек взаимодействует с государством именно через право. Законы, другие нормативно-правовые акты определяют его права, обязанности, ответственность. Право определяет принципы взаимоотношений человека с государством и обществом, гарантии обеспечения прав и обязанностей, способы защиты прав и законных интересов.

Одним из признаков права является его нормативность. Нормативность права означает, что право в своей значительной части состоит из норм, из общих правил поведения. Нормы права - это общеобязательные правила поведения.

Таким образом, понятие нормы права является одной из основных категорий теории государства и права. Именно от правильного понимания нормы права, взаимного влияния норм права на иные социальные нормы, зависит нормотворчество и правовое регулирование поведения людей в целом. Сказанное выше свидетельствует об актуальности выбранной темы.

Целью данной работы является определение места и роли права в системе социального регулирования.

Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:

1. раскрыть понятие социальных норм как составной части системы социального регулирования;

2. рассмотреть понятие и признаки норм права;

3. рассмотреть взаимодействие права с иными нормами социального регулирования.

Основным методом решения поставленных задач стало изучение научной и правовой литературы.

Настоящая работа посвящается понятиям социальных норм, норм права, формам их взаимодействия и влияния друг на друга.

ГЛАВА 1. Социальное регулирование, как система социальных норм

Уже на ранних стадиях развития человеческого общества люди вынуждены были преодолевать свой «зоологический индивидуализм» и в процессе общения с себе подобными вырабатывать неосознаваемые социальные установления (регуляторы). Эти установления были необходимы для удовлетворения биологических потребностей, для преодоления страха и «налаживания контактов» с непонятными ещё природными земными и небесными силами, и, наконец, для объяснения самой человеческой жизни, её сути и смысла. Формировались эти установления в ходе совместной жизни, охоты, рыбной ловли, при строительстве убежищ. Связь с предыдущими и будущими поколениями осуществлялась путём мифологического построения мира. Это были неразвитые, примитивные «регуляторы», отвечающие, в нашем современном понимании, только на один вопрос, поставленный жизнью, - «можно ли» и содержащие один ответ – «нельзя».[2]

В числе первых таких социальных регуляторов можно назвать обычаи, нормы морали, религиозные нормы, табу, агрокалендари, тотемы, мифы и сказания.

Обычаи – общие правила поведения, возникающие в результате постоянного повторения конкретных образцов поведения, и в силу длительности своего существования вошедшие в привычку людей.

Нормы первобытной морали – правила поведения, регулировавшие отношения между людьми на основе первобытных представлений о добре и зле.

Религиозные нормы – правила поведения, регулировавшие отношения между людьми на основе их религиозных представлений.

Табу – религиозный запрет, налагаемый на какой-либо предмет, действие, слово и т.п., нарушение которого будто бы неминуемо влечет жестокую кару со стороны фантастических духов и богов.

Тотемизм – комплекс верований и обрядов родового общества, связанных с представлением о родстве между группами людей (обычно родами) и тотемами - видами животных и растений.[3]

Агрокалендари – система правил наиболее целесообразного ведения сельскохозяйственных работ и распределения их результатов.

Мифология – совокупность мифов, сказаний, отражавших представления людей о мире, природе и человеке.

Для социальных регуляторов доцивилизационной эпохи развития общества были характерны некоторые общие черты, рассмотрение которых позволит лучше разобраться в генезисе и перспективах развития современных регулятивных средств.

Во-первых, следует отметить их обусловленность природно-естественными факторами. Цикличность многих природных явлений, последовательность смены поколений, размеренность биологических процессов и многое другое повлияло на становление таких социальных регуляторов, как меры, нормы, образцы для поведения людей.

Во-вторых, они носят общий и неоднократный характер, они были «отмерены» для всех людей, принадлежащих к определённой социальной группе (роду, племени), живущих сегодня и рожденных в будущем.

В-третьих, все они – мононормы, т.е. одновременно нормы организации общественной жизни, нормы первобытной морали и религиозные нормы.

В-четвертых, эффективность их реализации была достаточно высока, так как это жизненно-практические правила для человека, которые соблюдались в силу авторитета и привычки. Однако, в необходимых случаях, они подкреплялись коллективным, общественным принуждением.[4]

Именно регулятивные нормы первобытного общества явились прообразом будущего права.

С усложнением социальной жизни, развитием самого человека, изменениями в материальном производстве, изменяется и система социальных норм.

Социальное (нормативное) регулирование – это упорядочение отношений между людьми, их поведения посредством создания и реализации социальных норм. В учебной литературе выделяют несколько подвидов нормативного регулирования. В их числе – регулирование, осуществляемое на основе обычаев и традиций; регулирование, основанное на нормах нравственности (морали); правовое регулирование и т.д.

Социальное (нормативное) регулирование включает следующие составляющие:

1) выработку социальных норм (образцов поведения);

2) реализацию этих норм в деятельности индивидов, организаций;

3) использование мер воздействия ( убеждение, принуждение) в случае нарушения установленных правил.

