Смекни!
smekni.com

Билеты по литературе (стр. 1 из 54)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Вступительная статья к устному экзамену.

Примеры анализа произведений

Раздел I. ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА.

«Слово о полку Игореве»

Вопрос 1. Образ Русской земли в «Слове о полку Игореве». Чтение наизусть отрывка в любом стихотворном переводе.

Раздел II. РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА.

А. С. Грибоедов.

Вопрос 2. Чацкий против фамусовского общества. Чтение наизусть отрывка из комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»
Вопрос 3. Проблематика и идейный смысл комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума». Чтение наизусть отрывка из комедии

А. С. Пушкин.

Вопрос 4. Основные мотивы лирики А. С. Пушкина. Чтение наизусть одного из стихотворений.
Вопрос 5. Роман А. С. Пушкина «Евгений Онегин» — «энциклопедия русской жизни и в высшей степени народное произведение» (В. Г. Белинский). Чтение наизусть отрывка из романа.
Вопрос 6. Образ автора и героя в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин». Чтение наизусть отрывка из романа.
Вопрос 7. Лирические отступления в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин». Чтение наизусть отрывка из романа.
Вопрос 8. Герои романтических поэм А. С. Пушкина (на примере одного произведения).

М. Ю. Лермонтов.

Вопрос 9. Основные мотивы лирики М. Ю. Лермонтова. Чтение наизусть одного из стихотворений.
Вопрос 10. Нравственные проблемы в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».
Вопрос 11. Герои романтических поэм М. Ю. Лермонтова (на примере одного произведения).

Н. В. Гоголь.

Вопрос 12. Души мертвые и живые в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души».
Вопрос 13. Лирические отступления в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души».

Раздел III. РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА.

И. А. Гончаров.

Вопрос 14. Общая характеристика одного из романов И. А. Гончарова: «Обыкновенная история», «Обломов», «Обрыв».
Вопрос 15. Прием антитезы в романе И. А. Гончарова «Обломов».

И. С. Тургенев.

Вопрос 16. Образ Базарова в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети», отношение к нему автора.
Вопрос 17. Конфликт двух мировоззрений в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети».

А. Н. Островский.

Вопрос 18. Героини пьес А. Н. Островского «Гроза», «Бесприданница», «Снегурочка» (на примере одного произведения).

Н. А. Некрасов.

Вопрос 19. Основные мотивы лирики Н. А. Некрасова. Чтение наизусть одного из стихотворений.
Вопрос 20. Как понимают счастье герои и автор поэмы Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо?» Чтение наизусть отрывка из поэмы.

Н. С. Лесков.

Вопрос 21. Изображение русского национального характера в произведениях Н. С. Лескова (на примере одного произведения)

М. Е. Салтыков-Щедрин.

Вопрос 22. Художественные особенности сказок М. Е. Салтыкова-Щедрина (на примере одной сказки).

Ф. М. Достоевский.

Вопрос 23. Гуманизм романов Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» или «Идиот» (по выбору учащегося).
Вопрос 24. Причины преступления Раскольникова в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание».

Л. Н. Толстой.

Вопрос 25. Мысль народная в романе Л. Н. Толстого «Война и мир». Проблема роли народа и личности в истории.
Вопрос 26. Мысль семейная в романе Л. Н. Толстого «Война и мир».
Вопрос 27. Духовный путь Андрея Болконского и Пьера Безухова в романе Л. Н. Толстого «Война и мир».

Ф. И. Тютчев.

Вопрос 28. Основные мотивы лирики Ф. И. Тютчева. Чтение наизусть одного из стихотворений.

А. А. Фет.

Вопрос 29. Основные мотивы лирики А. А. Фета. Чтение наизусть одного из стихотворений.

Раздел IV. РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА КОНЦА XIX – НАЧАЛА XX ВЕКА.

А. П. Чехов.

Вопрос 30. Основные темы и идеи произведений А. П. Чехова: «Крыжовник», «Ионыч», «Попрыгунья», «Дама с собачкой», «Дом с мезонином» (по выбору учащегося).
Вопрос 31. Прошлое, настоящее и будущее в пьесе А. П. Чехова «Вишневый сад».
Вопрос 32. Тема и идея, острота конфликта и художественные особенности пьесы А. П. Чехова «Вишневый сад».

И. А. Бунин.

Вопрос 33. Основные темы и идеи прозы И. А. Бунина.

М. Горький.

Вопрос 34. Герои ранних рассказов М. Горького.
Вопрос 35. Споры о человеке в пьесе М. Горького «На дне».

А. И. Куприн.

Вопрос 36. Основные темы и идеи прозы А. И. Куприна.
Вопрос 37. Тема любви в прозе А. И. Куприна (на примере одного произведения).

Поэзия «серебряного века».

Вопрос 38. Поэзия «серебряного века» (общий обзор). Чтение наизусть одного из стихотворений.

Раздел V. РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XX ВЕКА.

А. А. Блок.

Вопрос 39. Тема Родины в лирике А. А. Блока. Чтение наизусть одного из стихотворений.
Вопрос 40. Тема революции в поэме А. А. Блока «Двенадцать». Чтение наизусть отрывка из поэмы.

А. А. Ахматова.

Вопрос 41. Тема поэта и поэзии в лирике А. А. Ахматовой. Чтение наизусть одного из стихотворений.

М. И. Цветаева.

Вопрос 42. Основные мотивы лирики М. И. Цветаевой. Чтение наизусть одного из стихотворений.

С. А. Есенин.

Вопрос 43. Тема родины и природы в лирике С. А. Есенина. Чтение наизусть одного из стихотворений.

Б. Л. Пастернак.

