Смекни!
smekni.com

Тюрьма и каторга: организация и управление системой исполнения наказаний в России в XIX веке (стр. 4 из 5)

23 февраля 1879 г. в МВД образовали Главное тюремное управление (ГТУ), ставшее центральным органом руководства УИС России. Первым начальником ГТУ стал пенитолог-реформатор М.Н. Галкин-Врасский, занимавший должность до 1895г. ГТУ считало: «...деятельность Губернских Правлений проявлялась в крайне неопределенных формах и была по преимуществу направлена на арестантов разряда пересыльных, а Тюремные Комитеты Общества Попечительного о тюрьмах, там, где они действовали, являлись со значительно более широкими прерогативами, нежели, может быть, целесообразным с точки зрения благоустроенной тюремной системы. Центральный орган Управления местами заключения и общегубернская администрация не считали даже обязанными проявлять свою власть в форме ревизии и контроля».

В 1881 г. учредили коллегиальный орган – Совет по тюремным делам из высших должностных лиц от разных ведомств; он рассматривал проекты смет доходов и расходов пенитенциарных заведений, тюремного устройства, этапирований, исправления заключенных, организации управления и отчетности мест заключения и т.д.

К 1882 г. в России сложилась система мест заключения из 767 учреждений в подчинении гражданского ведомства: тюремные замки в губернских и уездных городах, в отдельных местах уголовные тюрьмы – 597; временные дополнительные помещения при этих тюрьмах – 6; смирительные дома – 5; С.-Петербургская и Московская исправительные тюрьмы – 2; дома предварительного заключения в С.-Петербурге и Варшавская следственная тюрьма – 2; пересыльные тюрьмы – 11; исправительные арестантские отделения, роты и полуроты – 32; временные центральные каторжные тюрьмы – 11; подследственные аресты в Привисленских губерниях – 75; Полицейские дома в С.-Петербурге (10) и Москве (16) – 26.

При Александре III для эффективного управления УИС в ГТУ учредили Тюремную инспекцию, не имевшую зарубежных аналогов, осуществлявшую ревизии тюремных учреждений, разработку законодательных проектов. Законом от 31 марта 1890 г. для местного заведования тюремной частью в ряде регионов стали учреждать губернские тюремные инспекции во главе с губернскими тюремными инспекторами.

Губернских тюремных инспекторов и их помощников вне согласия губернатора назначало ГТУ из своих чиновников, иногда из судебного ведомства и прокурорского надзора. Губернские тюремные инспектора имели права вице-губернатора, контролировали деятельность местных карательных учреждений; возбуждали ходатайства в ГТУ об удовлетворении нужд местных тюрем; анализировали тюремную практику и отчитывались в ГТУ.[17] В 1890 – 1896 гг. инспекции были уже в 24 губерниях. Но МВД привлекало и других чиновников к работе с арестантами. Так, циркуляр МВД от 30 марта1892 г. требовал от губернаторов «...сделать распоряжение и строжайше вменять в обязанность должностным лицам, при обращении приговоров к исполнению, арестантам каторжного разряда брить правую половину головы, а осужденным, ссылаемым на поселение, и бродягам – левую сторону головы». В1893 г. начали выпуск печатного органа ГТУ – «Тюремный вестник». В1893 г. в Санкт-Петербурге открыли тюрьму «Кресты» по проекту архитектора ГТУ профессора Томашко. Похожими на нее в уменьшенном варианте (в столице – два «креста», на местах – один) должны были стать местные. Значимым этапом реформы уголовно-исполнительной политики России Николая II явилась передача системы мест заключения из МВД в систему министерства юстиции в 1895 г.

Таким образом, во 2-й половине XIX в. кардинально изменили организационно и содержательно деятельность учреждений, курирующих исполнение уголовных наказаний в виде лишений свободы. Началась демократизация УИС. В обществе начались споры о направлениях развития пенитологии. Если в дореформенный период основная цель состояла в обеспечении «возмездия» за совершенное зло и ограждении населения от новых преступлений, то тюремную реформу 1870-1880-х гг. направили на исправительные элементы, хотя на практике картина зачастую напоминали дореформенное время.


2. Контрольные вопросы и задания

2.1 Что характеризовало каторгу как организационно-правовую форму пенитенциарной системы Российской империи?

Пенитенциарная (уголовно-исполнительная) система (от лат. poenitentia – раскаяние) – государственный институт, ведающий исполнением уголовных наказаний, наложенных на граждан в соответствии с законом. Обеспечивает исполнение наказаний как связанных, так и не связанных с лишением свободы, а также содержание подследственных с момента заключения под стражу до суда (до изменения меры процессуального принуждения в виде заключения под стражу).

