Смекни!
smekni.com

Закон в современной России. В поисках правового государства (стр. 2 из 4)

По мнению кандидата исторических наук Меркулова В.И., наблюдения над историей всех стран и континентов показывают, что менталитет народов складывается веками и тысячелетиями как своеобразное (чаще всего неосознанное) подчинение определенным формам общежития.[8] При этом нарушение целостности или выход из изначальной территориальной общины практически всегда ведет к утрате специфического менталитета. Пример – современная Европа, на большей части которой в течение долгого времени расселялись славяне (славяне – это группа родственных по языку народов, объединенная общностью происхождения)[9].

По большому счету, понимая историческое отношение к законам в России, нужно лишь разделить все население на две группы – крестьян и не крестьян. По сути, у крестьян не было потребности в государственных письменных законах за все время существования Российского государства. Почему? Хотя бы, потому, что в отношении них – крестьян – само государство не уважало собственные законы. Взять хотя бы крепостнический и грабительско-фискальный характер законов в период крепостного права, когда само наказание за нарушение никак не соответствовало мере вины. В частности, Василий Татищев (10.06.1686 – 15.07.1750, ученый, государственный деятель)[10], побывав на казачьем круге, был крайне удивлен тем, что «государственные преступления ни во что не ставят, а за безделицу смертью казнят».[11] Таким образом, будучи в состоянии постоянного гнета, в крестьянине всегда теплился огонек бунтарства – по сути, отрицания противных ему законов, от которых он не получал ничего хорошего, которые при желании мог нарушить кто угодно, будь он богаче и знатнее.

Казалось бы, после Октябрьской революции 1917[12] года ситуация должна была измениться к лучшему – как же, «земля – крестьянам, власть – рабочим»![13] Но едва ли это произошло. Напротив, постепенно власть все плотнее отделялась от народа ширмой бюрократии, на фоне чего разрастался аппарат нечистых на руку чиновников, только и делающих, что запугивающих законами окружающий их «простой люд». В результате, получилась так, что и на этом этапе власть сама, своими деяниями – действием и бездействием, инициировала неуважение к собственным же законам.

Указывая на то, что отношение к законам, как к регулирующей общественной норме, зависит от менталитета народа, складывающегося столетиями, профессор, доктор исторических наук Аполлон Кузьмин как бы подводит черту: славянская община, широко принимая в свой состав иноплеменников, сформировала специфические неписаные законы – так называемые «понятия», позволяющие человеку существовать в разнородном коллективе. И эти внутренние «понятия», регулирующие распорядок общинной жизни, всегда будут находиться в конфликте с законом, «навязанным» общине сверху.

Но как быть, когда одни, в соответствии с Конституцией РФ и моральными убеждениями, стремятся создать полноценное правовое государство и предпринимают все от них зависящее для достижения этой цели, а другие при малейшей возможности плюют на установленные нормы? Самый простой выход – силовое воздействие. Однако, как показывает практика, усиливая роль правоохранительной системы и спецслужб в жизни государства и требуя полнейшей отдачи, власть фактически вынуждает тех, кто должен защищать закон, на его попрание.


Глава 3. Силовая составляющая правовой России

Благодаря писателю Джорджу Оруэллу в обиходе появилось такое понятие как «Большой Брат»[14]. Оно олицетворяет символ диктатуры, держащей под колпаком все общество и предельно ограничивающей политические и гражданские права и свободы. По большому счету, с этим проявлением имели дело и мы – те, кто родился и вырос в СССР.

Казалось бы, с падением советской системы и появлением на политической карте мира России, провозгласившей ориентацию на либерально-демократические ценности, Большой Брат бесповоротно уйдет с нашей земли. Однако сегодня, как будто после нескольких лет затишья, он вновь начинает проявлять себя. Правда, не в той форме, что десятки лет назад. Тем не менее, уже нельзя не замечать расширение функций спецслужб и правоохранительных органов. В результате, время от времени в сознании людей, помнящих советское прошлое, а потому могущих сравнивать, закрадываются мысли о том, что Большой Брат где-то рядом. Мало того, все чаще об этом пишут в прессе[15], эту тему обсуждают в телевизионных ток-шоу.

