Смекни!
smekni.com

Уголовно-правовая характеристика преступлений, связанных с незаконным оборотом оружия (стр. 3 из 14)

Уголовные кодексы РСФСР 1922 г. и первоначально 1926 г. не содержали специальных норм о хищении огнестрельного оружия, боевых припасов и взрывчатых веществ. Ответственность за совершение данных преступлений наступала по статьям об имущественных и иных преступлениях. Например, ч. 2 ст. 193.10 УК РСФСР 1926 г. предусматривала уголовную ответственность военнослужащих за противозаконное отчуждение (промотание) "выданных для служебного употребления холодного или огнестрельного оружия, патронов и лошади", что влекло за собой наказание в виде лишения свободы на срок не ниже одного года. Если указанное преступление совершалось в военное время или в боевой обстановке, то в качестве наказания предусматривалось лишение свободы на срок не ниже трех лет или применение высшей меры социальной защиты. В качестве соучастников вместе с военнослужащими, отчуждавшими указанное имущество, привлекались к уголовной ответственности и подлежали аналогичному с ним наказанию и лица, которые приняли от них похищенное. Такими лицами могли быть как военнослужащие, так и гражданские лица. Для привлечения этих лиц к ответственности по ст. 193.10 необходимо было доказать, что они действовали умышленно, то есть достоверно знали, что сбывающий имущество является военнослужащим, а имущество - казенным.

На основании Постановления ЦИК и СНК от 6 февраля 1929 г. "Об усилении уголовной ответственности за хищение оружия и огнестрельных припасов" УК РСФСР был дополнен ст. 59.3а и 166-а, которые явились специальными нормами, предусматривающими ответственность за совершение рассматриваемых хищений.

Статьей 59.3а УК РСФСР, расположенной в главе "Преступления государственные", были предусмотрены тяжкие виды этого преступления: тайное или открытое похищение огнестрельного оружия, частей к нему и огневых припасов, если оно совершено из складов и хранилищ РККА, военизированной охраны и военизированной пожарной охраны предприятий и сооружений, которые имеют особое государственное значение, милиции, экспедиции подводных работ, исправительно-трудовых учреждений, тылового ополчения и трудовых частей из лиц, освобожденных от военной службы по религиозным убеждениям, а также из мест постоянного или временного расположения их частей - в тех случаях, когда огнестрельное оружие, части к нему и огневые припасы находились под охраной или особым наблюдением.

Статья 166-а УК РСФСР, предусматривавшая уголовную ответственность за тайное или открытое похищение огнестрельного оружия (кроме оружия охотничьего образца и мелкокалиберного) и огневых припасов к нему, при том условии, что оно не содержит признаки состава преступления, предусмотренного ст. 59.3а УК РСФСР, была помещена в главу об имущественных преступлениях, что, как справедливо отметил Г.А. Кригер, не отражало социальной сущности этого преступления и характер его общественной опасности.

Хищения огнестрельного оружия, боевых припасов и взрывчатых веществ, совершаемые организованными группами или в значительных размерах, в судебной практике квалифицировались по Закону от 7 августа 1932 г. "Об охране имущества государственных предприятий, колхозов и коопераций и укреплении общественной социалистической собственности", при наличии признаков бандитизма - по ст. 593 УК РСФСР, предусматривавшей ответственность за бандитизм.

Статья 164-а главы об имущественных преступлениях предусматривала лишение свободы на срок до пяти лет за покупку, хранение и продажу заведомо похищенного огнестрельного оружия (кроме оружия охотничьего образца и мелкокалиберного и огневых припасов к нему).

Издание Указов Президиума Верховного Совета СССР от 4 июня 1947 г. "Об усилении охраны личной собственности граждан" и "Об уголовной ответственности за хищение государственного и общественного имущества" вызвало изменения в правоприменительной практике о хищениях огнестрельного оружия, боевых припасов и взрывчатых веществ: Пленум Верховного Суда СССР в своем Постановлении от 22 августа 1947 г. N 12/6 "О порядке применения судами Указов Президиума Верховного Совета Союза ССР от 4 июня 1947 г." указал, что ст. ст. 59.3а и 166-а УК РСФСР не подлежат применению и преступления, предусмотренные ими, надлежало квалифицировать по соответствующим статьям этих Указов.

27 октября 1960 г. Верховный Совет РСФСР принял третий Уголовный кодекс РСФСР, вступивший в силу с 1 января 1961 г.

