Смекни!
smekni.com

Ранняя лирика НА Некрасова и сборник Мечты и звуки (стр. 2 из 5)

Интересен диалог души и тела, в котором душа стойко держится против соблазнов тела:

Прочь, искуситель! Не напрасно

Бессмертьем я освящена!

И хоть однажды, труп бессильный,

Ты мне уступишь торжество!

(«Разговор»)

Разумеется, многие стихотворения еще по-детски наивны, но разве в них не присутствует серьезное понимание жизни, попытки разобраться в ней и своей судьбе? Некрасов уже четко определил для себя, что все в этом мире решает нечто всемогущее, что Некрасов определил Богом:

Мудрец! – пред богом прах твой ум…

И дальше, что человек находится под властью Судьбы:

Ничтожность тела, мощь души?

А своенравная судьбина,

С которой бедственна борьба…

Некрасов не отдается праздности и сиюминутным впечатлениям, он – чуткая мыслящая душа, которой необходимо разобраться в устройстве этого мира. Например, в стихотворении «Жизнь» поэт негодует людской жизни, порокам. Эти строки очень по-юношески пылкие:

Поклонники греха, мы не рабы Христовы;

Нам тяжек крест скорбей, даруемый судьбой;

Мы не умеем жить, мы сами на оковы

Меняем все дары свободы золотой.

Но, разумеется, в них еще нет той некрасовской реальности, а только есть только попытки бунтовать: Некрасов явно предъявляет какие-то требования и запросы к не устраивающему его обществу. Религиозный пафос особенно силен – на что напрашивается вывод, что так подражать может не каждый юный стихотворец.

А в стихотворении «Изгнанник» Некрасов отождествляет себя с изгнанником, потому что несет в себе особый дар – дар поэта. Но, так или иначе, смерть перед всеми равна:

Земля – широкая могила,

Где спор за место каждый час…

Не жить здесь в мире я родился,

Нет, я родился умереть…

За исключением характерного для Некрасова пессимизма, можно считать это стихотворение автобиографичным (тяжелое детство, безрассудный отец, нищая молодость в Петербурге). Но юный стихотворец не собирается сдаваться, он уже свыкся со своей судьбой:

Теперь отрадно мне страдать,

Полами жесткой власяницы

Несчастий пот с чела стирать!


Стихотворение «Тот не поэт» - концепция Некрасова: миссию поэта он понимает в очень возвышенном смысле:

Тот не поэт!

На Божий мир кто смотрит без восторга,

Кого сей мир в душе не вдохновлял,

Кто пред грозой разгневанного Бога

Как видно из примеров, что такие стихотворения не могли быть только результатом подражания романтизму: можно предположить, что Некрасов определил свой писательский путь и уступать никому не собирается.

Образ матери Некрасова можно найти в следующем стихотворении:

Что в первый жизни год родимая с тоской

Смиряла им порыв ребяческого гнева,

Качая колыбель заботливой рукой;

Некрасов противопоставляет образ любимой матери красавице («красавица, не пой веселых песен мне»).

Также важно отметить глубокий религиозный подтекст сборника: например в «Колизее» предпочтение отдано христианству, а не язычеству. Вообще, почти в каждом стихотворении встречается упоминание о творце, молитве, вере. В стихотворении «Злой дух» Некрасов воображает, что сомнение это и есть дух зла:

Размах мечты в полете вольных крыл,

И юных дум кипучее паренье,

И юных чувств неомраченный пыл -

Все осквернит печальное сомненье!


Итак, молодой поэт представил в своем сборнике не просто дань романтической школе, не просто подражание каким-либо поэтам. В его стихотворениях отчетливо высказывается своя позиция и видение мира. Нельзя, конечно, не отметить, что в основном его позиции носят еще детский характер, но зато какой добрый и религиозный получился сборник «Мечты и звуки». Тем не менее, этот сборник с точки зрения художественного отношения является все же «низшей стадией» творчества Некрасова, но и ему как любому поэту надо было с чего-то начинать.

1.3 Подражание Пушкину, Лермонтову, Жуковскому, Батюшкову, Бенедиктову

В данном подпункте будут рассматриваться стихотворения из сборника «Мечты и звуки» в которых очень заметно влияние других поэтов.

Молодой поэт находился не только под влиянием романтических веяний, но и под влиянием творчества таких гениев как Пушкин, Жуковский и модный в 1830-х годах Бенедиктов. «Кого, бывало, прочту, тому и подражаю» — как сам Некрасов скажет позже.

Начать хотелось бы со стихотворений, в которых явно прослеживается влияние Пушкина. «Два мгновения» являет собой перепев пушкинского «Пророка»:

Страдает он (поэт), - и жалок он для нас,

Как бедный труженик…Но вот от небосклона

Святая благодать спускается к нему…

Некрасов только лишь заменил «шестикрылого серафима» на «святую благодать», но настроение стихотворения несет в себе идеи Пушкина – поэт обречен на одиночество и изгнание, дабы «глаголом жечь сердца людей». Однако Некрасов не просто подражает, но и добавляет свое:

Связь с бренною землей расторгнув без усилья,

Свободен как орел, могуществен как царь…

Над миром он парит. Везде ему алтарь!

