Смекни!
smekni.com

Правовая природа приемной семьи на примере Чувашской Республики (стр. 12 из 17)

Учреждения социального обслуживания семьи и детей принимают активное участие и в российских конкурсах проектов (программ), направленных на поддержку семей и детей. В 2009 г. по итогам конкурсов, проводимых Фондом поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, созданным при Министерстве здравоохранения и социального развития Российской Федерации, победителями стали проект «Колыбель надежды» РГУ «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних Ленинского района г.Чебоксары» Минздравсоцразвития Чувашской Республики в номинации «Никому не отдам», направление «Профилактика безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних» подпрограммы «Дети и семья» республиканской целевой программы «Дети Чувашии» на 2007-2011 годы - в номинации «Не оступись!».

В настоящее время 484 ребенка воспитывается в 295 приемных семьях. Особенно активно институт приемных семей развивается в Красночетайском, Цивильском, Урмарском, Красноармейском, Ядринском районах республики.

Специалисты министерства отмечают, что сейчас уже можно говорить о наметившейся в республике практике создания приемных семей в пределах муниципального образования. Если в предыдущие годы граждане обращались в органы опеки и попечительства с просьбой "подобрать" им ребенка из детского дома, то сейчас они берут на воспитание детей, оставшихся без попечения родителей, которых знают, проживающих в своем микрорайоне, в своей или соседней деревне. Немало среди приемных родителей педагогов: более 40 приемных семей - это семьи педагогов. К примеру, в Ядринском районе в прошлом году три учителя (Людмила Сапожникова, Наталия Албутова, Марина Михайлова) взяли на воспитание по два приемных ребенка, в г. Чебоксары Руфина Герасимова - троих детей. Такие же примеры можно найти в Шумерлинском, Чебоксарском, Вурнарском, Ибресинском, Цивильском, Моргаушском районах. Среди приемных родителей много тех, кто уже вырастил и успешно воспитал двух, трех, четырех и даже пятерых своих детей.

Преимущественно, детей на воспитание берут сельские жители - 85%. И здесь несколько причин, поясняют эксперты. Во-первых, многодетная семья традиционна для сельской местности, и сельчане, действуя по старой поговорке "где двое, там и трое", не испытывают внутреннего страха перед увеличением количества членов своей семьи. Во-вторых, вопрос "Чем бы занять детей?" в сельской местности отпадает сам собой. День жителей деревни расписан по часам, и у каждого члена семьи есть свои обязанности по хозяйству, есть земля, которая требует заботы и ухода и не терпит лени и равнодушия. Приемные дети в семье сельчан - это не только "дополнительный рот", но и "дополнительные руки". В совместном труде, ежедневных заботах дети учатся трудиться, заботиться о других, общаться. Кроме того, жизнь сельчан проходит в тесном взаимодействии с соседями, на виду друг у друга. Как правило, здесь нет деления на "своих" и "чужих", соответственно, у родителей нет озабоченности, что приемный сын или дочь "попадут не в ту компанию". И, наконец, сельчане острее ощущают уход своих повзрослевших детей из "родительского гнезда", и те, кто чувствует себя одиноко в опустевшем доме, часто принимает решение взять на воспитание приемного ребенка.

Что касается государственной поддержки приемных семей, то на содержание каждого приемного ребенка выплачиваются денежные средства - от 4000 до 4570 рублей в месяц в зависимости от возраста ребенка. Труд приемного родителя засчитывается в общий трудовой стаж, выплачивается заработная плата: за воспитание одного-двух детей - 2500 рублей в месяц, трех и более детей - 3600 рублей в месяц. За воспитание каждого ребенка, не достигшего трехлетнего возраста или имеющего ребенка с ограниченными возможностями здоровья приемному родителю устанавливается надбавка к заработной плате в размере не менее 50% минимального размера оплаты труда. Есть примеры, когда приемные семьи выезжают отдыхать в санатории и на базы отдыха, пользоваться семейными туристическими путевками. Таким образом, бюджет семьи, взявшей на воспитание одного ребенка, возрастает на 6,5-7 тыс. рублей ежемесячно, двух детей - на 10-11 тыс. рублей, трех детей - на 16-17 тыс. рублей.

В конце прошлого года “Грани” рассказывали о двухлетнем Денисе, который “поселился” в детской больнице. Мама-бомж просила отправить его в детдом. Но чтобы устроить его туда, нужны были документы — ни у женщины, ни у ее сына их не оказалось. Находиться среди больных детей долго малыш тоже не мог, и отдел по охране прав детства горадминистрации обратился через газету к горожанам с призывом взять мальчика на воспитание. Через пару дней после публикации Денис обрел дом, став четвертым ребенком (трое уже взрослые) в семье.

Судьба одного ребенка определена. Но сколько еще таких! Стационарное отделение Новочебоксарского социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних никогда не пустует. Здесь живут детки, лишенные родительской заботы, и ждут, как и сотрудники Центра, когда их мамы, папы возьмутся за ум. Это маловероятно, и впереди у каждого, скорее всего сиротский приют. Однако Семейным кодексом устройство ребенка в интернатное учреждение предусмотрено лишь, в крайнем случае, при отсутствии возможности определить в семью. Существуют три формы семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей. Это усыновление, опека и приемная семья. Но усыновляют у нас в основном детей в младенческом возрасте. Тех, кто постарше, берут под опеку родственники. По оценкам специалистов, в ближайшие 2-3 года число детей-сирот в России должно сократиться с 750 до 100 тысяч. И институт приемной семьи может этому сильно поспособствовать. В Чувашии сейчас таких первичных ячеек общества более 200, в них воспитываются 325 ребятишек. Больше всего приемных семей в Цивильском районе — 29, в них нашел приют, любовь и ласку 51 ребенок. В прошедшем году в преддверии Дня матери на сайте “Граней” прошел опрос. 22 процента принявших в нем участие горожанок (каждая пятая) на вопрос, могли бы взять в семью сироту, став для него приемной мамой, ответили: да, но не знали, как это сделать.

