Смекни!
smekni.com

Женские характеры в башкирском историческом романе (стр. 2 из 5)

1 .Изображение реальных исторических лиц и событий.

2.Наличие временной дистанции между автором и объектом художественного изображения.

3.Документальность художественной основы.[24.с. 5].

Что касается собственно исторического романа то необходимо учесть следующее положение: "Исторический роман как жанр, совпадая в основных чертах с романом о современности, характеризуется в то же время и специфическими особенностями: прежде всего это повествование о прошлом, при чем об отошедшем прошлом, по сравнению с которым современная эпоха представляется как исторически иной период. Кроме того, обязательным качеством исторического романа является большая степень документальности событий и лиц, изображаемых писателем". Тем не менее, отмечая отличительные качества исторического романа, мы не выделяем его как особый жанр, а рассматриваем как жанровую разновидность большой эпической формы, т.е. романа.

Р. Баимов выделяет в башкирском историческом романе следующие типологические группы, реально отражающие картину его развития, состояния в послевоенные годы: панорамный («Кинзя» Г. Ибрагимова), социально-психологический («Вечный лес» Н. Мусина), историко-революционный (трилогии 3.Биишвой, Я.Хамматова, Ф.Исянгулова), историко-биографический («Бахтизин» В. Исхакова, «День рождения» Я. Хамматова).

В последнее время в литературоведении стало заметно стремление обособить исторический и историко-революционный романы, отнюдь не противопоставляя их к друг другу. Целесообразность этого не подлежит сомнению, т.к. произведения о революционном прошлом имеют свои специфические черты, в отличие, скажем, от книг, повествующих о крестьянских восстаниях. "Произведения этого типа (т.е. историко-революционные, Р.Х.), -пишет В. Баранов, - отражают не только те или иные формы протеста против социальной несправедливости, но и процессы зарождения и развития революционной идеологии, революционной теории. Вопрос о взаимосвязи практики и революционной теории - один из важнейших методологических вопросов историко-революционной прозы". Идейно-тематическое содержание произведений этого плана во многом определяет их художественную структуру. Например, сравнительно узкими в историко-революционном романе остаются хронологические, временные рамки. Основная масса произведений посвящена периоду подготовки, свершения революции 1917 года и послереволюционным годам. Если в историческом романе действуют реальные лица, то в историко-революционном, как правило, - вымышленный герой. Поэтому в этих романах документальность выражена слабо, соотношение факта и вымысла решена в пользу последнего. Верность исторической правде, историзм достигаются благодаря показу движения масс к социальному протесту, к осознанной борьбе за новую жизнь как закономерного исторического процесса, благодаря воссозданию особенностей революционной эпохи, созданию типических образов, олицетворяющих устремленность народа к свободе, счастью, справедливости.[31.c.6]

Следует также сказать о специфике историко-биографического романа. По своей поэтике и проблематике он более тесно соприкасается с историческим романом. Порой трудно провести четкую грань между этими тематическими разновидностями романа. В обоих случаях в центре повествования -личность исторического деятеля, жизнеописание которого определяет идейное содержание, сюжетно- композиционную структуру произведений. Например, "Кинзю" Г. Ибрагимова можно рассматривать и как исторический, и как историко-биографический роман. В то же время в последнем ярче выражен биографический элемент. Благодаря приемам типизации и художественной изобразительности рассказ о судьбе, жизни, характере героя становятся "художественной биографией", в которой отражены особенности определенной эпохи. Произведению Г. Ибрагимова, построенному на принципах биографизма, присущи черты широкого Эпического повествования о жизни башкирского и других народов Поволжья в эпоху национально-освободительных движений в России во второй половине XVIII века, и поэтому оно тяготеет к собственно историческому роману.

Таким образом, в русле современной башкирской исторической прозы мы выделяем три типа романа: исторический, историко-революционный, историко-биографический, характерной чертой которых является историчность, обращенность в прошлое, а специфика каждого из них связана с конкретным объектом изображения, приемами и способами обработки документального материала, соотношением реального и вымышленного, фактического и художественного, хронотопом произведений.