В УК РСФСР 1960 г. ответственности за незаконный оборот оружия была посвящена ст. 218, анализ содержания которой позволяет выделить ее особенности и отличия от ст. 182 УК 1926 г.:

из числа охотничьего огнестрельного оружия к предметам преступления, предусмотренного ст. 218 УК, относилось охотничье нарезное огнестрельное оружие, в то время как согласно ч. 1 ст. 182 УК 1926 г. исключалась уголовная ответственность за незаконные действия (изготовление, хранение, покупка и сбыт) с любыми видами огнестрельного охотничьего оружия;

в качестве признака объективной стороны состава преступления выступает также ношение огнестрельного (кроме гладкоствольного охотничьего) оружия;

декриминализировано хранение холодного оружия без соответствующего разрешения;

пересылка по почте или багажом взрывчатых, легковоспламеняющихся, едких веществ стала рассматриваться как самостоятельное преступление. Ответственность за пересылку взрывчатых веществ была предусмотрена ст. 217 УК, за пересылку легковоспламеняющихся и едких веществ - ст. 220 УК;

санкции за совершение рассматриваемых преступлений были значительно снижены.

В соответствии с Указом Президиума Верховного Совета СССР от 11 февраля 1974 г. "Об ответственности за незаконное ношение, хранение, приобретение, изготовление и сбыт огнестрельного оружия, боевых припасов и взрывчатых веществ" Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 11 июля 1974 г. "О внесении изменений и дополнений в Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы РСФСР" в ст. 218 УК РСФСР были внесены следующие изменения и дополнения:

1) установлена ответственность за приобретение огнестрельного оружия;

2) наказание за ношение, хранение, приобретение, изготовление и сбыт огнестрельного оружия (кроме гладкоствольного охотничьего), боевых припасов и взрывчатых веществ без соответствующего разрешения значительно повысилось: за совершение данных деяний устанавливалось наказание в виде лишения свободы на срок до пяти лет;

3) ст. 218 УК РСФСР была дополнена примечанием о том, что лицо, добровольно сдавшее огнестрельное оружие, боевые припасы или взрывчатые вещества, хранившиеся у него без соответствующего разрешения, освобождается от уголовной ответственности;

4) повышено наказание за ношение, изготовление или сбыт холодного оружия без соответствующего разрешения - до двух лет лишения свободы.

Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 3 декабря 1982 г. наказание по ч. 2 ст. 218 УК РСФСР было ужесточено. Срок исправительных работ увеличивался до двух лет.

После проведенной в 1958 - 1961 гг. кодификации Уголовный кодекс РСФСР первоначально не содержал специальной нормы о хищении огнестрельного оружия, боевых припасов и взрывчатых веществ, в то время как в уголовных кодексах ряда союзных республик (Украина, Грузия, Казахстан, Латвия, Киргизия, Таджикистан, Туркмения) такие нормы были предусмотрены сразу. В 1967 г. была проведена унификация законодательства в части, касающейся уголовной ответственности за хищения огнестрельного оружия, боевых припасов и взрывчатых веществ, и уголовные кодексы всех союзных республик были дополнены специальными нормами, предусматривающими ответственность за совершение данного преступления, хотя и имеющими определенные различия в его уголовно-правовой характеристике. Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 1 июня 1967 г. в УК РСФСР была введена ст. 218.1 "Хищение огнестрельного оружия, боевых припасов или взрывчатых веществ".

Предметом преступления, предусмотренного ст. 218.1 УК РСФСР, являлось нарезное огнестрельное оружие. Ответственность за хищение гладкоствольного охотничьего оружия наступала по статьям УК о преступлениях против собственности.

Кроме того, хищения огнестрельного оружия, боевых припасов и взрывчатых веществ находили отражение в ряде иных норм УК РСФСР: 1) в отдельных случаях охватывались составом бандитизма - ст. 77; 2) являлись квалифицирующим признаком преступления, предусмотренного ст. 188 УК "Побег из мест лишения свободы, предварительного заключения или из-под стражи" - п. "в" ч. 2 ("с завладением оружия или его использованием").

1.2 Понятие и виды оружия

Основным нормативным правовым актом Российской Федерации, регулирующим правоотношения в области оборота оружия, является Федеральный закон от 13 декабря 1996 г. N 150-ФЗ "Об оружии". В нем даны понятия предметов оборота ("оружие", "боеприпасы", "огнестрельное оружие", "газовое оружие" и пр.); перечислены субъекты, имеющие право приобретать оружие; регламентирован порядок продажи и передачи его государственным военизированным организациям, контроля за оборотом оружия и т.д. В этом Законе содержится и положение о том, что огнестрельное оружие, боеприпасы, взрывчатые вещества и взрывные устройства должны содержаться в условиях, обеспечивающих их сохранность, безопасность хранения и исключающих доступ к ним посторонних лиц. Нарушение данного требования является одним из условий, способствующих совершению преступлений против общественной безопасности, связанных с незаконным оборотом оружия.