Правильно ли то, что власти наращивают долю силового влияния в стране? Учитывая, что одним из способов реализации власти является как раз силовое воздействие, такой подход вполне объясним даже с точки зрения науки – Теории государства и права. Мало того, если вдуматься, то становится понятно, что в демократическом правовом государстве[16], где человек, его права и свободы являются высшей ценностью[17], не может функционировать масштабная государственно-репрессивная система[18] без еще одной составляющей – без массовой поддержки самих граждан. И, что примечательно, такая поддержка есть: многие из нас, встав перед выбором «свобода или безопасность» непременно выберут второе. И это вполне нормально – мы боимся быть обокраденными, избитыми, изнасилованными или, что самое ужасное, убитыми. Получается, что усиление роли милиции, прокуратуры, ФСБ и других спецслужб – это не столько прихоть руководства страны, сколько наше с вами желание, которое и реализует власть.

Но у этой медали есть обратная сторона, от которой время от времени приходится страдать как рядовым гражданам, так и сотрудникам силовых служб. Невозможно и бессмысленно наращивать силу, не применяя ее.[19] Время от времени требуется выплеск энергии, но если мы говорим о системе правоохранительных органов, то здесь отдача должна идти не время от времени, а постоянно. Чем масштабнее становится правоохранительный механизм, тем большие требования к нему предъявляются. Хотя, требование-то, по сути, одно (помимо профилактики преступлений[20] и правонарушений[21]) – нужна раскрываемость.

С одной стороны, объемы раскрываемости преступлений говорят том, насколько плохо (или хорошо) обстоят дела с преступностью в стране. Но, с другой стороны, они являются главным показателем работы правоохранительных органов, оправдывающим или не оправдывающим их содержание. И для того, чтобы показатели находились в положительном секторе, зачастую силовики вынуждены прибегать к не вполне законным и вполне незаконным методам.[22] Например, выбиванию показаний, фальсификации доказательств и даже фабрикации уголовных дел, когда граждане в результате гонений теряют все, становясь, по сути, никому не нужными бомжами.[23]

В результате таких действий правоохранительных органов на скамье подсудимых могут оказаться как невиновные люди, так и те, кто никогда не оказался бы в руках правосудия, не преступи оперативник или следователь закон. В первом случае поднимается волна общественного возмущения, телеканалы наперебой сообщают о произволе в правоохранительной системе. Но во второй ситуации на первый план выходит наша двойственность характера: мы сквозь пальцы смотрим на то, как милиционеры или прокурорские работники нарушают закон для того, чтобы преступник понес положенное наказание. И это – в правовом государстве.

Впрочем, страшно представить, что произойдет, если вдруг вся российская правоохранительная система начнет неотступно следовать закону, не нарушая его ни на букву. Скорее всего, это можно будет сравнить разве что с ампутацией рук, без которых жить можно, но это будет уже не жизнь, а сплошное мучение. Причем, в окружении тех, кто хочет отнять у тебя еще и ноги.


Глава 4. Закон суров, но он закон[24]

Неоспоримо то, что закон нельзя соблюдать чуть-чуть – в отношении него мы либо законопослушные граждане, либо нет. Как показали результаты исследования, проведенного группой специалистов социологического агентства «Открытая Россия» в 2006 году, 83,3 процента из числа опрошенных считают себя законопослушными гражданами, 14,6 признались, что время от времени нарушают установленные нормы, остальные 2,1 процента затруднились ответить.[25] Но так ли откровенны были эти 83,3 процента? Давайте посмотрим на ситуацию с чисто обывательской точки зрения.

Не учитывая всех отраслей права, с которыми нам, так или иначе, приходится сталкиваться в ходе рабочей недели, мы заострим внимание на двух моментах – трудовом праве и Правилах дорожного движения[26]. Эти примеры, по мнению автора работы, наиболее наглядно отражают наше отношение к законам, действующим на территории Российской Федерации.

Трудовой кодекс и разработанный на основании него трудовой договор[27], под которым мы ставим свою подпись, едва ли не детально расписывает наши права и обязанности, равно как и права и обязанности работодателя. Практически все, что не прописано в нем – прописано в коллективном договоре[28], с которым многие из нас, к сожалению, не ознакомляются. А теперь давайте признаемся сами себе – не возникает ли у нас иногда желание уйти пораньше с работы, переложить часть своих обязанностей на менее занятого, но согласного из различных соображений на помощь коллегу? Не играем ли мы в пасьянс «для разгрузки» вместо того, чтобы обработать заявление очередного просителя? И таких примеров великое множество, но, что более важно, у нас не просто возникает желание – мы его реализуем. Мелочь? Казалось бы, да, но это и есть ничто иное, как нарушение закона – несоблюдение положений трудового договора, неисполнение своих обязанностей.