Смекни!
smekni.com

Время и Пространство в лирике Ф.И. Тютчева (стр. 2 из 2)

Так же будут, в вечном строе

Течь и искриться река

И поля дышать на зное19.

Время бесконечно: постоянная, монотонная смена времен года, явлений природы.

Ночное небо так угрюмо,

Заволокло со всех сторон.

То не угроза и не дума,

То вялый, безотрадный сон20, -

Время сравнивается со сном «вялым, безотрадным»; как точно автором подобраны эпитеты, создающие настроение тоски от вечной повторяемости природных явлений! Г.Гачев в книге «Русская дума» так пишет о русском Космосе: «Вялость, сон, недвижность, доистория: Время будто не начиналось и не имеет власти»21. А что у Тютчева? То же самое! «То не угроза и не дума ¼»- совершенная бездеятельность, вялость.

А вот еще:

На бесконечном, на вольном просторе

Блеск и движение, грохот и гром22..,-

бесконечность Пространства и характерные для тютчевской лирики движение, стихия, непостоянство. Вот почему в этих строчках нет глаголов, они построены на отглагольных существительных.

Стоит сказать еще об одном, трагичном, на взгляд Тютчева, аспекте его творчества – о любви. Любовь и Время? Любовь и Расстояние? Как связаны эти составляющие жизни человека?

В понимании Тютчева любовь носит двоякий смысл: с одной стороны, это радость, а значит и бесконечность, а с другой – проклятие, несущее смерть, гибель, но, все-таки, Тютчев больше склоняется к тому, что любовь – страдание. Смерть Э.Ф.Петерсон, первой жены поэта, и Е.А.Денисьевой, горячо любимых им женщин, стала пищей для трагических стихов.

Любовь, любовь – гласит преданье –

Союз души с душой родной –

Их съединенье, сочетанье,

И роковое их слиянье,

И ¼ поединок роковой ¼23 –

любовь определена как губительное, роковое чувство. Опять же противоречие: соединение и поединок, и что победит? Для ответа на этот вопрос обратимся к стихотворению «О, как убийственно мы любим ...»:

О, как убийственно мы любим,

Как в буйной слепости страстей

Мы то всего вернее губим,

Что сердцу нашему милей!

Судьбы ужасным приговором

Твоя любовь для ней была ¼24 –

мы видим, что любовь у Тютчева обладает разрушительной силой: «судьбы ужасным приговором»; это своеобразный «конец света» для маленького мира человека. Человеческая страсть губительна и слепа, но, несмотря на это, человек, испытавший любовь, преображается духовно, он словно обретает небо внутри себя. И, все-таки, любовь – страдание («Как ни бесилося злоречье…»); она «обезоруживает» человека: он не может противостоять ей, но не может и отдаться этому чувству, потому Тютчев страдает, да страдает так, что весь мир для него – трагедия, весь мир сужается в одной точке:

Дни сочтены, утрат не перечесть,

Живая жизнь давно уж позади.

Передового нет, и я как есть,

На роковой стою очереди25.

Не каждому дан полет, потому что только сильный человек сможет заплатить цену за него. Эта цена – страдания и боль, но полет того стоит!

Тютчеву дан полет, ему дано было увидеть землю с высоты, но не только над землей парил он, а над пропастью. Крылья любви помогали ему кружить над Бездной, чего-то ища. Чего же? Бесконечности или Любви? А, может, бесконечной любви?

Сияй, сияй, прощальный свет

Любви последней, зари вечерней!26

После смерти Денисьевой любовь Тютчева как бы выливается в Пространство, осуществляя связь между двумя мирами. Эта связь призрачна, но функциональна. И потому, он «пронзительно почувствует дыхание смертного костра»33, который в царстве Тьмы разожгла Денисьева:

И мне казалось, что меня

Какой-то миротворный гений

Из пышно-золотого дня

Увлек, незримый, в царство теней.34

Разлад мирового бытия, так чутко воспринимаемый Тютчевым, обнаруживается и в любви; и он выражает это через противопоставления:

Сияй, сияй, прощальный свет

Любви последней, зари вечерней!

И:

Но взрыв страстей, но эти слезы, -

Нет, это все не для меня!27

Вообще, для тютчевской поэзии характерны контрасты, противопоставления. Да в нем самом сколько противоречий! «Он пытался сочетать идеалы свободы и просвещения со службой в комитете иностранной цензуры; был близок к славянофиллам, а любил жить за границей…»28. Вот что поэт пишет о себе:

Две беспредельности были во мне,

И мной своевольно играли оне.29

(Уж не Время ли и Пространство?) Такая дисгармоничность порождает множество противоречий в его лирике.

В оппозиции «День vs Ночь» День – это покров, скрывающий истину, а Ночь – святая, хоть и повергающая человека в ужас. Высоко значимы оппозиции «Небо vs Земля», «Север vs Юг», «Запад vs Восток». Небо у Тютчева – это мечта о гармонии, Земля – одиночество, но в то же время и толпа; Север – это сон, подобный смерти, Юг у него «светлый, блаженный» - олицетворение жизни; Запад и Восток:

В вражде ль они между собою?