Необходимым элементом нормативного регулирования является социальная норма. Социальная норма – это правило общего характера, регулирующее поведение людей и деятельность организаций в их взаимоотношениях. При помощи социальных норм достигается наиболее целесообразное взаимодействие людей, решаются задачи, которые не под силу отдельному человеку.[5]

Социальным нормам присущи следующие общие признаки:

1. Социальные нормы действуют в сфере общественных отношений, т.е. регулируют отношения между индивидами, их коллективами и общностями.

2. Социальные нормы являются правилами поведения, т.е. образцами, масштабами, моделями поведения, определяющими социальную практику людей.

3. Социальные нормы носят общий характер (являются общими правилами поведения), т.е. рассчитаны на множество заранее не фиксированных случаев.

4. Социальные нормы носят сознательно-волевой характер. Это означает, что они адресованы именно к сознательному, осознанному поведению, при котором люди четко представляют себе границы возможного и должного поведения. При этом социальные нормы устанавливаются в определенной мере по воле людей, отражают коллективное волеизъявление.

5. Социальные нормы объективно обусловлены экономическими и социальными условиями жизни общества. В содержание понятия нормы, помимо нормированности поведения, входит элемент нормальности, который означает, что в норме фиксируется естественное, нормальное, социально приемлемое состояние общественных отношений. Отсюда - еще одно свойство социальных норм, напрямую связанное с предыдущим.

6. Реализованность социальной нормы, ее воплощенность в социальную практику. Неприменяемая норма не является таковой по определению. «Нормальность» нормативного предписания предполагает типичность определенных социальных связей, их распространенность, массовидность. При отсутствии этого качества никакое «внешнее», навязанное предписание не станет нормой. По большей части общественные институты фиксируют фактически сложившиеся типичные нормы.

7. Социальные нормы, в отличие от технических, бывают различными в разных обществах, социальных группах (что естественно вытекает из их обусловленности условиями жизни людей).

8. Социальные нормы обладают в определенной мере императивностью, обязательностью исполнения. Они всегда связаны с какими-либо мерами общественного воздействия на нарушителей. Степень обязательности разных видов норм различна. Так, максимальной обязательностью обладают юридические нормы, а обязательность таких нормативных систем как мода, эстетические нормы весьма относительны.[6]

Социальным нормам свойственны следующие функции:

1. Регулятивная функция социальных норм предопределяется тем, что они упорядочивают, регулируют поведение людей, способствуют нормальному функционированию общества.

2. Оценочная функция связана с тем, что социальные нормы служат основанием оценки социально-значимого поведения людей (нравственное – безнравственное, правомерное – неправомерное).

3. Трансляционная (передающая) функция социальных норм производна от того, что в них сконцентрирован определённый социальный опыт, достижения развития общества, культуры. Знакомство с ними способствует сознательному соблюдению установленных правил.[7]

Социальные нормы многочисленны, отличаются своей спецификой. Кроме того, разные социальные нормы могут возникать различными способами и на разной основе. Некоторые нормы, будучи первоначально непосредственно включены в деятельность, не выделяются из поведения и являются его элементом. Устоявшиеся в практике образцы такого поведения, получая общественное осознание, оценку, могут трансформироваться в сформулированные правила, а могут сохраняться на основе доминирующих в общественном сознании идей об основаниях и принципах социальной организации. В этой связи, как для теории, так и для практики немаловажна классификация социальных норм.

Классифицировать социальные нормы можно по различным критериям.

С точки зрения юридической науки основной классификацией социальных норм является классификация, критерием которой выступает способ формирования и способ обеспечения социальных норм. На этом основании все социальные нормы подразделяются на две группы: правовые нормы и иные социальные нормы.

Правовые нормы и по способу формирования, и по способу обеспечения связаны с государством. Они устанавливаются или санкционируются государственной властью, с одной стороны, и обеспечиваются силой государственного принуждения, с другой.[8] Иные социальные нормы формируются иными социальными институтами и обеспечиваются иными ( негосударственными ) мерами воздействия.

В зависимости от особенностей формирования и обеспечения иных (внеправовых) социальных норм они подразделяются на три основных вида:

- обычаи - исторически сложившиеся правила поведения общего характера, вошедшие в привычку людей в результате многократного повторения и являющиеся регулятором общественных отношений. С точки зрения способа формирования обычаи складываются исторически, естественным путем как устоявшиеся и наиболее приемлемые варианты поведения; они формируются обществом независимо от государства. С точки зрения способа обеспечения обычаи поддерживаются прежде всего силой привычки; кроме этого, как и все социальные нормы, они обеспечены силой общественного мнения.

