Смекни!
smekni.com

Значение художественной литературы в становлении школьников (стр. 10 из 11)

Для иллюстрации приведем примеры того, как передают ученики VI и VIIIклассов мысли, выраженные в тексте.

Текст: <Вот как скажут ему, как я про него всем наврал и братом воображал, так он живо меня отсюда и фьюить! — мучился Гешка — Нет, лучше потом сам скажу... Только немножко после...» Гешка проснулся с твердым намерением сразу же все рассказать летчику. Он не мог больше скрывать. «0н меня спас, а я от него секрет держу, да еще про него самого! Узнал бы, так не спасал, наверное» — мучился Гешка».

Пересказ ученика VI класса Димы П.: «Гешка решил, что немного позже во всем признается Климентию».

Пересказ ученика VIII класса Валерия 3.: «Гешка долго мучился: признаться или подождать. Если ребята расскажут, будет некрасиво, — значит, надо признаться. Но страшновато. Однако рассказать-то все равно надо, к тому же летчик спас Гешку — куда уж врать ему».

Другие учащиеся VII класса воспроизводят мысли Гешки не так подробно. Однако всегда указывают на борьбу мотивов, связанную с принятием решения. Во время пересказов восьмиклассниками других текстов обнаруживается та же закономерность.

3.4 Осознание и переживание отношений

между литературными персонажами

Для анализа данного аспекта восприятия подростками произведений художественной литературы использованы литературные произведения, где описания отношений между персонажами занимают значительное место и выражаются различными способами: «Правая рука» К. Паустовского, «Друг моего детства» С. Львова, «Дикая собака динго, или Повесть о первой любви» Р. Фраермана, отдельные главы повести Л. Н. Толстого «Детство. Отрочество. Юность».

В ходе исследования подросткам давалось задание: читая то или иное произведение (или специ­ально отпечатанный текст), отметить на полях места, ко­торые произвели на них особенно сильное впечатление, прокомментировать то, что их особенно взволновало. За­тем через 12—14 дней каждому из испытуемых было предложено пересказать содержание прочитанных тек­стов, с тем чтобы выяснить, что сохранилось в их памяти по прошествии определенного времени, как будут отоб­раны и интерпретированы те или иные факты, события, каким образом будет выражено отношение подростков к рассказываемому. Использование указан­ных методов позволило судить о том, как оценива­ются подростками отношения между литературными персонажами, что вызывает их сочувствие, сопереживание и что, напротив, осуждается и вызывает возмущение.

Анализ полученных данных позволяет сделать опре­деленные выводы.

В первую очередь необходимо отметить, что предме­том осознания и особенно переживания подростков являются главным образом межличностные отношения, в то время как отношения ответственной зависимости (деловые отношения) чаще всего не учитываются ими при анализе и оценке отношений между персонажами. О та­кого рода отношениях учащиеся не упоминают даже при специальном вопросе экспериментатора и затрудняются ответить, в каких деловых отношениях находятся те или иные герои. Такие отношения не производят на подростков соответствующего впечатления, не вызывают их ин­тереса и но многих случаях даже не осознаются ими. Как правило, отношения ответственной зависимости становятся предметом осознания и переживания подростков только в тех случаях, когда они определенным образом влияют на личные отношения и определяют их xарактер.

Глубокое сочувствие, coпереживание подростков вы­зывает изображение такого отношения к герою - сверстникусо стороны взрослых, которое является причиной тяжелых переживаний ребенка: проявление неуважения, требование подчинения, унижение личности ребенка, отрицательная или индифферентная реакция на его любовь и привязанность, нежеланно считаться с ним, игнорирование его мнения и желаний, недооценка его возможностей.

Особенно остро переживаются подростками конфликтные отношения, если причиной их возникновения явля­ется поведение взрослых. Обратная ситуация (в конф­ликте повинен ребенок, страдает взрослый) не вызывает переживании учащихся и почти не замечается ими. Во всяком случае, ни в своих комментариях, ни и пересказах подростки самостоятельно не выделяют такие ситуации, где поведение детей по отношению к взрослым служит причиной серьезных переживаний последних. Правда, беседа обнаруживает, что учащиеся помнят соответст­вующие места текста, но, по-видимому, они не произвели на них такого сильного впечатления, чтобы подростки сами заговорили о них.

Отношение взрослых к детям привлекает внимание подростков главным образом тогда, когда эти отношения являются, с их точки зрения, неправильными, несправед­ливыми. Комментируя соответствующие места текста, они отмечают на нолях: «Так нельзя!»; «Это же неспра­ведливо'»; «Разве так можно?»; «За что?» и т. п.

