Смекни!
smekni.com

Пушкин: набор литературы и шпор к вступительным экзаменам (стр. 3 из 3)

О П впервые заговорили лит критики и писатели, это было важно, его “критиком” стал сам АI.

Южная ссылка.

Это поворотный этап в жизни Пушкина. Оставаясь чиновником, он превратился в опального дворянина, поэта-изгнанника. Ссылка легко могла стать бессрочной.

Прежние символы веры - гармоничная “звезда пленительного счастья” и прекрасная заря “свободы просвещенной” - уже не привлекали Пушкина. Теперь он надеялся не на политическую мудрость царя, а на цареубийственный “карающий кинжал”. Страстное желание действия, борьбы, выразилось в его готовности “к кровавой чаше причастится”.

Пушкин в этот период - яркий поэт-романтик. Ведущие жанры - элегия и послание, баллады (“Песнь...”). Романтическая образность стала стилевым эквивалентом мироощущения Пушкина. Настоящее казалось бесприютным, унылым, неопределенным, часто - образы подобных изгнанников-поэтов (“К Овидию”-21, “Наполеон”-21).

Послания = исповедальность, быстрая смена чувств и эмоций, фрагментарность = послание (раздумья о превратностях судьбы, тв-ве, положении дел в лит-ре (“Послание к цензору”, “К моей чернильнице”, “К Овидию”).

Испытав сильнейшее влияние личности и тв-ва Байрона, Пушкин преобразил русскую романтическую поэзию. Он встал у истоков нового - активного, бунтарского - течения в русском романтизме (Иное отношение к действительности). Не уход от реальности, а на первом плане - гордый, свободолюбивый человек в конфликте с окружающей действительностью.

Однако уже в годы ссылки ему стало тесно в новой в рамках жанровой и стилевой системы романтизма.

Михайловское. (авг. 1824 - сент. 1826)

Михайловское - это настоящая, ничем не закамуфлированная ссылка. Он был лишен свободы передвижения.

Михайловский период стал для Пушкина временем смены эстетических ориентиров. Его художественная система лишилась цельности и определенности, характерной для периода южной ссылки. Осознав исчерпанность худ. системы романтизма, он двигался к новым принципам изображения человека и действительности, которые позднее были названы реалистическими. Именно в лирике сила романтической инерции была наибольшей.

Многие стихи теряют жанровую определенность, поэт преодолевает ограниченность словаря романтиков, пытаясь точно фиксировать психологическую уникальность его переживаний.

Произведения, созданные в Михайловском, ясно определили реалистическую перспективу творческого развития Пушкина-художника. Он уже опережал литературу своего времени.

Тв-во второй половины 1820-х годов(1826 - 1830)

1) Разговор с Николаем I, Возвращение в Москву и Питер, 2) приезд в родовое имение Болдино.

Первые месяцы - размышление над уроками декабристского восстания. Посылка в с Сибирь. Размышления о перспективах нового царствования привели к теме Петра I.

Это время создания многих лирических шедевров – отмечена высоким уровнем творческого самосознания. Размышления о поэте получили законченный, концептуальный характер (“Поэт”, “Поэт и толпа”, “Поэту”). Усилился интерес к философской проблематике (“Анчар”, “Брожу я вдоль улиц шумных...”). Лирика свободна от жанровых и стилевых ограничений.

Осуществлению многих творческих замыслов мешала суетная московская и петербургская жизнь. Он разрывался между ними и писательством. В неустроенной жизни поэта появился новый мотив: поиск дома, семьи, общества близких людей, - он жаждал того, чего был лишен с детства.

Болдинская осень. (1830)

Короткий, но самый плодотворный в творчестве Пушкина. Количество написанного им сопоставимо со всем предыдущим творчеством. Это разноплановые произведения (последние главы “ЕО”, “маленькие трагедии”, “Сказка о попе и его работнике Балде”, лирика – “Элегия”, “Бесы”). Большинство – реализация давних замыслов, и в тоже время – своеобразный пролог к его творчеству. В “ЕО” наиболее полно отразилось стремление П к поэзии “действительности”. Философская линия творчества, мощно заявившая о себе в “Мал Траг” и в лирических произведениях, написанных в Болдине, продолжилась в 1830-е годы.

Творчество 1830-х (31-36)

Общественные и бытовые обстоятельства были крайне неблагоприятными, он зачислен на государственную службу – для работы над историей Петра. В конце 1833- камер-юнкер – оскорбительно. Пушкин был окован желанными брачными узами, оковами царской службы, путами общественного мнения, долгами и материальными заботами (“Элегия”: “Сулит мне труд и горе / Грядущего волнуемое море”). Падение популярности было вызвано также несвоевременностью реализма его стихов.

Размышления о связи трех сил – самодержавия, просвещенного дворянства и народа – легли в основу философско-исторической концепции 1830-х годов, вдохновлявшей Пушкина-историка и Пушкина-художника. Характер исторических трудов определялся поисками духовных истоков современной действительности. Работа над “Историей Петра” привела, на первый взгляд странному, однако, с точки зрения представлений Пушкина об истории, ко вполне закономерному смещению его интересов – к последней трети XVIII века, времени царствования Екатерины II (Урал и Поволжье).

В произведениях, созданных в Болдине-33, Пушкин раскрылся как писатель философского склада (“Пиковая дама”). Философская лирика 34-36 (“Пора, мой друг, пора!...”, “Вновь я посетил”, “Из Пиндемонти”) и роман “Капитанская дочка”: опираясь на личный опыт и мудрость, Пушкин устремился к вечному, общечеловеческому – к поэтическому познанию мира и человека. История в контексте пушкинских размышлений о человеке и природе, жизни и смерти, доме и кладбище предстает как стихийная сила, неподвластная воле и желаниям людей. Водоворот истории увлекает человека, препятствует осуществлению его желаний, заставляя бороться за счастье, за право быть собой.