- нормы морали (нравственности) - общие правила поведения, основанные на представлениях людей о добре, зле, чести, долге, справедливости и т.п. категориях, поддерживаемые внутренним убеждением личности и силой общественного мнения. С точки зрения способа формирования нормы нравственности складываются в обществе, впитываются личностью в процессе социализации, внедряются в сознание путем воспитания. С точки зрения способов обеспечения специфичной для нравственных норм является поддержка силой внутреннего убеждения личности; помимо этого нормы нравственности поддерживаются силой общественного мнения, причем для них этот способ более значим, чем для других социальных норм.

- корпоративные нормы - правила поведения, установленные тем или иным объединением людей, регулирующие отношения между членами этого объединения и поддерживаемые мерами воздействия самих этих общественных объединений. Примерами таких норм могут быть уставы всевозможных общественных объединений, клубов по интересам, например, клуба любителей кошек, клуба филателистов, домовых комитетов и т.д. С точки зрения и способов формирования, и способов обеспечения эти нормы связаны с различными негосударственными объединениями граждан, они устанавливаются этими объединениями самостоятельно, с целью упорядочить их взаимоотношения в процессе общения по интересам. При этом граждане самостоятельно вводят меры воздействия на тех членов объединения, которые нарушают установленные им нормы. Самой значительной мерой обеспечения корпоративных норм является исключение из членов данного общества.

Все классификации социальных норм тесно пересекаются друг с другом. Охарактеризовать отдельную группу социальных норм можно, лишь отразив ее особенности с точки зрения различных классификаций.

ГЛАВА 2. Нормы права: понятие, признаки

Право – многогранное явление, призванное регулировать общественные отношения. Его можно рассматривать с разных сторон.

Право - форма общественного сознания, суть которой состоит в социальной регуляции. Выражена она в социальных нормах, обеспеченных принуждением со стороны государства, в чем заключается основное отличие права от морали. Такое понимание права было четко сформулировано К. Марксом и Ф. Энгельсом, рассматривавшими его как возведенную в закон волю господствующего класса, и развито В. И. Лениным, указавшим на связь права с государственным принуждением.

По другой трактовке, распространенной преимущественно в западной науке, право - форма общественного сознания и соответственно социальной регуляции, выраженная в наиболее важных нормах (по распространенному определению, составляющих «минимум морали») и обеспеченных каким-либо принуждением. Принципиальное различие этих трактовок состоит в том, что, согласно первой, право возникает вместе с государством и является его функцией, а согласно второй, - существовало всегда.

В марксистской теории и этнографии преобладает взгляд, что право развилось из социальных норм или обычаев (т. е. опривыченных правил поведения). Из их числа, формирующееся или сформировавшееся государство, отобрало наиболее выгодные для господствующего класса (прежде всего обеспечивающие защиту собственности, эксплуатации власти и привилегий), и, придав им силу закона, сделало, так называемыми, юридическими обычаями. В отличие от моральных норм юридические обычаи были с самого начала едины в своей классовой обусловленности, что также стало отличительной чертой права. Это первоначальный пласт - так называемое обычное право.

Одним из важнейших свойств права является его нормативность. Это означает, что право состоит из норм. Норма права - это мельчайшее подразделение правовой материи.[9] Как пишут в большинстве учебных пособий, норма права является первичной, элементарной частицей, «клеточкой» права.[10] И это действительно так. Норма устанавливает типовые, обобщенные варианты поведения; это правила поведения общего характера. Именно нормативность права позволяет распространять государственные веления на всех, делать их общезначимыми, общедоступными и общеобязательными.

С определенной точки зрения право представляет собой совокупность норм. Право - это не только нормы, но без норм невозможно существование права в его теперешнем понимании.[11] Именно нормативность делает право универсальным регулятором общественных отношений применительно к нашей (законодательной) правовой системе.[12]

Нормы права выступают как предписание и как образец, модель поведения в правовых отношениях. Они служат исходной базой правового регулирования, в них указывается, что дозволено и что разрешено, каковы последствия соблюдения или нарушения зафиксированного в них предписания. Нормы права – это основа функционирования всего механизма правового регулирования.

Все это подчеркивает значимость такого правового явления как нормы права.

В теории государства и права принято выделять следующие признаки нормы права.

1. Государственно-властный характер норм права. Норма, как правило поведения, всегда исходит от государства. Даже в том случае, когда государство санкционирует то или иное правило поведения, это правило признается государством, следовательно, выражает государственную волю, представляет государство, опирается на его мощь.