В тех случаях, когда эти отношения носят благопо­лучный характер, когда взрослые внимательны, забот­ливы, мы не встречаем ни пометок на полях, ни соответ­ствующих комментариев. Однако при специальном зада­нии учащиеся быстро и легко выделяли такие отношения и правильно оценивали их. В процессе беседы мы могли убедиться в том, что все они помнят соответствующие места текста. Более того, эти отношения, как было пока­зано выше, нередко определяют оценку героя и служат обоснованием положительного отношения подростков к нему.

Как показало исследование, в отношениях между взрослыми и детьми подростки предъявляют более высо­кие требования к взрослым, нежели к детям. Взрослые должны понимать их, считаться с ними, учитывать их настроение, состояние, если этого нет — поведение взрос­лых осуждается. По отношению же к детям подобные требования — уважение к старшим, внимание к их прось­бам и желаниям, понимание их состояния и т. п. — не вы­сказываются.

Доказательством этого служат и те оценочные суж­дения, которые высказывают подростки, и ход их рассуждений при обосновании отношения к литературным персонажам, и содержание их пересказов, и характер за­меток на полях. В нашем экспериментальном материале нет ни одного случая, когда бы подростки самостоятельно осудили героя-ребенка за поступок, доставляющие огор­ченно взрослым.

В отношениях между детьми в этом возрасте намечается появление интереса к отношениям со сверстниками противоположного пола. Подростки анализируют соответствующие литературные сцены самостоятельно, подчеркивая их как очень интересные, комментируют и оценивают их.

Сравним для примера ответы учениц VI и VIII классов («Детство. Отрочество. Юность.»).

Ответы ученицы VI класса Наташи С.: «Сонечка танцевала сна­чала с Ннколенькон. а потом — с Сережей»; ученица VII класса Рита П. говорит об этих же фактах так: «Со­нечка нехорошо вела себя на балу. Сначала любезничала с Николенькой, согласилась танцевать с ним. Но вот появился Сережа — и она уже забыла о Николеньке. Можно представить, каково ему:

ведь она ему нравилась!»

В сущности, обе ученицы говорят об одном и том же. Но если в первом случае мы видим простую констатацию фактов, то во втором — понимание состояния героев, про­никновение во внутреннюю сторону поступков, сопере­живание, оценку.

От­ношения между мальчиками и девочками не просто осо­знаются восьмиклассниками, но и вызывают их сопережи­вание. Тон многих пересказов, отбор фактов и их интер­претация, пометки на полях говорят о том, с каким пониманием и сочувствием относятся подростки к друж­бе между мальчиками и девочками, как не безразлично им все то, что касается взаимоотношений этих литера­турных персонажей.

Глубоко волнует подростков история первой любви, рассказанная в повести Р. Фраермана «Дикая собака динго».

«Эта книга о том, что нас волнует»; «Мне очень понятны пере­живания Тани: в нашем возрасте такое часто бывает»; «Книга написана очень интересно: как будто это все происходит со мной... у нас тоже девочки влюбляются в мальчиков» --подобные ответы мы находим у многих восьмиклассников.

Не оставляют подростки без внимания и историю любви Николеньки к Сонечке («Детство. Отрочество. Юность»). В их пересказах и ответах звучит сочувствие Николеньке, можно отметить волнение, рассуждения о том, «стоит ли любить Сонечку, переживать из-за нее», осуждение ее неверности.

Доказательством наличия интереса к отношениям между литературными персонажами—мальчиками и де­вочками служит и тот факт, что подростки с большим сочувствием и вниманием отнеслись к переживаниям и мыслям героев, возникающим в связи с их отношениями. Как было показано выше, учащиеся хорошо помнят со­ответствующие места текста, ссылаются на них в своих пересказах, комментируют их. Их ответы свидетельству­ют не только об осознании этих отношений, но и о глубо­ком сопереживании, возникающем у них.


Заключение

Мир прекрасного... Приобщение к нему как бы раздвигает горизонты видения окружающего, создает новые потребности, совершенствует вкус. Формирование способности полноценно воспринимать, глубоко чувствовать и понимать прекрасное в искусстве, в природе, в поступках людей, в быту - это важнейшая задача воспитания. Приобщение к прекрасному в любой форме - это воспитание увлеченности, пробуждение активного, творческого отношения к миру. Важнейшим средством приобщения к миру прекрасного становится художественная деятельность человека, которая выступает и как усвоение, и как создание эстетических ценностей. Это активный процесс, требующий творческих сил личности, определенных знаний и умений, которые в этой деятельности и приобретаются, и проявляются.

Формирование полноценной личности подростка немыслимо без воздействия художественной литературы. Привитие любви к чтению особенно важно в подростковом возрасте, когда налицо новый уровень развития самосознания, яркость чувств, постоянное стремление к новым впечатлениям, к общению и самовыражению. Художественная литература несовместима с равнодушием, праздностью, серостью и скукой, которые так опасны в этом возрасте. Вместе с тем особенности подростка накладывают свой отпечаток на его художественную деятельность: здесь имеют значение и его неумение просто созерцать, его стремление действовать активно.