Смекни!
smekni.com

Античный мир в трагедиях Софокла и Эврипида (стр. 2 из 3)

В произведениях Софокла находят жизнь и многие события того времени. Определенно можно сказать, что Софокл ненавидел тиранию. Он в самом отвратительном виде изобразил типы тиранов в образах обоих Анеридов в «Аяксе», в лице Креонта в «Эдипе в Колоне» и его же в «Антигоне». Вопрос о богатстве Софокл изображает преимущественно с отрицательной стороны, видя в богатстве средство ко всякого рода нечестным проискам, особенно к подкупу. Нередко он останавливает внимание на вопросах войны и мира.

Представление об изменчивости судьбы и неспособности человека понять непостижимую волю богов и есть трагическая ирония, которую Cофокл использует с исключительным мастерством.

В трагедиях Софокла мы находим ряд замечательных художественных образов, описанных с большой силой и яркостью.


ЖИЗНЕННЫЙ И ТВОРЧЕСКИЙ ПУТЬ ЭВРИПИДА

Эврипид родился, как утверждают его древние «Жизнеописания», в день Саламинской победы[9] в 480 г. до н.э. на острове Саламине, хотя более достоверной кажется дата 484 г., отмеченная в «Паросской хронике». Он происходил из знаменитого рода и даже служил при храме Аполлона Зостерия. Эврипид получил прекрасное образование, был дружен со многими философами того времни.Никакого участия в общественной жизни Эврипид, по видимому, не принимал. Биография рисует его созерцателем, человеком мрачным, нелюдимым, женоненавистником. Однако,это не мешало ему живо откликаться на острые вопросы современности – на отношения со спартанцами, на поход в Сицилию и т.д.

В период пелопонесской войны, обстановка в Афинах сложились для Эврипида неблогоприятным образом. Этим и надо обьяснить тот факт, что на склоне лет в 408 г. Эврипид принял предложение македонского царя Архелая и отправился в Македонию. Там он написал трагедию «Архелай» в честь мифического предка своего покровителя. Умер он в Македонии в начале 406 г. Биография окружила сплетнями и смерть поэта. По одной версии, он будто был растерзан собаками, по другой - женщинами.

Недостаточно оцененный современниками, Эврипид сделался любимым поэтом у последующих поколений. Этим и объясняется тот факт, что сохранилось достаточно много его произведений. Из 90 написанных до нас дошли 18. Древние критики характеризовали Эврипида, как «философа на сцене». В.Г. Белинский называл его «самым романтическим поэтом Греции», «страстным, глубокомысленным философом». Действительно, он был не только замечательным поэтом, но и выдающимся мыслителем. Правда, он не выработал своей философии, но усвоил лучшие достижения своего времени и художественными средствами своей поэзии доводил их до сознания широких кругов.

В некоторых трагедиях, Эврипид дал замечательные примеры самопожертвования во имя счастья родины. В пору почти непрекращающихся войн, поэт, конечно, не мог обойти животрепещущей темы войны и мира.

Эврипид наделял своих героев реальными чертами, тонко воспроизводя их душевные переживания.


СВЯЗЬ МЕЖДУ ИСТОРИЧЕСКОЙ РЕАЛЬНОСТЬЮ И ХУДОЖЕСТВЕННЫМ МИРОМ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ СОФОКЛА

Если сопоставить историческую реальность и мир, описываемый Софоклом, то можно в них найти много схожести, хотя присутствует и художественный вымысел. Поэтому следует остановиться на деталях, и сопоставлять именно их.

В произведениях Софокла находят отражение многие события современности. В трагедии «Эдип-царь» упоминается мор, душащий город Фивы. Историкам известно, что в Афинах, второй родине Софокла, бушевала страшная чума, которую, вероятней всего, и описывает автор. Изгнание убийцы, который своим присутствием оскверняет город, в той же трагедии очень напоминает требование, выставленное спартанцами против Перикла, который «связан с родом Алкмеонидов, навлекшим на город еще до реформы Солона «скверну» убийством приверженцев Килона, при попытке его захватить в Афинах тираническую власть»[10]

Для времени Софокла был характерен пантеизм[11], так же человек начинает осознавать свое превосходство над природой. Эти особенности ярко отражены в трагедии Софокла «Антигона». «Много в природе дивных сил, но человека нет сильней»[12]- поет хор.

Но, не смотря на новые веянья, в трагедиях Софокла еще усматриваются пережитки старого времени.

«Мудр лишь тот, кто приемлет честь от бога.

Гляди лишь на богов: хотя б неправо

Идти велели, все же так иди-

Позора нет в велениях богов» [13]

Оракулы и предсказатели продолжали иметь большой успех в то время. Особой «популярностью» пользовался Дельфийский Оракул, где Пифия-жрица Аполлона предсказывала судьбу и отвечала на различные вопросы. Туда и отправляет царь Эдип, в одноименной трагедии Софола, своего шурина Креонта, в надежде, что Пифия найдет причину мора в Фивах.

