Смекни!
smekni.com

Эмма Бовари – это я! (стр. 2 из 2)

Флобер творит искусство прежде всего для себя. Живет искусством: «А, в-общем, работа – все-таки лучшее средство хоть что-то стибрить у жизни».

Флобер глазами Флобера

Что же такое красота для Флобера? Несовершенство человеческого тела, у Флобера, также, как и у Эммы вызывает отвращение. Как-то ему довелось видеть купающихся престарелых дам и он не удержится от презрительного комментария о них в письме к Луизе Коле: «Что за отвратительная картина!» Ему хочется удрать в бразильские леса, чтобы видеть «пляжи не изгажены уродливыми ногами и столь смрадными личностями».

Красота и деньги не связаны у Флобера, как у Эммы в единый комплекс. Он мечтает о том, чтобы быть богатым, «тогда никто из окружающих меня не страдал бы». Но не поклоняется богатству. Флобер думает о том, как сделать счастливыми своих близких. Вот в этом важное, существенное отличие отношения к окружающим Флобера и Эммы.

Однако, по-видимому, возлюбленные не входили в число близких ему людей, поскольку он не раз заставлял страдать свою Луизу. Чаще находя оправдания своей холодности, которую ощущала Луиза, чем, отвечая на ее чувство. Он называет свою любовь ней «печальной», говорит об одиночестве и просит не покидать его. Очень любопытны его слова в письме к ней (19 сентября, 1852 г.): «Я так одинок! Если я много любил, то был мало любим (по крайней мере, женщинами). И ты единственная мне в этом призналась… они были не правы: я стоил большего, чем многие другие». Кажется, что в жизни Флобера Луиза Коле занимает место, сходное с тем, что в жизни Эммы занимал ее бедный муж Шарль.

В любви он также двойственен, как Эмма. С одной стороны – высокие идеалы, с другой – реальность, его поступки, которые не слишком согласуются с ними. Из писем к Луизе Коле становится ясно, что Флобер относился к ней с весьма сдержанной страстью, прохладной, как мрамор в старом склепе. Он ищет любви, и одновременно ее избегает. Но ни Луиза, ни другая возлюбленная не сможет быть с ним рядом, поскольку он больше предпочитает одиночество.

Флобер удачно определил сущность своего отношения к Луизе в одном из писем: «…наша любовь своего рода закладка, которую я вкладываю заранее между страниц, мечтая как можно скорее добраться до нее». Точно такие же обещания, когда-нибудь добраться до любви, он будет давать и впредь. Всегда на первом месте для него будет искусство, «а девушки - потом». Среди красивых слов и изящных оборотов на том конце почтового пути изнывала от холода и одиночества Луиза. Всякий раз ее горячее желание быть с ним рядом получало завуалированный нежными словесными ласками, скрытый, но твердый отказ. Живой любви ждала Луиза и не дождалась ее. И не она одна, с другими своими возлюбленными Флобер поступал точно также – он держал их на расстоянии. В этом он не похож на Эмму – она мечтала воссоединиться в любви, для нее была немыслима любовь на расстоянии. Но если принять во внимание, что литература для Флобера была его идеальной возлюбленной – то с ней он не расставался практически никогда. Любовь к даме с земным обликом для него оставалась «закладкой» между страницами романа с его великой возлюбленной – Литературой, и он не смел изменять своей богине.

Заключение.

«…вот так и поверишь, в переселение душ» - сравнив три полученных портрета, мы можем констатировать, что значительное сходство обнаружено. Эмма Бовари и Гюстав Флобер – натуры возвышенные, отличающиеся от окружающей их серости. Оба они сложные, в чем-то двойственные, с одной стороны, мечтатели, с другой – мизантропы, с трудом выносящие окружающих их людей.

По отношению к любви у них также находятся сходные черты: Флобер относится к Луизе Коле подобно тому, как Эмма относится к Шарлю. Возможно, Флобер даже не обратил внимания на такой парадокс: он описал «слепоту» Эммы, но не заметил «бревна в собственном глазу» - может быть, единственная истинная любовь Луизы Коле прошла незамеченной для него. По крайней мере, он не дал ей шанса, как и Эмма, своему мужу.

Однако, самой высокой страстью и смыслом жизни для Флобера была литература. У Эммы не было такой отдушины. Она пыталась воплотить свои мечты, и это было для нее самым важным в жизни. Целиком отдаться чувству, раствориться в нем – вот ее средство.

Можно сказать, что смыслом жизни для них обоих – была красота. Флобер говорил, что «форма рождает идею». Только красота, к которой стремился Флобер, оказалось той самой, о которой говорил Достоевский, а красота, заворожившая Эмму, погубила ее.

Список литературы

Флобер Г. «Госпожа Бовари», М: «Правда», 1981.

Флобер Г. «Письма»// Собрание сочинений в 5 томах М.: «Правда», 1956.

«Дневник» братьев Э. и Ж. Гонкуров.

Пузиков А. ««Госпожа Бовари» Г.Флобера» Вступительная статья к роману, М: «Правда», 1981.