Смекни!
smekni.com

Основные темы и идеи лирики Н. А. Некрасова

Основные темы и идеи лирики Н. А. Некрасова

Автор: Некрасов Н.А.

Некрасов является преемником и продолжателем лучших традиций русской поэзии — ее патриотизма, гражданственности и гуманности.

Тема о назначении поэзии — одна из основных в лирике Некрасова. Стихотворение “Поэт и гражданин” — это драматическое раздумье поэта о соотношении высокой гражданственности с поэтическим искусством. Перед нами герой, находящийся на распутье и как бы олицетворяющий разные тенденции в развитии русской поэзии тех лет, чувствующий намечающуюся дисгармонию между “гражданской поэзией” и “чистым искусством”.

Чувства Поэта изменяются от иронии по отношению к Гражданину, от чувства превосходства над ним к иронии, обиде на самого себя, затем к чувству необратимой потери человеческих и творческих ценностей и далее (в последнем монологе) к угрюмому озлоблению. Движение чувств у Гражданина: от требования “громить” пороки смело, “обличать зло” к пониманию необходимой для настоящей поэзии активной борьбы, гражданской позиции. По существу, перед нами не поединок двух противников, а взаимный поиск истинного ответа на вопрос о роли поэта и назначении поэзии в общественной жизни. Скорее всего, речь идет о столкновении разных мыслей и чувств в душе одного человека. В споре нет победителя, а есть общий, единственно верный вывод: роль художника в жизни общества настолько значительна, что требует от него не только художественного таланта, но и гражданских убеждений.

В литературу XIX века вошла Муза Некрасова — сестра страдающего, истерзанного, угнетенного народа (“Вчерашний день, часу в шестом...”). Муза Некрасова не только сочувствует, она протестует и зовет к борьбе:

Толпе напоминать, что бедствует народ,

В то время как она ликует и поет,

К народу возбуждать вниманье сильных мира —

Чему достойнее могла служить бы лира?..

Тема народа традиционно считается некрасовской темой. Ап. Григорьев назвал его “человеком с народным сердцем”. По словам Достоевского, поэт “любил всех тех, кто страдал от насилья”.

Стихотворение “Тройка” написано в излюбленном для Некрасова жанре песни. Ритмико-стилистический строй стихотворения характеризуется особой напевностью, повторами, присущими Народной песне. В центре стихотворения образ крестьянской девушки, на которую “заглядеться не диво”. Стихотворение имеет два временных пласта: настоящее и будущее. В настоящем девушка живет в ожидании любви: “знать, забило сердечко тревогу”. Но в будущем ее ждет тяжелая доля, обычная для женщины-крестьянки: “будет бить тебя муж-привередник и свекровь в три погибели гнуть”. Конец стихотворения полон грусти (“и схоронят в сырую могилу, как пройдешь ты тяжелый свой путь”). Тройка — образ-символ, часто появляющийся в народных песнях (“Вот мчится тройка почтовая”), это всегда образ свободы, воли, символ движения, мечты о счастье. В последней строфе отчетливо звучит мотив: счастье — это только мечта: “не догнать тебе бешеной тройки”.

В стихотворении “Размышления у парадного подъезда” преобладает эпическое начало: обобщенная характеристика “парадного подъезда” и обрисовка мужиков-просителей. Поэт не наделяет каждого из крестьян какими-либо конкретными, индивидуальными чертами. Детали портрета сливают эту группу людей в единый поэтический образ: “деревенские люди”, “армячишко худой на плечах”, “крест на шее и кровь на ногах”. Во второй части появляется лирическая нота. Это авторское обращение к “владельцу роскошных палат”, которое звучит то взволнованно-патетически (“Пробудись!.. Вороти их! в тебе их спасенье!”), то скорбно и гневно (“Что тебе эта скорбь вопиющая, что тебе этот бедный народ?”), то зло и иронично (“и сойдешь ты в могилу... герой”).

В заключительной, третьей части эпическое и лирическое сливаются воедино. История мужиков получает конкретное завершение (“За заставой, в харчевне убогой все пропьют мужики до рубля и пойдут, побираясь дорогой...”). Завершается стихотворение вопросом, на который у поэта не находится определенного ответа:

Ты проснешься ль, исполненный сил?

Очень важна для понимания особенностей поэзии Некрасова так называемая

“покаянная лирика” — “Умру я скоро”, “Рыцарь на час”, “Я за то глубоко презираю себя...”. Именно некрасовский герой явил образец мужества и попытки преодоления трагического разлада с самим собой, потому что ему все казалось, что он не соответствует высокому идеалу поэта и человека.

Умру я скоро...

Жалкое наследство,

О родина, оставлю я тебе...

Особое место в “покаянной лирике” занимает тема нравственного идеала, в поисках которого лирический герой обращается прежде всего к тем, кто нес в себе боль о человеке, боль о России (“На смерть Шевченко”, “Памяти Добролюбова”,“Пророк”). Народный заступник — страдалец, идущий на жертву. Характерен мотив избранности, исключительности великих людей, которые проносятся “звездой падучей”, но без которых “заглохла б нива жизни”. В образе “народных заступников” проявляется их глубокий демократизм, органичная связь с народной культурой.

Не хуже нас он видит невозможность

Служить добру, не жертвуя собой.

Но любит он возвышенней и шире,

В его душе нет помыслов мирских.

По-новому Некрасов писал о любви. Поэтизируя взлеты любви, он не обошел вниманием ту “прозу”, которая “в любви неизбежна”. В его стихах появился образ независимой героини, подчас своенравной и неприступной (“Я не люблю иронии твоей...”). Отношения между любящими стали в лирике Некрасова более сложными: духовная близость сменяется размолвкой и ссорой, герои часто не понимают друг друга, и это непонимание омрачает их любовь.

Мы с тобой бестолковые люди:

Что минута, то вспышка готова!

Облегченье взволнованной груди,

Неразумное, резкое слово.

Трагическое восприятие жизни, сострадание ближнему, беспощадная рефлексия и в то же время безудержная жажда счастья — вот отличительные черты поэзии Некрасова.