2. Норма представляет собой правило, т.е. образец, масштаб, эталон поведения людей, их коллективов. В норме права заложена некая модель поведения, и она призвана направлять поведение людей в соответствии с этой типовой моделью. Иными словами, норма права выполняет функцию моделирования общественных отношений. К тому же норма имеет и еще один аспект: она выражает нормативность в значении нормальности, социальной оправданности поведения.[13]

3. Юридическая норма - это правило поведения предписывающего характера, она представляет собой государственно-властное предписание.[14] Норма - это масштаб поведения, который извне регулирует поведение людей (этим норма права отличается от норм нравственности). Норма права исходит от государства, поддерживается его силой, поэтому юридическая норма - это особое предписание, которое характеризуется властностью. В строгом смысле государство предписывает что-либо только в обязывающих нормах. В запрещающих нормах определяются рамки возможного поведения, исключаются те или иные варианты поведения. В управомочивающих нормах вообще нет предписывания какого-либо поведения, так как они предоставляют возможность самостоятельного, инициативного поведения.[15]

4. Формальная определенность правовой нормы. Это означает, что норма имеет внешнюю форму выражения, т.е. фиксируется в источниках права. Именно благодаря внешней форме норма обретает силу юридической нормы.[16] Основным источником права в нашей стране является закон, поэтому в литературе формальная определенность часто определяется как выраженность нормы именно в нормативно-правовом акте.[17] Однако норма - это частица права в целом.[18] Поэтому правовыми признаются нормы, закрепленные в следующих источниках:

- нормативно-правовые акты (Конституция, законы, подзаконные акты);

- международно-правовые документы (договоры, соглашения, конвенции и др.);

- правовые обычаи;

- нормативные договоры.

5. Предоставительно-обязывающий характер нормы права. Означает, что норма права предоставляет лицам субъективные права и налагает на них юридические обязанности. Однако не все нормы права напрямую обладают таким качеством. Существуют так называемые нормы специального действия. Например, это нормы, которые дают определения правовых понятий, или нормы, решающие противоречия в действии других правовых норм.

6. Общеобязательность нормы права. Означает, что норма права действует на всех без исключения. Норма предполагает возможность принудительного осуществления, она обеспечена государственной властью, поэтому она носит общеобязательный характер в большей степени, чем другие социальные нормы.[19]

7. Абстрактный, обобщенный характер правовой нормы. Нормы направляют поведение людей постепенно, непрерывно, во многих заранее не фиксированных случаях.

8. Как и право в целом, нормы отличаются системностью. Это означает, что они действуют комплексно, в системе. Каждая норма дополняет другую, их предписания взаимосвязаны и лишь совокупность норм позволяет осуществлять правовое регулирование в обществе.[20]

Рассмотрев признаки правовой нормы, мы можем перейти к ее определению. Надо сказать, что вопрос об определении правовой нормы весьма неоднозначен. Кроме традиционного, существуют и иные, альтернативные, определения правовой нормы. Они более точны с научной точки зрения, однако в учебных целях все же лучше использовать традиционное определение, которое охватывает большинство признаков правовой нормы. И всегда нужно помнить, что любое определение достаточно условно; оно выделяет некоторые характерные черты, свойства и всегда требует дополнения.

Итак, норма права - это общеобязательное, формально-определенное правило поведения общего характера, предоставляющее лицам субъективные права и налагающее на них юридические обязанности, которое поддерживается принудительной силой государства. [21]

ГЛАВА 3. Соотношение права и иных норм социального регулирования

Система социального регулирования - взаимодействие видов социальных норм, выделенных на основании их регулятивной специфики. Такой подход предпочтителен для целей юридических исследований и потребностей юридической практики. Выявление места и роли правовых норм в системе социального нормативного регулирования означает в данном случае соотнесение правовых и иных социальных норм.

Соотношение права с другими социальными нормами определяется тремя моментами: их единством, различием и взаимодействием.

Единство заключается в том, что право, обычаи, мораль, корпоративные нормы - все они относятся к социальным нормам. Признаки социальных норм, о которых мы говорили выше, в полной мере относятся к нормам права. Все эти явления относятся к социальным регуляторам, выполняя сходные социальные функции; они вызываются к жизни аналогичными причинами и обусловлены условиями жизни данного общества.[22] Кроме этого, у социальных норм есть общие черты и с точки зрения средств обеспечения. Все они выполняются в большей мере добровольно, под влиянием сознательности и убежденности людей в их полезности. Меры общественного воздействия, прежде всего сила общественного мнения, поддерживают все виды социальных норм, в том числе и правовые. Другое дело, что для правовых норм эти меры не являются единственным средством обеспечения.

Различия социальных норм многоплановы. Основными критериями разграничения правовых и иных социальных норм являются способы их формирования и обеспечения. Помимо этого, нормы права отличаются от других социальных норм :

- по форме выражения. Правовые нормы фиксируются в официальных нормативных актах, издаваемых органами государства. Иные нормы существуют в сознании людей, в различных знаковых системах и иных формах объективации, не имеющих официального характера;

- по сфере действия. Нормы права регулируют общественные отношения, поддающиеся правовому урегулированию и нуждающиеся в нем. Как правило, это наиболее значимые общественные отношения. Иные социальные нормы могут регулировать как те же сферы, что и правовые нормы, так и отношения, безразличные с точки зрения права. С другой стороны, правовые нормы затрагивают ряд отношений, нейтральных с точки зрения морали и иных социальных норм, отношений, не затронутых этими регуляторами. Кроме того, нормы права распространяют свое действие на всех лиц, находящихся на территории государства или административно-территориальной единицы. Все иные нормы в той или иной мере локализованы, сфера их действия значительно уже;

- по тенденциям развития. Нормы права появляются лишь на отдельной стадии развития общества. При этом неотъемлемым свойством права является динамизм, что позволяет ему трансформироваться вместе с обществом. Обычаи и нормы морали появились раньше правовых норм, при этом они более консервативны, медленнее формируются и медленнее исчезают.