Исторические романисты часто запечатлевают конфликтные положения, которые не могут быть преодолены и гармонизированы в течение короткого времени, в рамках жизни одного поколения. Здесь на первый план выступают противоречия эпохального масштаба - различные войны, социальные катаклизмы, их последствия, отраженные в судьбе масс. Авторы не избегают показа и частного быта, который осваивается ими не в качестве «низкой прозы», а как арена серьезнейших конфликтов. Они стремятся обнаружить универсальные начала человеческой жизни в недрах «обыкновенной жизни», выступают не только и не столько бытописателями, сколько философами, размышляющими о войне и мире, жизни и смерти, роли личности в истории, в судьбе народа.

Большой писатель не будет ограничиваться односторонним взглядом на жизнь, как только на череду сменяющих друг друга будней. Его художнический взгляд направлен на уяснение того, что за всем этим кроется некая гармония, подчиненность высшим законам бытия.

Как правило, исторический романист обращается к истории, судьбе неординарной личности, способной к самопознанию, осознающей свою миссию как борьбу за достижение высших ценностей человеческого бытия - добра, счастья, свободы, равенства, готовой ради этого на самопожертвование. Именно такие герои позволяют авторам говорить о высоком предназначении человека, о его месте и роли в общем потоке истории.

Исторический роман имеет свой предмет изображения и художественного познания: это - историческая действительность и создание концепции исторической личности. При этом основополагающими являются исторический детерминизм, изображение героя в потоке времени, обрисовка социально-исторических обстоятельств его бытия, показ подчиненной связи между характерами и обстоятельствами, соотношения индивидуального, общечеловеческого и исторического.

Сравнивая работу историка и писателя над историческим материалом, надо отметить, что первый ограничен историческим материалом. Как представитель науки, он не должен допускать разновариантных «прочтений» прошлого. Не то в художественном произведении, которое в силу своей образной природы обладает возможностью «прочитывать» и «перечитывать» историю многовариантно, зачастую в разных версиях одних и тех же событий и судеб. В литературе одним из критериев истинности становится не столько документально удостоверенная фактология события, сколько художественная правда человеческого характера. Сегодня существуют различные художественные версии известных исторических лиц: образы Разина, Пугачева, Наполеона, русских царей, князей, полководцев и многих других деятелей истории. Все они созданы по законам жанра, имеют право на жизнь, представляют синтез исторической достоверности и художественной правды.

Очень важным в историческом романе является стремление автора осмыслить историю, а не просто заняться перечислением, описанием фактов. Необходима попытка прогноза будущих событий, чтобы «не наступать на те же грабли», повторяя ошибки прошлого, то есть попытка установить причинно-следственные связи. Н.М. Карамзин считал, что «история в некотором смысле есть священная книга: зерцало бытия и деятельности; скрижаль откровений и правил; завет предков к потомству; дополнение, изъяснение настоящего и пример будущего».

В каждой национальной литературе историческая проза, исторический роман имеют свою специфику, обусловленную национальным характером, уровнем развития литературы, науки, общественно-политической обстановкой в регионе, социальными, этнографическими особенностями и другими факторами объективного и субъективного плана.

Башкирский роман, берущий свое начало от мемуарной хроники, прошел сложный путь формирования. Последовательно преодолевая одноплановость и описательность, он вырос в многоплановое, широкоохватное в событийном отношении повествование и оформился как масштабный по замыслу, остропроблемный по пафосу, проникающий в самые глубинные пласты жизни жанр.[10. c. 245]

Формируясь в тесной связи с новой действительностью, башкирский роман впитывал в себя все новые черты жизни. Вместе с тем он вырос на почве фольклорных традиций, на опыте других жанров башкирской прозы. Все более совершенствуясь на национальной основе, башкирский роман в то же время опирался на опыт других братских литератур, прежде всего — русской и татарской. Говоря об основных тенденциях развития башкирского романа, следует обратить внимание на то, что он становится все более проблемным и масштабным. Проблематическая масштабность связана не только с широтой, но и с глубиной изображения жизни, с совершенствованием формы. Это достигается в одних романах остротой постановки больших морально-этических проблем, в других — новыми поэтическими приемами в характеристике времени и образов, в третьих — историческим анализом жизни народа, т. е. усилием элементов исследования.