Решение об усыновлении или другие формы, позволяющие взять ребенка в семью – это серьезный шаг, требующий подготовки к этому будущих родителей. Поэтому отделом охраны детства администрации Московского района города Чебоксары совместно с Центром психолого-медико-социального сопровождения "Развитие" в сентябре 2005 года была организована "Школа приемных родителей". Задача Школы помочь гражданам разобраться в своих чувствах и намерениях, оценить свою психологическую готовность, подготовиться морально и практически к приему ребёнка в свой дом, дать системные знания, необходимые для успешного и надёжного создания новой семьи.

Далее рассмотрим различные примеры приемных детей и родителей, которые имели место быть. ВИЧ-инфицированная жительница Казани не смогла забрать своего младшего брата из детского дома, сообщала «Комсомольская правда». Районный отдел по опеке и попечительству подал кассационную жалобу на решение суда, разрешившего Светлане Изамбаевой опекать 10-летнего брата Александра. По словам адвоката 28-летней женщины Ильнура Шарапова, поводом для подачи кассации стало отсутствие сведений о ВИЧ-статусе Изамбаевой в момент выдачи отделом по опеке и попечительству заключения о том, что Изамбаева является достойным опекуном. 10-летний Александр попал в приемную семью из Чувашии после смерти матери в феврале 2009 года. Светлана пыталась получить право заботиться о брате, однако попечительские органы Чувашии отказали ей, сославшись на постановление правительства РФ, согласно которому пациент с инфекционным заболеванием не может принять ребенка под опеку до снятия с диспансерного учета.http://medportal.ru/enc/ Изамбаева пыталась обжаловать это решение в Авиастроительном районном суде Казани, однако ее ходатайство не было удовлетворено. В ходе судебных тяжб осенью 2009 года приемная семья отказалась от опеки Александра, и он был направлен в детский дом. ВИЧ-инфицированная женщина, направила кассационную жалобу в Верховный суд Республики Татарстан. 11 января 2010 года судья удовлетворил жалобу Изамбаевой, отменил предыдущее решение суда и направил дело на повторное рассмотрение в Авиастроительный районный суд Казани. 25 января суд принял решение в пользу Светланы. Светлана Изамбаева заразилась ВИЧ-инфекцией более десяти лет назад. В 2005 году она стала победительницей конкурса красоты среди носителей ВИЧ "Мисс Позитив". В настоящее время женщина, чей муж также ВИЧ-инфицирован, является матерью двоих здоровых детей. Кроме того, Светлана руководит несколькими общественными организациями, которые занимаются поддержкой больных ВИЧ-инфекцией и СПИДом.

Так в качестве примера приемной семьи проанализируем центр сопровождения приемных семей, в г. Канаше при школе-интернате. Работают в этом центре сотрудники школы-интерната, это психологи, юристы, педагоги: люди, знающие проблемы ребятишек, попавших в трудную жизненную ситуацию. Те, кто прошел, школу приемных родителей рассказывают, что избежали многих проблем в воспитании своих подопечных благодаря общению со специалистами центра.
Одна из мам, назовем ее Людмилой, рассказывала, что ее собственные дети выросли, в доме стало пусто, и они с мужем решили взять на воспитание девочку. Вначале к занятиям в школе приемных родителей она отнеслась с некоторым скепсисом: своих-то детей успешно вырастила. Но теперь уверена, что если бы она обладала этими знаниями, когда воспитывала собственных детей, в их семье жилось бы комфортнее. Ребятишки, прежде чем попасть к приемным родителям, как правило, успевают столько лиха хватить, что иногда и видавшим виды педагогам страшно становится. Без реабилитации вписаться в новую среду им очень сложно. Психологи службы сопровождения могут подсказать взрослым, как вести себя именно с их воспитанником, чему его обучать и в какой форме, на что делать акцент при выстраивании отношений. К тому же, зная историю конкретного ребенка, они помогают ему адаптироваться в новых условиях. В большинстве случаев проблемы удается решить. И он растет в семье, не держа зла на окружающий его мир. У него есть возможность впитать знания, которые помогут ему ориентироваться в большой жизни и выстроить грамотные отношения уже в обществе. Директор Канашского интерната Хасият Ямалетдинов только вздыхает: большинству его воспитанников приемные семьи не «светят». Подростков берут неохотно, и даже бывает, что уже взятого в семью возвращают назад. Не всегда у взрослых хватает терпения, любви и сил на исправление чужих ошибок. Отказ от него ребенок воспринимает как предательство, а сколько раз можно прощать людей, которым ты поверил? Из маленького обиженного человечка может вырасти «чудовище», которое будет мстить за свои детские обиды, а этого допустить нельзя. Такие службы и нужны для того, чтобы возвращенных детей было меньше.