Взаимодействие права и иных социальных норм определяется прежде всего вышеназванными различиями между ними и, кроме этого, зависит от содержания норм.

Право и мораль имеют как общие черты, так и особенности. Главные общие черты права и морали состоят в следующем:

1) право и мораль представляют собой разновидности социальных норм, образующих в совокупности целостную систему социального (нормативного) регулирования;

2) право и мораль преследуют одни и те же цели и задачи – упорядочение и совершенствование общественной жизни, внесение в нее организующих начал, развитие и обогащение личности, защиту прав человека, утверждение идеалов гуманизма, справедливости;

3) у права и морали один и тот же объект регулирования – общественные отношения (только в разном объеме), они адресуются к одним и тем же людям, слоям, группам, коллективам; их требования во многом совпадают;

4) право и мораль в качестве нормативных явлений определяют границы должных и возможных поступков субъектов, служат средством выражения и гармонизации личных и общественных интересов;

5) право и мораль в философском плане представляют собой надстроечные категории, обусловленные прежде всего экономическими, а также политическими, культурными и иными детерминирующими факторами, что делает их социально однотипными в данном обществе или в данной формации;

6) право и мораль выступают в качестве фундаментальных общеисторических ценностей, показателей социального и культурного прогресса общества, его созидательных и дисциплинирующих начал. Цель права – «установить совместную жизнь людей так, чтобы на столкновения, взаимную борьбу, ожесточенные споры тратилось как можно меньше душевных сил». Таково же в сущности и назначение морали. Ведь право – возведенная в закон нравственность.

Однако наряду с общими чертами право и мораль имеют существенные отличительные черты и свойства, обладают своей спецификой:

1) Если право возникает вместе с государством, то мораль рождается задолго до появления государственно-организованного общества.

2) Право состоит из норм, установленных и санкционируемых в определенном порядке компетентными государственными органами и зафиксированных в юридических актах. Мораль же включает не только нормы, но и представления, чувства, т.е. является более сложным по своей структуре явлением.

3) В нормах права выражается и закрепляется воля народа, в морали же воля выступает в форме общественного мнения. Отдельные принципы и нормы морали могут быть систематизированы, но в целом нравственные воззрения, представления, требования выражаются в общественном мнении, передаются им.

4) Содержание норм права характеризуется определенностью, конкретностью. В них предусмотрены, подчас весьма подробно, права и обязанности сторон, черты взаимоотношений. Моральные же требования отличаются более широким содержанием, дают больший простор для толкования. Например, мораль осуждает все виды обмана и лжи (включая использование шпаргалок), в праве же осуждение конкретизируется применительно к отдельным видам неправомерного обмана (например, мошенничество).

5) Отличие норм права и морали проявляется также и в характере гарантий осуществления этих норм. Требования норм права и норм морали исполняются большинством наших граждан добровольно в силу понимания долга. Нормы морали реализуются в силу привычки. внутренних побуждений. Внутренним гарантом морали выступает совесть человека, а внешним – сила общественного мнения. Право же опирается на собственный моральный авторитет, но в качестве специфической гарантии воплощения его норм выступают авторитет и принудительная власть государства.

6) Право и мораль опираются на меры принуждения, но их характер и способ осуществления различен. В сфере морали принуждение выступает в форме общественного мнения, решения коллектива. Общественность в случае совершения человеком аморального поступка определяет меру осуждения, соответствующего морального воздействия. Моральные нормы заранее не регламентируют конкретные формы и меры принуждения. Это могут быть обсуждение, порицание, предупреждение. В случае же совершения правонарушения соответствующие государственные органы обязаны принять меры, предусмотренные законодательством.

7) Различие между нормами права и морали проявляется и в оценке мотивов поведения человека. Право предписывает необходимость всесторонней оценки поведения человека, совершившего правонарушение, особенно преступления, но с правовой точки зрения безразлично, какими мотивами руководствовался человек в конкретном случае, если его поведение по своим результатам является правомерным, законным. С моральной же точки зрения важно выявить мотивы, стимулы человека в выборе определенного варианта поведения, которое внешне является правомерным и нравственным.

8) Различны и исторические судьбы права и морали. Право отомрёт вместе с государством, а нормы морали получат свое дальнейшее развитие, обогатятся новым содержанием, останутся одним из основных видов регулирования поведения людей в обществе.

Право и мораль находятся в тесном единстве и взаимодействии. С помощью норм права государство добивается утверждения прогрессивных норм морали, которые в свою очередь способствуют укреплению морального авторитета права, воспринимаемого как социальная ценность всего общества. Соблюдение норм права входит в содержание нравственного долга граждан в обществе. С развитием морального и правового сознания повышается авторитет норм права, совершенствуются как нормы морали, так и нормы права.

