Смекни!
smekni.com

Музыка и живопись в творчестве Германа Гессе (стр. 3 из 3)

Гессе доставляла удовольствие эта игра, не только самим процессом, но и результатом. Ему радостно было сознавать, что благодаря этому «в дорогих людях зажжется луч надежды, утешения и новых сил, раздастся восторженный крик детей, появится улыбка у больных и стариков, и то тут, то там блеснет вера и доверчивость в усталых, потерявших мужество сердцах» [4, с.183]. Самодельные книжечки превращались в посылки с кофе, рисом, сахаром, маслом и шоколадом.

Живопись была главным занятием для Гессе в летние месяцы, когда он «прилежно, насколько позволяли глаза, сидел под каштанами на (...) прекрасных опушках и писал акварельными красками веселые тессинские холмы и деревни...» [6. с.128]. Особенно очаровывала Гессе пора «бабьего лета» : «Ни в какое другое время не слышу я так, как в эти дни, зов бренности, ни в какое другое время года не впиваю в себя краски земли так жадно и вместе с тем бережно...» [6, с.128]. Радуют Гессе и маленькие удачи по части живописи, в которой он был «немного честолюбив».Он продал несколько листов, а один германский ежемесячник согласился, чтобы он иллюстрировал «статью одного писателя о тессинском ландшафте». Гессе впервые получил гонорар как художник и писал об этом: «....может быть мне все-таки еще удастся совсем уйти от литературы и кормиться более симпатичным мне ремеслом живописца» [6, с.128].

Гессе-художник был чрезвычайно плодовит: только тессинских ландшафтов он написал около трех тысяч. Первая выставка его акварелей состоялась 1920 году в Базеле, одна из последних на родине писателя в г.Кальве, посвященная 125-летию Гессе. Неоднократно издавались отдельные альбомы с репродукциями, стихи и сказки поэта с его иллюстрациями.

Живопись и литературное творчество преплетались в нем также органично, как и музыка. Творить было для него захватывающим занятием. Музыка помогала ему выбрать из трех слов одно-единственное, помогала слышать и чувствовать всю фразу, «каким-то таинственным путем всегда ощущать тон и пропорции всей главы, всей книги.» Равное напряжение и концентрацию мысли, по словам Гессе, он испытывал только еще при занятии живописью: «Сходство тут полное. Тщательно и точно согласовывать каждый цвет с соседним легко и просто, этому можно научиться и затем сколько душе угодно практиковать. Но, помимо того, постоянно видеть перед собой и принимать в расчет все части картины, даже вовсе еще ненаписанные и невидимые, ощущать все хитросплетение перекрещивающихся тонов и полутонов – вот что невероятно трудно и редко удается» [8, с.136-137].

Но, как отмечал Лессинг, живопись в силах отобразить только одно мгновение, один момент, поэт же «берет, если хочет, каждое действие в самом его начале и доводит его, всячески видоизменяя, до конца. Каждое из таких видоизменений, которое от художника потребовало бы особого произведения, стоит поэту лишь одного штриха ...» [10, с.97]. По словам Лессинга, «Невозможно ни на каком другом языке передать музыку, которая слышится в словах поэта. Точно так же нельзя воссоздать ее и по картине, а между тем это лишь одно из самых незначительных преимуществ поэзии перед живописью. Главнейшее же ее преимущество состоит в том, что поэт при помощи целого ряда картин подводит нас к тому, что составляет сюжет одной определенной картины художника» [10, с.178].

Наглядно это можно продемонстрировать, приведя одно из стихотворений Гессе – «Последний игрок в бисер»:

Игрушкой, бисером, рука его полна,

Сидит согнувшись он, вокруг него страна

Войною и чумой разорена, а на руинах

В плюще зеленом вьется рой пчелиный,

И приглушенной музыкой усталость

Охватывает мир, седую старость.

Старик сидит и бусины считает,

То синюю, то белую возьмет,

То по размеру бусы подберет,

И для игры в кольце их сочетает.

Когда-то был он мастером игры,

Знал языки и многие искусства,

Не полагаясь только лишь на чувства,

Он знал весь мир и много повидал,

И мир его, конечно, тоже знал –

Учениками и друзьями он

Со всех сторон был вечно окружен.

Ну, а сейчас его никто не знает –

Не нужен он, он стар и одинок,

Никто к нему не ходит на урок,

На диспуты никто не приглашает,

Нет больше храмов, школ, библиотек,

И отдыхает старый человек

Среди руин и с бусами в руке.

Они скользят, теряются в песке,

Теперь уж не такие как вначале,

Когда они так много означали (Пер.Е.Мюнстер).

