Смекни!
smekni.com

Влияние психоанализа на творчество Германа Гессе (стр. 2 из 2)

«Однажды я был поэтом,

Сейчас я могу сочинять лишь стишки.

Люди, которые их читают,

Смеются над ними или ругают.

Когда-то я был мудрецом и многое знал,

Я был уже совсем близок к цели,

А сейчас снова стал глупцом

И вновь начинаю сначала…» [10, с.264].

В этом стихотворении и других стихотворениях из цикла «Кризис» (1925-26), как никогда ранее, чувствуется наличие психического и бессознательного начала. В них Гессе приходит к сознанию своего душевного кризиса, говоря о нем в игровой манере, скрываясь под маской, подчеркивая, что необходимо сломать прежнюю больную структуру и из ее кусочков собрать новую.

Картина взаимосвязи психоанализа и творчества Гессе была бы неполной без еще одной существенной стороны этого учения – интерпретации сновидений. Согласно Фрейду «в сновидении нет ничего случайного или безразличного» и разгадка кроется именно в объяснении «таких незначительных, немотивированных деталей» [6, с.74]. Фрейд отмечал большую терапевтическую роль сновидений, считая, что они «являются устранением нарушающих сон (психических) раздражений путем галлюцинаторного удовлетворения» [6, с.84]. Именно в сновидениях могут найти выражение все подавляемые чувства и инстинкты человека, все, что скрыто под внешними проявлениями человеческой натуры, скованными приличиями и этическими принципами. Лишь в сновидениях фантазия творческой личности обретает полную свободу и помогает создавать невозможные в реальной жизни шедевры. Гессе четко осознавал это и учился записывать свои сны, ловить эти ускользающие при дневном свете чудесные видения, пытаясь дать им логическое обоснование и завершенность. Эти попытки мы находим в его сборнике эссе «По следам сна». В эссе «Зарисовка» Гессе подтверждает высказанное Фрейдом утверждение о галлюцинаторном удовлетворении, которое приносят сновидения. Герой эссе просыпается среди ночи «осчастливленный и потрясенный таинственной силой приснившегося ему сна, проснулся и почувствовал, что пережил нечто значительное и замечательное» [3, с.13]. Сон был прекрасным и восхитительным и герой пережил «нечто возвышенное, важное, незабываемое, неотъемлемое от его жизни» и спасти то немногое, что еще оставалось в памяти после пробуждения можно было лишь записав все, что осталось после сна и расшифровав эти зыбкие обрывки.. Приснившаяся ему девочка, неведомая ранее возлюбленная родилась для него «из глубочайших, лучших источников его души, явилась «как символ будущего, как предвкушение грядущей судьбы, как его сокровеннейшая мечта о счастье» [3, с.17]. Герой счастлив, но все же отказывается от попытки записать сон в виде необычайного по своей совершенности литературного произведения, решая остаться простым ремесленником от литературы.

В эссе «Подарок во сне» Гессе еще раз возвращается к «литераторам от сновидений», подчеркивая, что они тратят большую часть своей жизни на попытки возродить приснившиеся чудесные видения, сделав эту задачу самой основной в своей жизни. Слегка подсмеиваясь над подобными творцами, Гессе отмечает и неправильность пренебрежения снами, считая, что «время от времени нам следует склоняться над этой прелестной бездной, чтобы подивиться ее тайнам, обнаружить в разорванной череде ее картин намеки на что-то целостное и подлинное и полюбоваться несказанными часто красотами ее фантомов» [3, с.220-221].

В этом же эссе Гессе упоминает о приснившемся ему пейзаже, картине, бывшей одновременно и действительностью и искусством. Краски этой картины были любимыми красками его палитры – теплыми желтыми и красноватым тонами. Сожаление вызывало лишь одно - после пробуждения картина казалась уже излишне красивой, слишком розовой и слишком гармоничной, чуть-чуть слащавой и даже чуть-чуть пошловатой. Но в этом, по мнению Гессе и заключалась тайна сновидения, его загадка [3, с.222-223].