Как мы видим, Некрасов возвышает поэт над остальными людьми, сравнивает его с царем…

В «Моей судьбе» поэт рассуждает о собственной доле и предназначении, перекликаясь со стихотворением «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…»:

И если слезы даст, по милости великой,

Бог, в утешение мое, -

Презря и суд глупца и хохот черни дикой,

Наполню ими я её (чашу).

В этих строчках легко угадывается пушкинское «…хвалу и клевету приемли равнодушно и не оспаривай глупца». Только Некрасов, используя отвлеченные образы, говорит не так остро и прямолинейно как Пушкин.

Стихотворение «Человек» несет в себе отголоски «Медного всадника»:

Когда сверкнет звезда полночи

На полусонную Неву…

Любопытно, что Некрасову нужно только начать каким-нибудь подражанием, а дальше он развивает свою мысль: Петр умер, но бессмертен благодаря своим деяниям.

Стихотворение «Пир ведьмы» пропитано настроением, ритмом пушкинских «Бесов». Мало того, написано тем же стихотворным размером. Например, очень похожи следующие строки:

Ветер свищет, ветер вьется,

Воет бор, ревет ручей;

Вдаль по воздуху несется

Стая леших и чертей.

(«Пир ведьмы»)

И Пушкинские:

Мчатся тучи, вьются тучи;

Невидимкою луна…

Мутно небо, ночь мутна.

Мчатся бесы рой за роем…

Любопытно, что к некоторым стихотворениям («Незабвенная», «Непонятная песня») Некрасов, в качестве эпиграфов, приводит цитаты из пушкинских стихов (что последующем творчестве поэта больше не встречалось). Это лишний раз доказывает, что Пушкин был для юного поэта огромнейшим авторитетом и вдохновителем.

К.Шимкевич в своей статье «Бенедиктов, Некрасов, Фет» выдвигает точку зрения, что никто другой, а только Бенедиктов повлиял на творчество Некрасова. Мало того, автор прямо выводит обоих поэтов из Бенедиктова и придерживается мнения, что последний повлиял на все их последующее творчество: «И пусть Некрасов в середине сороковых годов в некоторых положениях разошелся с Бенедиктовым, все же стилевое родство осталось незыблемым[6]». Вердикт, выдвинутый Шимкевичем, носит сильно преувеличенный характер, но имеет место быть, ведь сборник «Мечты и звуки» наполнен всеми романтическими штампами – трескучей патетикой, пышной риторикой, мрачной разочарованностью и торжественным пафосом.

Достаточно взять хотя бы стихотворение «Турчанка»:

Пери, Пери! Диво света

Ненаглядная краса!

Ослепляешь, как комета,

Ты и чувства и глаза.

Стиль, эпитеты, ритм, интонации – все сплошь бенедиктовское («Кудри» и «Черные очи»), а образ лирической героини в точности скопирован с героини стихотворения «К черноокой»:

Ты – жемчужина Востока,

Поля жаркого цветок…

Взоры быстрые твои,

И сладчайшее дыханье

Веет мускусом любви.

Однако Некрасов избегает «бенедиктовской» эротики, и образ восточной красавицы помещается в рамки строгой нравственности:

Но зато, как сталь булата,

Непорочностью тверда…

И от всех им, как забралом,

К сердцу двери заперла.

(«Турчанка»)

Для многих стихотворений сборника «Мечты и звуки» характерно противопоставление. Сначала поэт рисует вроде бы пылкую Гюльнару («а эти перси, моря волны…»), а потом делает контраст целомудренной Пери.

Понятно, что творчество Бенедиктова были только базой и источником вдохновения для начинающего поэта (и поздний Некрасов если и вышел из чьих-то стихотворений, то только из своих ранних). Ю.И.Минералов очень верно замечает, что Некрасов «…творчески переосмыслил художественные решения нравящегося ему поэта-предшественника…прибегает к приему парафразиса[7]».

Влияние баллад Жуковского тоже нашло отражение у Некрасова. Он пишет баллады «Рыцарь», «Водяной», «Ворон» - в которых очень профессионально и органично выстраивает сам сюжет, удачно подбирает ритм.

Носился туда он, где люди без слез

Лежат после хладной кончины:

Там жертву оспорил вампир-кровосос

И не дал ему мертвечины».

(«Ворон», с. 253)

На примере этих строк нельзя не отметить, что Некрасов владеет и звукописью и образностью, умеет создать страшную, гнетшую атмосферу не хуже Жуковского.

Вот еще несколько строк из других баллад:

Бесстрашного в брани смирила печаль…