Иль солнце не одно для них

И, неподвижною средою

Деля, не съединяет их?30

Сравнивая противоречивое, Тютчев отдает предпочтение тем аспектам, в которых наиболее выражены даль Пространства и бесконечность Времени: ночь, небо…

В жизни Тютчева было много испытаний, но он сумел все пережить, а, значит, и выстоял в борьбе с Роком. Но у него уже нет сил бороться, и Тютчев понимает, что и ему не избежать Небытия:

Тяжело мне, замирают ноги…

Друг мой милый, видишь ли меня?32

Что же получается, борьба с Пространством все же кончается поражением Тютчева? А, может быть, Тютчев дошел до этой грани, понял, что кроется за ней, понял, что раскрыть тайну Тьмы, развязать узел стихий – значит разрушить мир, разрушить его цельность и уникальность?

До сих пор мы не знаем, что же там, за гранью. Многие считают себя «избранными» решить этот вопрос, но все попытки тщетны, потому что никому не дано развязать узел стихий. Да и зачем?

Исследуя концепции Времени и Пространства в лирике Ф.И.Тютчева, мы пришли к следующим выводам: в основе тютчевского восприятия Времени и Пространства лежат события, породившие неустойчивость «старого», царского мира; через Время и Пространство Тютчев пытается постичь тайну Смерти, заглянуть в другой, недоступный живому человеку, мир; в основе большей части стихотворений поэта лежит идея взаимосвязи человека, Времени и Пространства, задача разгадки тайн Бытия; лирика Тютчева – лирика контрастов и противоречий, поэт рассматривает Бытие разносторонне. Обостренное восприятие стихий заложено в Одиночестве Тютчева, а Одиночество исходит из уникальности поэта.

Анализируя стихотворения поэта, мы приходим к выводу о том, что человек оказывается «запертым» в «дневном» мире, что ему не суждено открыть что-то глобально новое, он не имеет права на то, чтобы разрушить этот мир, потому что он не сумеет построить новый.

Тютчевская философская лирика оказала большое влияние на поэтов. В стихотворениях Тютчева много символов, это найдет свое продолжение в поэзии символистов: Волошина, Мандельштама, Ходасевича. Тютчев уникален, но, в то же время, он всего лишь один из тех, кто так катастрофично воспринимает мир (Ф.М.Достоевский, М.Ю.Лермонтов).

В дальнейшем нам бы хотелось продолжить наше исследование по следующим аспектам: связь философской лирики Ф.И.Тютчева и лирики М.Ю.Лермонтова; политическая поэзия Ф.И.Тютчева. Нам интересно сравнить поэзию Тютчева с поэзией других поэтов для того, чтобы понять истоки русской «катастрофичности», понять мир поэта и осознать те истины, к которым он пришел.

Список литературы

1. Пигарев К.В. «Тютчев Ф.И. Сочинения в двух томах», т.1,стр. 21-22

2. Киселева Ю. «Я иду на урок литературы», стр. 108

3. Male aria, 1830, «Тютчев Ф.И. Сочинения в двух томах»

4. Кожинов В.В. «Тютчев Ф.И. Стихотворения», стр. 9

5. Гачев Г. «Русская дума», стр. 16

6. Последний катаклизм, 1830

7. Кожинов В.В. «Тютчев Ф.И. Стихотворения», стр. 8

8. «Тютчев Ф.И. Сочинения в двух томах», т.2, (письмо к Э.Ф.Тютчевой), стр. 59-60

9. «Nous avons pu tous deux, fatigues du vouage…», 1838

10. Баевский В.С. «История русской поэзии», стр. 129

11. Сны, 1830

12. «Как птичка раннею зарей…», 1835

13. День и ночь, 1839

14. «О чем ты воешь, ветер ночной?», 1830

15. «Святая ночь на небосклон взошла…», между 1848 и мартом 1850

16. Гачев Г. «Русская дума», стр. 16

17. Море и Утес, 1848

18. «Смотри, как на речном просторе…», 1851

19. «В небе тают облака…», 1868

20. «Ночное небо так угрюмо…», 1865

21. Гачев Г, «Русская дума», стр. 17

22. «Как хорошо ты, о море ночное…», 1865

23. Предопределение, между июлем 1850 и сер. 1851

24. «О как убийственно мы любим…», 1851

25. «Брат, столько лет сопутствовавший мне…», 1870

26. Последняя любовь, между сер. 1851 и нач. 1854

27. «Играй, покуда над тобою…», 1861

28. Баевский В.С. «История русской поэзии», стр. 133

29. Сон на море, 1830

30. «Смотри, как запад разгорелся…», <1838>

31. Последняя любовь, между сер. 1851 и нач. 1854

32. Накануне годовщины 4 августа 1864г.

33. Тангалычев К, «Лунная мастерская»

34. «Еще шумел веселый день…»

1.Баевский В.С. История русской поэзии: 1730 – 1980 гг. Компендиум. М.: - Интерпракс, 1994, 296 с.

2.Гачев Г. Русская дума. Портреты русских мыслителей. – М.: Издательство «Новости», 1991. – 272 с., с ил.

3.Киселева Ю. Я иду на урок литературы: 10 класс: Книга для учителя. – М.: Издательство «Первое сентября», 2000. – 256 с.

4.Кожинов В.В. Ф.И.Тютчев. Стихотворения/ Сост., вступ. ст. и прим. В.В.Кожинова. – М.: Сов. Россия, 1986. – 288 с.

5. Пигарев К.В. Тютчев Ф.И. Сочинения в двух томах/ Общ. ред., вступ.ст. К.В.Пигарева. – М.: Издательство «Правда», 1980. – 2 т.

6. Тангалычев К Лунная мастерская: Кн. о поэзии. – Саранск: Тип. «Крас. Окт.», 1999. – 240 с.