Смекни!
smekni.com

Тургенев (стр. 4 из 4)

С помощью системы художественных деталей писатель доводит до комизма чопорность и мнимое величие членов Ратмировского кружка.

Так, например, намекая на плохое французское произношение генералов, он не без иронии замечает: "Литвинов тотчас признал их за русских, хотя они все говорили по-французски...". Изображая пикник генералов в Бадене, Тургенев прибегает к шаржированию и даже к карикатуре.

В 1875 году Тургенев восхищается отдельными главами "Господ Головлёвых" и высоко оценивает "Благонамеренные речи". Он пишет Щедрину: "...прочёл "Семейный суд", которым остался чрезвычайно доволен. Фигуры все нарисованы сильно и верно: я уже не говорю о фигуре матери, которая типична - и не в первый раз появляется у Вас - она, очевидно, взята живьём - из действительной жизни. Но особенно хороша фигура спившегося и потерянного "балбеса". Сатирическим разоблачением либералов и консерваторов в "Нови" Тургенев был во многом обязан Щедрину.

Также Тургенев придавал большое значение портретным характеристикам персонажей. В создании портретов у него был накоплен большой опыт благодаря так называемой "игре в портреты", которую можно рассматривать как ключ к творческой лаборатории художника. Внешнему портрету персонажей Тургенев уделял очень большое внимание. В его рассказах, очерках, повестях, поэмах и романах встречаются различные виды портретов. Наиболее распространённым в произведениях Тургенев является детализированный портрет с подробным описанием внешности героя: роста, волос, лица, глаз, а также некоторых характерных индивидуальных признаков, рассчитанных преимущественно на зрительское впечатление. Портретное мастерство писателя совершенствовалось с годами и в последних романах "Дым" и "Новь" достигло своего наивысшего расцвета. Так, в блестящем сатирическом портрете Калломейцева обращают на себя внимание, во-первых, обилие ярких динамических деталей и, во-вторых, мастерское описание одежды, которое подчёркивает социальную принадлежность персонажа.

"Уже по тому, как Семён Петрович Калломейцев, молодой мужчина лет тридцати двух, вошёл в комнату - развязно, небрежно и томно; как он вдруг приятно просветлел, как поклонился немного вбок и как эластически выпрямился потом; как заговорил не то в нос, не то слащаво; как почтительно взял, как внушительно поцеловал руку Валентины Михайловны - уже по всему этому можно было догадаться, что но воприбывший гость не был житель провинции, не деревенский, случайный, хоть и богатый сосед, а настоящий петербургский "гранжанр" высшего полёта. К тому же и одет он был на самый лучший английский манер: цветной кончик белого батистового платка торчал маленьким треугольником из плоского бокового кармана пёстренькой жакетки; на довольно широкой чёрной ленточке болталась одноглазая лорнетка; бледно-матовый тон шведских перчаток соответствовал бледно-серому колеру клетчатых панталон. Острижен был г-н Калломейцев коротко, выбрит гладко; лицо его, несколько женоподобное, с небольшими, близко друг к другу поставленными глазками, с тонким вогнутым но сом, с пухлыми красными губками, выражало приятную вольность высокообразованного дворянина".

Нетрудно заметить, что все детали передающие динамику героя и

особенности его одежды, сгруппированы и подчинены главному социальному стержню; они характеризуют общественное и воспитание Калломейцева. Из первой половины портретной характеристики можно узнать об аристократизме героя ("петербургский "гранжанр" высшего полёта") , из второй - о его дворянской принадлежности ("лицо... выражало приятную вольность высокообразованного дворянина") .

Тургеневские портреты порой перегружены деталями; авторское от ношение к изображаемым героям в них более скрыто. Верный принципу "тайной психологии", Тургенев принадлежит к художникам, которые склонны скрывать свою тенденциозность. И всё же ему это не всегда удаётся. Например, в романе "Новь", где есть прокомментированный общий портрет Остродумова и Машуриной: "Возле стола сидела женщина лет тридцати, простоволосая, в чёрном шерстяном платье, и курила папироску. Увидев вошедшего Остродумова, она молча подала ему свою широкую красную руку... В обоих курильщиках было нечто общее, хотя чертами лица они не походили друг на друга. В этих неряшливых фигурах, с крупными губами, зубами, носами (Остродумов был к тому же ещё и ряб), сказывалось что-то честное, и стойкое, и трудолюбивое".

Другая разновидность тургеневского литературного портрета - сатирический портрет, который близок к гоголевским. Это сказалось не только в широком использовании фона и приёмов косвенной характеристики, но и в том, что авторские комментарии к сатирическому портрету, дающие определённую психологическую оценку, чаще всего не ограничивались простым указанием на какое-либо одно качество героя, а как бы суммировали их. Например, портрет Паклина из "Нови": "Дверь слегка приотворилась, и в отверстие просунулась голова... То была круглая головка с чёрными, жёсткими волосами, с широким морщинистым лбом, с карими, очень живыми глазками под густыми бровями, с утиным, кверху вздёрнутым носом и маленьким розовым, забавно сложенным ртом. Головка эта осмотрелась, закивала, засмеялась - причём выказала множество крошечных белых зубков - и вошла в комнату вместе со своим тщедушным туловищем, короткими ручками и немного кривыми, немного хромыми ножками".

В этом явно компрометирующем героя портрете обращают на себя внимание, во-первых, гоголевский приём - выделение одной характер ной, генерализующей детали и придание ей значение целого (голова Паклина) ; во-вторых, использование метонимии ("головка эта... вошла в комнату") и, наконец, в-третьих, уменьшительно-ласкательные формы лексики, несущие в себе большой заряд авторской иронии ("головка", "глазки", "зубки", "ручки", "ножки") .

О портретном мастерстве Тургенева хорошо сказал А. Г. Цейтлин в своей книге "Мастерство Тургенева-романиста": "Тургеневский портрет реалистичен, он изображает внешность человека в её закономерной связи с характером, в определённых социально-исторических обстоятельствах. И потому его портрету всегда свойственна типичность".

Отсюда вытекает стремление писателя выделить в портрете персонажа его психологическую или социальную доминанту.

Два последних романа "Дым" и "Новь" писались под несомненным воздействием демократической литературы 60-70 годов. Политика ощутимее, чем прежде, вошла в творчество Тургенева в этих романах. В своих произведениях Тургенев обличил помещиков-крепостников и дворянско-буржуазных либералов, разоблачая их бездушие и лицемерие, и напускную гуманность, скрывавшую вражду к народу, боязнь народных масс. Если в романе "Дым" Тургенев не показал героев, способных рассеять "дым", то в "Нови" такие герои есть и они могут вспахать вновь, разбудить народ, начать его просвещать - разбудить Россию.

Список использованной литературы:

1. "Трагическое и комическое в действительности и в искусстве" Ю. Борев "Москва", 1955г.

2. "Мастерство Тургенева-романиста" А. Г. Цейтлин "Москва", 1958г.

3. "Проблемы исторического развития литературы" Г. Н. Поспелов "Москва", 1972г.

4. "И. С. Тургенев - художник слова" П. Г. Пустовойт Издательство Московского университета, 1987г.