Можно проиллюстрировать это стихотворение, изобразить одухотворенного старца с белоснежной бородой и в ветхом хитоне. Изобразить его спящим на фоне заросших плющом руин, с бусинами, скользящими из ослабевших рук. Это будет только мгновение, нам будет понятен смысл изображенного на картине – упадок и умиротворение, но только в стихах мы можем проследить всю жизнь этого человека, только слова «Нет больше храмов, школ, библиотек» смогут глубоко затронуть нашу душу и сильнее подчеркнуть гибель всего духовного.Гессе не только дает ясные и отчетливые изображения, но и, согласно Лесссингу, выражает настолько живые идеи, что мы получаем чувственные представления об изображаемых предметах, забывая об употребленном для этого средстве – слове [10, с.200].

Но чтобы это действительно произошло, истинному поэту приходится затрачивать много усилий. Гессе писал об этом следующее: «От несовершенства и скудости языка писатель страдает более, чем от недостатка всего прочего. Иногда он просто ненавидит язык, обвиняет и проклинает его, а точнее –самого себя за то, что рожден для работы с этим жалким орудием. С завистью думает писатель о живописце, чей язык – краски – понятен одинаково всем от Северного полюса до Африки, или музыканте, который пользуется звуками, тоже говорящими на всех человеческих языках» [3, с.66]. Особенно завидует Гессе музыканту, язык которого предназначен только для музицирования, тогда как писатель «вынужден использовать тот же язык, на котором и учат в школе, и заключают торговые сделки, и строчат телеграммы, и выступают в суде» [3, с.66]. С болью пишет Гессе о том, что писатель «не может употребить ни слова, которое бы одновременно значило и что-то другое, на одном и том же дыхании не привносило бы чужих, мешающих, нежелательных представлений, в самом себе не содержало бы преткновений и неловкого смысла и само бы не гибло, зажатое стенами, в кои биясь, оно угасает, так и не прозвучав до конца» [3, с.67].

И все же Гессе благославляет радость творчества, возможность творить. В одном из стихотворений, «Записанное апрельской ночью», он восклицает:

О, как прекрасно, что есть краски:

Синяя, Желтая, Белая, Красная и Зеленая!

О, как прекрасно, что есть звуки:

Сопрано, Бас, Рог, Гобой!

О, как прекрасно, что есть язык:

Слова, Стихи, Рифмы,

Нежность созвучия,

Марш и танцы синтаксиса!

Кто играл в их игры,

Кто ощутил вкус их волшебства,

Для того расцветает мир,

Ему улыбается и раскрывает ему

Свое сердце, свою сущность

(пер.Е.Мюнстер).

Что же объединяет все эти виды искусства в творчестве Германа Гессе? – Одна и та же причина, одна и та же потребность – выносить в себе образ, образ чувства или ощущения в лирике, образ пейзажа или какой-либо личности в живописи, музыкальный образ, и затем дать ему жизнь в том или ином виде и представить его на всеобщее обозрение, оставшись с пустотой в душе и с предчувствием зарождения новой жизни, нового образа.

Все это еще раз показывет многогранность каждой человеческой личности. И Гессе-поэт, Гессе-прозаик, Гессе-художник, Гессе – любитель и знаток классической музыки олицетворяет эту многогранность как никто другой.

В какой степени эти дарования Гессе дополняли друг друга или противоречили друг другу? Стояли они особняком или служили канвой для доминирующеего на этот момент жанра? Какие прозаические произведения имели структуру музыкальных? Какая музыка звучит с акварелей Гессе? – На часть этих вопросов ответы уже найдены, часть ответов предугадывается, а часть навсегда останется тайной, может быть изредка приоткрывающейся вдумчивому читателю или созерцателю. И именно поиск этих ответов привлекает внимание к творчеству Гессе все новых читателей, именно поэтому интерес к нему не ослабевает и в начале третьего тысячелетия.

Список литературы

1 Березина А.Г. Герман Гессе/ А.Г.Березина. - Ленинград: Изд-во Ленинград.ун-та, 1976. – 128 с.

2 Гессе Г. Письма по кругу/ Г.Гессе. - М.: Прогресс, 1987. – 400 с.

3 Гессе Г. Магия книги/ Г. Гессе. - М.:Книга, 1990. – 236 с.

4 Гессе Г. Письма к друзьям/ Г.Гессе // Литературная учеба.- 1990.- Кн.3.- С.177-189.

5 Гессе Г. Избранное. Сборник/ Г.Гессе. - М.: Радуга, 1991. – 539 с.

6 Гессе Г. Путешествие в Нюрнберг/Г.Гессе // Знамя. - 1994.- № 5.- С.123-151.

7 Гессе Г. Собрание сочинений в 4-х томах. Том 1. Предисловие Н.Гучинская, с.6-30./Г.Гессе. - СПб.: Северо-Запад, 1994. – 607с.

8 Гессе, Герман. Собрание сочинений в 4-х томах. Том 2./Г.Гессе.- СПб.: Северо-Запад, 1994. – 415.

9 Гессе Г. Петер Каменцинд/Г.Гессе // Нева. - 1995.- № 10-11

10 Лессинг Готхольд Эфраим. Лаокоон или о границах живописи и поэзии/Г.Э.Лессинг. - М.:Худ.литература, 1957. – 519 с.

Muenster E.G. Music and art in works of Hermann Hesse