Заключенные делились на 4 класса – «испытуемые», «исправляющиеся», «образцовые», «штрафники».

В 1877 г. при Госсовете организовали комиссию по тюремной реформе, из-за крайне негативной оценки тюремного дела в России: «...полною дезорганизациею и, безусловно, неудовлетворительностью современного тюремного дела в Империи и совершенным отсутствием на местах органов, способных прийти в этом отношении на помощь центральному установлению». Член Госсовета по Департаменту законов тайный советник К.К. Грот возглавил комиссию, проведшую колоссальную работу, в том числе по обобщению опыта зарубежной пенитенциарной практики.

Среди предложений Комиссии особого внимания заслуживали ее обоснования необходимости широкого использования в карательной практике наказаний, связанных с лишением свободы:

1. Ссылка на каторгу (лишение всех прав состояния; тяжелые принудительные работы; по отбытии наказания обязательное поселение в Сибири; срок каторжных работ от 4 до 15 лет).

2. Заключение в исправительном доме сроком от 1,5 до 5 лет (содержание в одиночных камерах сроком от 2-х недель до 8 месяцев, работа в общих мастерских с полным разобщением в свободное от работы время, особенно в ночное).

3. Тюремное заключение, преобладавшее в системе уголовного наказания: (срок от 1 дня до 8 месяцев, исключалось общение заключенных; обязательность одиночного содержания и обеспечение заключенных трудом в одиночных камерах);

4. Заключение в крепости (по воинским законам приравнивалось к заключению в исправительном доме или тюрьме. Для опасных государственных преступников, осужденных за: сочинения или изображения, «порочащие» государя; призывы к бунту и неповиновению власти; принадлежность к тайным обществам; оскорбление начальника подчиненным по службе и др.).

2.2 Какой центральный государственный орган осуществлял управление Шлиссельбургской крепостью, которая использовалась как тюрьма в XIX веке?

Крепость Орешек (в русских летописях город Орехов; швед. Nцteborg – Нотебург) – древняя русская крепость на Ореховом острове в истоке реки Невы, напротив города Шлиссельбург в Ленинградской области. Основана в 1323 году, с 1612 по 1702 год принадлежала шведам.

Ранее крепость была соединена со Шлиссельбургом паромной переправой, сейчас на маршрутах крепость – Шлиссельбург и крепость – Посёлок имени Морозова туристов перевозят частники на катерах, ходят часто и регулярно.

Центральном органом Российской империи по развитию пенитенциарной системы являлось Главное тюремное управление, созданное в 1879 г. и просуществовавшего до 1917 г.

2.3 Что такое «монастырские тюрьмы», и для кого они были предназначены?

Монастырские тюрьмы – тюремные учреждения XVIII-XIX вв.; содержались «преступники против веры», лица опасные для государственного строя.

Соловецкий монастырь основан в 1436 году монахами Зосимой и Германом. Первое монашеское поселение на островах появилось несколько раньше – в 1429 году. Основатели – Герман и Савватий. До марта 1682 года, когда была учреждена Архангельская епархия (Холмогорская), монастырь находился в пределах Новгородской епархии. С XVI и до начала XX века монастырь также служил политической и церковной тюрьмой. Камеры в монастырских башнях и стенах этого монастыря имели форму усечённого конуса длиной около трёх метров, шириной и высотой по два метра, в узком конце – один метр. В верхних этажах Головленковской башни Соловецкого монастыря камеры были ещё теснее: 1,4 метра в длину, 1 метр в ширину и высоту. Маленькое оконце служило не для освещения, а только для подачи пищи. В камере нельзя было лежать, узник спал в полусогнутом состоянии. В приговорах писалось: «Посадить его (то есть заключённого) в Головленковскую тюрьму вечно и пребывати ему в некоей келии молчательной во все дни живота и никого к нему не допускать, ниже его не выпускать никуда же, но точно затворену и зоточену быть, в молчании каяться о прелести живота своего и питаему быть хлебом слезным».

В башне Соловецкого монастыря, носившей название Корожня, тюремные кельи были устроены на каждом этаже. Это были маленькие и тёмные каморки с небольшими отверстиями вместо двери, через которые узник с трудом мог пролезть внутрь. Тюрьма Соловецкого монастыря постоянно расширялась. В 1798 г. под тюрьму было приспособлено выстроенное ранее здание, а в 1842 г. для узников построили специальное трёхэтажное здание и особые казармы для тюремной охраны. В новой тюрьме в полуподземном нижнем этаже были небольшие чуланы без лавок и окон, куда помещали особо важных преступников.