Для морали и права характерно единство, которое выражается в их взаимодействии и взаимопроникновении. Взаимопроникновение сказывается в том, что право основывается на морали и является одной из форм ее существования. Взаимодействие выражается в единстве действия обоих видов социальных норм.

Право и мораль – дополняющие друг друга средства социального нормативного регулирования. Их взаимодействие носит преимущественно созидательный, конструктивный характер. В реальной действительности право и мораль нерасторжимы, они функционируют в единстве, органически переплетаясь между собой, дополняя и обогащая друг друга.

Обычаи занимают особое положение в системе социальных норм; это такие правила поведения, которые складываются в определенной общественной среде, передаются из поколения в поколение, выступают естественной жизненной потребностью людей, и в результате постоянного воспроизводства конкретных образцов поведения и деятельности и в силу длительности своего существования становятся привычными для них. Они несколько менее связаны с правом, чем, например, моральные нормы, но тем не менее не являются нейтральными. Существование обычая в виде привычки означает отсутствие особых механизмов его обеспечения, отсутствие необходимости в определенном принуждении, поскольку следование привычке обеспечено самим фактом ее существования, т. е. естественно.

Нормы права и обычаи обладают рядом общих признаков, присущих всем социальным нормам: являются общими, обязательными правилами поведения людей, указывая какими должны или могут быть человеческие поступки по мнению определенных коллективов.

Вместе с тем обычаи и нормы права отличаются друг от друга по происхождению, по форме выражения, по способу обеспечения реализации. Если обычаи появились с возникновением человеческого общества, то нормы права существуют в государственно-организованном обществе; если обычаи не закрепляются в специальных актах, а содержатся в сознании людей, то нормы права существуют в определенных формах; если обычаи обеспечиваются силой общественного мнения, то нормы права могут реализовываться и с учетом возможности государственного принуждения.

Сегодня, как правило, говорят о взаимодействии права и обычаев, которое рассматривается преимущественно как «отношение» юридических норм к существующим в обществе обычаям. Такое «отношение» сводится к трем основным вариантам.

1. Юридические нормы поддерживают обычаи, полезные с точки зрения общества и государства, создают условия для их реализации.

2. Юридические нормы могут служить вытеснению вредных с точки зрения общества обычаев.

3. Юридические нормы безразличны к действующим обычаям. Таких обычаев большинство и связаны они главным образом с межличностными отношениями, бытовым поведением людей.

В обществе исключительно много обычаев. Свои обычаи имеют различные этносы, социальные группы, сообщества. Разнятся обычаи и в зависимости от регионов, поскольку отражают все своеобразие жизнедеятельности людей, определяемое спецификой жизни в различных условиях.

От взаимодействия права и обычая надо отличать правовой обычай как источник (форму) права, сохранивший некоторое значение и в настоящее время.

При взаимодействии права и обычая сама обычная норма юридического значения не имеет, а значимы действия, совершенные при реализации ее требований. В правовом обычае юридическое значение придается именно обычной норме путем ее соответствующего санкционирования. Другими словами, в этом случае обычай приобретает юридический статус без его текстуальной формулировки в правовом документе.

Корпоративные нормы (нормы общественных организаций) являются неотъемлемой частью системы нормативного регулирования общественных отношений. Они вырабатываются на основе взаимодействия и слияния индивидуальных воль отдельных членов различных общественных организаций.

Корпоративные нормы (нормы общественных организаций) – это установленные правила поведения, выраженные в уставах, положениях, решениях общественных организаций для реализации и достижения целей их функционирования.

Нормы общественных организаций являются одним из видов социальных норм. Общепризнанным является подразделение норм общественных организаций на правовые и неправовые.

В целях организации своей деятельности, успешного решения внутренних задач общественные организации создают корпоративные нормы. Специфическая их особенность состоит в том, что их действие ограничено пределами той или иной общественной организации и вследствие этого носит локальный характер.

Корпоративные нормы регулируют только внутренние отношения: задачи и цели данной общественной организации, компетенцию органов, их права и обязанности, порядок вступления и выхода из данной организации, гарантии соблюдения норм (в частности, мерами общественного воздействия).

Нормы общественных организаций правового характера могут содержаться в совместных актах государственных органов и общественных организаций, но приобретают при этом в большей степени значение правового акта, так как исходят главным образом от государства. Все общественные организации могут принимать участие в правотворчестве, однако осуществляют эту свою функцию в различных формах и в разном объеме. Право издавать нормативно-правовые акты закреплено в основном за профсоюзами и отдельными видами кооперации.

Механизм действия норм общественных организаций сходен с правовым. Они имеют политическое содержание, обеспечиваются при помощи организационных мер и санкций и т. д. Однако следует отметить отсутствие непосредственной связи корпоративных норм с государственной деятельностью. Эти нормы уступают правовыми по силе, сфере действия, категоричности, однако имеют и преимущества: выражают активность и инициативу, являются самодеятельными, распространяют свое влияние за пределы правового регулирования.