Вопрос 44. Основные темы, идеи лирики Б. Л. Пастернака. Чтение наизусть одного из стихотворений.

В. В. Маяковский.

Вопрос 45. Сатирические стихотворения В. В. Маяковского. Основные темы, идеи, образы. Чтение наизусть одного из стихотворений.

М. А. Булгаков.

Вопрос 46. Сатира и юмор в произведениях М. А. Булгакова (на примере одного произведения).
Вопрос 47. Основные темы и проблемы в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита».

М. А. Шолохов.

Вопрос 48. Судьбы крестьянства в произведениях М. А. Шолохова (на примере одного произведения).

А. П. Платонов.

Вопрос 49. Человек и тоталитарное государство в произведениях А. П. Платонова (на примере одного произведения).
Вопрос 50. Гражданская война в русской прозеXX века (на примере одного произведения).

Раздел VI. РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XX ВЕКА.

А. Т. Твардовский.

Вопрос 51. Военная тема в лирике А. Т. Твардовского. Чтение наизусть одного из стихотворений.
Вопрос 52. Человек и война в поэме А. Т. Твардовского «Василий Тёркин». Чтение наизусть отрывка из поэмы.
Вопрос 53. Великая Отечественная война в прозе XX века (на примере одного произведения).

А. И. Солженицын.

Вопрос 54. Тема трагической судьбы человека в тоталитарном государстве в произведениях А. И. Солженицына (на примере одного произведения).
Вопрос 55. Человек и природа в современной прозе – (на примере одного произведения).

В. С. Высоцкий.

Вопрос 56. Поэт В. С. Высоцкий. Чтение наизусть одного из стихотворений.
Вопрос 57. Современная авторская песня (на примере двух-трех произведений любого автора).

Устный экзамен по литературе

Билеты устного экзамена по литературе состоят из двух вопросов по литературе и предложения для разбора по русскому языку. Темы первых вопросов билета даются по русской литературе от "Слова о полку Игореве" до творчества А.П. Чехова. Вторые вопросы билетов включают материал литературы XX века. Кроме того объема знаний, который необходим для сдачи письменного экзамена по литературе, старшеклассник, абитуриент должен быть знаком с биографией и творческим путем тех писателей, произведения которых включены в экзаменационную программу, конкретно представлять себе особенности художественного метода писателя и литературную борьбу эпохи, знать основные черты литературных направлений (классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм), уметь дать определение ряду теоретико-литературных понятий.

Причем важно представлять себе, какое место занимает литература в ряду других искусств, в разных сферах общественного сознания. Необходимо отчетливо представлять себе, в чем специфика, своеобразие каждого рода литературы (эпос, лирика, драма). Быть знакомым с видами литературных произведений, уметь обосновать принадлежность данного произведения к определенному жанру (эпопея, роман, повесть, рассказ, поэма, элегия, ода, послание, басня, эпиграмма, пародия, комедия, трагедия, драма, водевиль, фарс и др.)

В круг теоретико-литературных понятий, необходимых для экзамена, входят также: идея, тема произведения, понятие о художественном образе, композиции, конфликте, сюжете (экспозиция, завязка, кульминация, развязка), юмор, ирония, сатира, гипербола, гротеск. Необходимо быть знакомым со стихотворными тропами (эпитет, сравнение, метафора, олицетворение). Во всех этих случаях важно не только знать определение того или иного понятия по теории литературы, но уметь привести примеры, найти их в художественном тексте, показать оправданность и смысл литературного приема.

Также во время устного экзамена вам может быть предложено проанализировать произведение. Ниже приведены примеры анализа разных произведений разных авторов.

Анализ лирического стихотворения и выявление позиции поэта

Часто большой трудностью оказывается разговор о лирическом произведении. В сочинениях и устных ответах по литературе лирику цитируют, но не обдумывают. Рассуждение о поэтическом своеобразии стихотворения сводится к поискам эпитетов, метафор и сравнений. Поэтический образ не раскрывается во всей его многозначности, позиция поэта суживается до пределов одного стихотворения.

Чтобы избежать этих характерных недостатков в анализе лирического произведения, стоит прежде всего думать о нахождении сквозных, центральных образов стихотворении. Надо искать единства, рассматривать стихотворение как поэтическое целое. Лирика – самый субъективный род литературы. Открыть настроение произведения, обнаружить "переливы" чувств, найти причины изменчивости эмоций поэта – в этом, пожалуй, состоит один из основных путей в постижении мысли стихотворения. Осмысление поэтических образов, раскрытие художественных средств должно быть подчинено поискам смысла, определению настроения, проявлению течения и чувств в стихе.

Лирическое произведение – самостоятельный, но не замкнутый мир. поэтому надо искать выхода за пределы произведения, проверять свое впечатление от одного стихотворения сравнением с другим стихотворением поэта.

Анализ лирических мотивов в произведении

М.Лермонтова "Герой нашего времени"

М. Ю. Лермонтов - поэт поколения 30-х годов XIX века. "Очевидно,- писал Белинский,- что Лермонтов поэт совсем другой эпохи и что его поэзия - совсем новое звено в цепи исторического развития нашего общества". Эпоха безвременья, политической реакции после восстания декабристов в 1825 году, разочарования в прежних идеалах породила такого поэта как М. Ю. Лермонтов, поэта, который своей главной темой избрал тему одиночества. И тема эта проходит через все творчество Лермонтова: с необычайной силой звучит в лирике, в поэмах, в бессмертном романе "Герой нашего времени".
Связь "Героя нашего времени" с образами лирических произведений Лермонтова несомненна. Ведь главная мысль романа была изложена поэтом в стихотворении "Дума":