Также в произведениях Софокла четко отражается особый менталитет того времени. С высоты ХХI века абсолютно странным кажется то, что Эдип не уступает старцу дорогу и даже убивает его по этой причине. Это объясняется тем, что, не смотря на глубокое уважение к старшим, греки считали недостойным, более того – унизительным, уступать путь кому бы то ни было. Но кроме этих деталей менталитет того времени предусматривал высочайшее чувство ответственности за свои поступки. Человек, находящийся у власти тем более не мог позволить себе совершать ошибки. Так и Эдипу не дает покоя его проступок, хоть это и был злой рок. Царь четко осознает, что такой правитель не может принести государству пользу. Его терзает чувство вины за бушующий в его городе мор. Это и толкает его на самоослепление, что и в правду даже в голову не пришло бы нынешним правителям.

Софокл жил во времена «золотого века Перикла». Это время считалось периодом наивысшего расцвета греческого государства и завершением демократизации демократического строя. В произведениях Софокла я не уловила демократического настроя в Фивах. Напротив, – там скорей заметна неограниченная власть царя.

Процветание государства так же не отражено, не смотря на то, что Софокл явно интересовался политикой и сам был председателем союзной казны. Возможно, это объясняется тем, что автор хотел резче показать страдание города от чумы, тем самым, сгущая краски.


СВЯЗЬ МЕЖДУ ИСТОРИЧЕСКОЙ РЕАЛЬНОСТЬЮ И ХУДОЖЕСТВЕННЫМ МИРОМ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ ЭВРИПИДА

Во все времена Эврипида называли «философом на сцене». Не чужда ему была и наука. О его научных стремлениях лучше всего говорит отрывок из неизвестной трагедии: « Блажен, кто познал науку, не обращая её ни во вред согражданам, ни на несправедливые дела, но созерцает нестареющий порядок бессмертной природы, - как, где и откуда он возник. У таких людей никогда не бывает помыслов о дурных делах»[14]. Эти строки показывают, как близок был Эврипид к философским течениям своего времени. С.И. Радциг в своей книге «История древнегреческой литературы» отмечает: «Новейшие исследователи пытались иногда субъективно и односторонне объяснить образ мысли Эврипида, представляя его то рационалистом, то иррационалистом, то реалистом, то идеалистиком, но часто не замечали в нем поэта-художника, который в образах своих героев отражал разные направления мысли своего времени»[15].

Произведения Эврипида являются энциклопедией того времени; они знакомят нас с общественными настроениями эпохи. И хотя в своих трагедиях Эврипид углубляется скорее в мир духовный, и политические и исторические моменты в них почти отсутствуют, несколько таковых можно отыскать. Например, есть основание предполагать, что в отдельных эпизодах трагедий Эврипида всё же откликаются политические события того времени.

- Явно политический смысл носит трагедия «Андромаха», где в самом неприглядном виде представлены спартанцы: Менелай, Гермиона и Орест. На грубость спартанцев не раз указывается в «Оресте» и бегло в «Просительницах».

- Грубое поведение фиванцев, которые в 424 г. после победы над афинянами при Дели отказались выдать для погребения тела убитых, представлено в «Просительницах» как нарушение общепризнанного нравственного закона.

-В заявлении Иолая от лица Гераклидов, что они никогда не должны поднимать оружие против афинян, как своих спасителей («Гераклиды», 309-328), нельзя не видеть обвинения действий Спарты и Аргоса в первые годы Пелопонесской войны.

В пору почти не прекращавшихся войн поэт, конечно, не мог обойти животрепещущего вопроса войны и мира. Мифологические сюжеты на эту тему звучали как современные. Это можно видеть в «Гераклидах», в «Финикиянках», особенно в «Троянках», где действие разыгрывается на фоне пылающей Трои; в других трагедиях мы видим приготовления или ближайшие последствия войны. Эврипид показывает, что войны затягиваются из честолюбия или по легкомыслию недобрыми вождями на пагубу народа. Ненавидя войну и считая её следствием нечестной деятельности некоторых политиков, Эврипид был, естественно, убежденным поборником мира и эту мысль приводил во многих трагедиях.

Как прямой отклик событий Пелопонесской войны 430-427 гг. звучит отрывок из песни хора в не дошедшей до нас трагедии «Кресфонт», где прославляется богиня мира Ирина:

«О, Ирина, сокровищ великих царица,

Ты прекраснее всех из блаженных богов!

Уж давно по тебе моё сердце томится;

Но боюсь, что скорей меня бремя трудов

Или старости сломят невзгоды,

Чем увижу твой юный чарующий лик,

Чем услышу прекрасные вновь хороводы