Таким образом, общие черты норм права и норм общественных организаций следующие: они содержат четкие, ярко выраженные правила поведения; закреплены в специальных актах; представляют собой системы норм. Различие между ними – в степени обеспечения: если нормы права принимаются государством и обеспечиваются его принудительной силой, то нормы общественных организаций принимаются ими и ими же, то есть силой общественного мнения данной общественной организации, обеспечиваются. Кроме того, отметим определенный приоритет норм права, признаваемый в нормах общественных организаций.

Единство правовых норм и норм морали, как и единство всех социальных норм цивилизованного общества, основывается на общности социально-экономических интересов, культуры общества, приверженности людей к идеалам свободы и справедливости.

Взаимодействие норм права и других норм - обоюдный процесс, оно не является односторонним воздействием одного явления на другое. Учитывая это, можно выделить следующие формы взаимодействия права и иных социальных норм.

Влияние норм права на иные социальные нормы.

Во-первых, нормы права могут поддерживать действие иных социальных норм.

Во-вторых, нормы права могут учитывать в своем составе другие социальные нормы. Например, уголовная ответственность за ношение оружия не распространяется на те случаи, когда оружие является традиционным элементом национального костюма; общенародные, наиболее распространенные праздники фиксируются в трудовом законодательстве в качестве выходных дней и т.д.

В-третьих, нормы права могут вытеснять некоторые социальные нормы. Например, законодательно запрещаются обычаи кровной мести, похищения невесты.

Влияние на нормы права иных социальных норм.

Во-первых, некоторые социальные нормы могут поддерживать право.

Во-вторых, некоторые социальные нормы используются в процессе реализации и применения права. Например, закон в ряде случаев ссылается на обычаи как источники права.

В-третьих, некоторые социальные нормы помогают уяснить содержание норм права. Например, такие оценочные понятия законодательства как «аморальный поступок», соблюдение профессиональной этики и т.п. могут быть поняты только с учетом содержания других социальных норм.

При противоречии норм права и иных социальных норм приоритетным действием всегда обладают нормы права.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, социальное (нормативное) регулирование – это упорядочение отношений между людьми, их поведения посредством создания и реализации социальных норм.

Социальная норма – это правило общего характера, регулирующее поведение людей и деятельность организаций в их взаимоотношениях. При помощи социальных норм достигается наиболее целесообразное взаимодействие людей, решаются задачи, которые не под силу отдельному человеку.

Все социальные нормы подразделяются на две группы: правовые нормы и иные социальные нормы.

Правовая норма - это общеобязательное, формально-определенное правило поведения, установленное и обеспеченное государством, закрепленное и опубликованное в официальных актах, направленное на регулирование общественных отношений путем определения прав и обязанностей их участников.

Иные социальные нормы подразделяются на три основных вида: обычаи, нормы морали (нравственности), корпоративные нормы.

Право – система общеобязательных формально определённых норм, выражающих меру свободы человека, принятых или санкционированных государством и охраняемых им от нарушений.

Самое общее и вместе с тем самое важное, что можно сказать о праве, состоит, пожалуй, в том, что оно принадлежит к организующим факторам, которые упорядочивают и регулируют нашу жизнь. По природе своей право есть нормативный регулятор, его социальное назначение проявляется в регулировании той части жизненных процессов, которые люди пытаются сознательно организовывать, приводить в некий порядок, а затем поддерживать, контролировать, сохранять и защищать ради определенных целей.

· право нацелено на создание устойчивого, стабильного порядка в общественных отношениях;

· право обеспечивает свободу человека во всех сферах его жизнедеятельности;

· благодаря праву человек обретает состояние защищенности, безопасности для себя и своей семьи;

· на правовой основе формируются институты гражданского общества: рыночная экономика, многопартийная политическая система, демократическая избирательная система, свободная «четвертая власть» (средства массовой информации) и правовое государство.

Право, при всей своей относительной самостоятельности, регулирует общественные отношения во взаимодействии не только с моралью, но и с иными нормами, как элемент системы социального регулирования.

В условиях правового общества, для эффективной работы демократического государства необходимо гармоничное взаимодействие права с иными социальными нормами.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Официальные документы

1. Конституция Российской Федерации. Гимн Российской Федерации. Герб Российской Федерации. Флаг Российской Федерации. – М.: Издательство «Омега – Л», 2009. – 63 с.

Специальная литература

2. Алексеев Л.И. К вопросу об общем понятии права // Государство и право. -1993. - № 6. - С. 128-133.

3. Гайворонская Я.В. К вопросу о понимании правовых и юридических норм // Правоведение. - 2001. - № 3. - С. 39-44.

4. Идея права: Репрессивное ЗЛО или социальная необходимость?: Пер. с англ. / Д. Ллойд. - М.: ЮГОНА, 2002. - 416 с.