Игра со сновидениями доставляла Гессе определенное удовольствие. В течение десятков лет он продолжал развивать выработанное им умение вспоминать и мысленно воспроизводить приснившиеся ему сны, записывать их и по изученным методам психоанализа доискиваться до их скрытого значения, прослеживать связь между сознательным и бессознательным. Со временем, по признанию Гессе, хотя «способность отзываться на сны, а порой следовать их мягкому наставлению» никогда полностью не покидала его, жизнь снов «никогда больше не приобретала той настоятельности, насущности, какую она когда-то бывало, имела» [3, с.317].

Как и романтизм, психоанализ был лишь одним из увлечений Гессе, но оставил неизгладимый след в его душе и творчестве, став символом и знаковым обозначением его второго периода творчества. Знакомясь с произведениями этого периода, читая биографические очерки о Гессе и его собственные свидетельства, мы видим, что учение Зигмунда Фрейда о психоанализе оказало большое влияние как на его образ жизни, так и на его творчество. Благодаря знакомству с психоанализом и терапевтическим сеансам у доктора Ланга Гессе удалось преодолеть ряд душевных кризисов, найти новые силы для дальнейшего творчества. Занятие живописью, начавшееся с зарисовок сновидений, превратилось в источник радости и отдохновения, а проза по стилю и по материалу стала в высшей степени оригинальной и современной. Психоанализ не привил Гессе новых взглядов на жизнь, но помог в более упорядоченном самопознании, помог выработать определенный способ мышления, отразившийся в его литературных произведениях.

Список литературы

1. Гессе Г. По следам сна//Собрание сочинений. В 8 т. Т 7: Пер. с нем. – М.: Ао Изд.группа «Прогресс» - «Литера»; Харьков: Фолио, 1995. – с.7-18.

2. Гессе Г. Подарок во сне //Собрание сочинений. В 8 т. Т 7: Пер. с нем. – М.: Ао Изд.группа «Прогресс» - «Литера»; Харьков: Фолио, 1995. – с.219-223.

3. Гессе Г. Ночные игры //Собрание сочинений. В 8 т. Т 7: Пер. с нем. – М.: Ао Изд.группа «Прогресс» - «Литера»; Харьков: Фолио, 1995. – с.316-321.

4. Гессе Г. Художник и психоанализ //Собрание сочинений. В 8 т. Т 8: Пер. с нем. – М.: Ао Изд.группа «Прогресс» - «Литера»; Харьков: Фолио, 1995. – с.62-67.

5. Гессе Г. Клингзор: Романы, повесть и новеллы /Пер.с нем. – М.: ООО «Издательство АСТ»; Харьков: Фолио, 2000. – 480 с.

6. Фрейд Зигмунд. Введение в психоанализ: лекции. – М.: Наука, 1991. – 456 с.

7. Целлер Бернхард. Герман Гессе сам свидетельствующий о себе и своей жизни. /Пер.с нем. – Урал ЛТД, 1998. – 310 с.

8. . Hesse Hermann. Freud .// Gesammelte Werke. Zw?lfter Band, Schriften zur Literatur 2, Suhrkamp Taschentuch Frankfurt am Main, 1987, S.365-368.

9. Hermann Hesse. G.G.Jung, Wirklichkeit der Seele .// Gesammelte Werke. Zw?lfter Band, Schriften zur Literatur 2, Suhrkamp Taschentuch Frankfurt am Main, 1987, S.430-432

10. Hermann Hesse. Die Gedichte. – Frankfurt a.M.: Suhrkamp Verlag, 2002. – 848 S.

11. Freud Sigmund. Der Dichter und das Phantasieren //Methoden der Literaturanalyse im 20.Jahrhundert. Frankfurt a.Main; Berlin. M?nchen, Verlag Moritz Diesterweg, 1974, S.8-14

12. Limberg Michael. Der Schatten meines Vaters als Verfolger. Hermann Hesse und sein Vater. 12.12.02.

13. Limberg Renate. Therapeutische Aspekte in der Malerei Hermann Hesses. http://www.gss.ucsb.edu/projects/hesse/papers/limberg-r.html> 12.12.02.

14. Mileck Joseph. Hermann Hesse. Dichter, Sucher, Bekenner. Biographie. Suhrkamp Taschentuch Verlag. Frankfurt a. Main, 1987, S.441.