5. Лившиц Р.З. Теория права: Учебник для вузов. - 2-е изд. - М.: Бек, 2001. - 234 с.

6. Магазинер Я.М. Заметки о праве // Правоведение. - 2000. - № 5. - С. 215-224.

7. Мальцев В.А. Право как нормативно-деятельностная система // Журнал российского права. - 2002. - № 4. - С. 94-103.

8. Марченко М.Н. Формы права: проблемы понятия и значение // Вестник Московского университета. - 2002. - № 1. - С. 3-15.

9. Матузов Н.И. Право как мера свободы и ответственности личности // Атриум. - 1999. - № 1. - С. 20-26.

10. Основы права: Учеб. пособие / Под ред. Лазарева В.В. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юристъ, 1998. - 448 с.

11. Перевалов В.Д. Теория государства и права: учебник. - М.: Издательство Юрайт, Юрайт-издат, 2010.- 379 с.

12. Право: Курс лекций / Под общ. ред. Варывдина В.А. - М.: Пед. общество России. Ноосфера, 1999. - С. 348 с.

13. Правовые акты: Учебно-практическое и справочное пособие / Тихомиров Ю.А., Котелевская И.В. - М.: Изд-е г-на Тихомирова М.Ю., 1999. - 381 с.

14. Пугинский Б.И. О норме права // Вестник Моск. университета. - 1999. - № 5. - С. 23-33.

15. Сущность права: Проблемы теории и философии права / О.Э. Лейст. - М.: Зерцало-М, 2002. - 288 с.

16. Теория государства и права: курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юристъ, 2004. - 776 с.

17. Теория государства и права: Учебник / Под ред. Бабаева В.К. – М.: Юристъ, 2002. – 592 с.


[1] Конституция Российской Федерации. Гимн Российской Федерации. Герб Российской Федерации . Флаг Российской Федерации. – М.: Издательство «Омега – Л», 2009. – С.3.

[2] Перевалов В.Д. Теория государства и права: учебник. - М.: Издательство Юрайт, Юрайт-издат, 2010.- с.33.

[3] Перевалов В.Д. Теория государства и права: учебник. - М.: Издательство Юрайт, Юрайт-издат, 2010.- с.34.

[4] Теория государства и права: Учебник / Под ред. В.К. Бабаева. - М.: Юристъ, 2004. - С. 37.

[5] Сущность права: Проблемы теории и философии права / О.Э. Лейст. - М.: Зерцало-М, 2002. - С. 131.

[6] Теория государства и права: курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юристъ, 2004. - С. 332-333.

[7] Теория государства и права: Учебник / Под ред. В.К. Бабаева. - М.: Юристъ, 2004. - 592 с.

[8] Теория государства и права: Учебник / Под ред. В.К. Бабаева. - М.: Юристъ, 2004. - С. 372.

[9] Алексеев Л.И. К вопросу об общем понятии права // Государство и право. - 1993. - № 6. - С. 129.

[10] Лившиц Р.З. Современная теория права: Крат. очерк / Ин-т государства и права РАН. - М., 1992. - С. 17.

[11] Алексеев Л.И. К вопросу об общем понятии права // Государство и право. - 1993. - № 6. - С. 129.

[12] Магазинер Я.М. Заметки о праве // Правоведение. - 2000. - № 5. - С. 217.

[13] Пугинский Б.И. О норме права // Вестник Моск. университета. - 1999. - № 5. - С. 25.

[14] Гайворонская Я.В. К вопросу о понимании правовых и юридических норм // Правоведение. - 2001. - № 3. - С. 42.

[15] Лившиц Р.З. Теория права: Учебник для вузов. - 2-е изд. - М.: Бек, 2001. - С. 113.

[16] Марченко М.Н. Формы права: проблемы понятия и значение // Вестник Московского университета. - 2002. - № 1. - С. 6.

[17] Правовые акты: Учебно-практическое и справочное пособие / Тихомиров Ю.А., Котелевская И.В. - М.: Изд-е г-на Тихомирова М.Ю., 1999. - С. 176.

[18] Основы права: Учеб. пособие / Под ред. Лазарева В.В. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юристъ, 1998. - С. 229.

[19] Мальцев В.А. Право как нормативно-деятельностная система // Журнал российского права. - 2002. - № 4. - С. 98.

[20] Право: Курс лекций / Под общ. ред. Варывдина В.А. - М.: Пед. общество России. Ноосфера, 1999. - С. 95.

[21] Идея права: Репрессивное ЗЛО или социальная необходимость?: Пер. с англ. / Д. Ллойд. - М.: ЮГОНА, 2002. - С. 334.

[22] Матузов Н.И. Право как мера свободы и ответственности личности // Атриум. - 1999. - № 1. - С. 25.

ОТКРЫТЬ САМ ДОКУМЕНТ В НОВОМ ОКНЕ

ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ [можно без регистрации]

Ваше имя:

Комментарий