Смекни!
smekni.com

Сложение старославянской письменности под влиянием деятельности Кирилла и Мефодия (стр. 2 из 2)

Вот что говорится в одном из многочисленных отзывов современных ученых о филологическом подвиге Кирилла и Мефодия: «В отличие от других практиковавшихся в ту эпоху способов записи славянской речи славянское письмо Константина-Кирилла представляло собой особую законченную систему, созданную с тщательным учетом специфических особенностей славянского языка. <…> Переводы произведений, в которых Константин и Мефодий пытались найти для всех особенностей данных памятников адекватное выражение, означали не просто возникновение литературного языка средневековых славян, но его сложение уже сразу в тех зрелых, развитых формах, которые вырабатывались в греческом тексте оригиналов как результат многовекового литературного развития».

Итоги:

Может быть, кто-то до Кирилла и Мефодия и делал опыты по созданию славянской письменности, но на этот счет существуют только гипотезы. А многочисленные исторические источники свидетельствуют именно о Кирилле и Мефодии как о создателях славянской азбуки, письменности и книжности.

Впрочем, история создания славянской письменности имеет одну весьма интересную загадку. В IX веке у славян появились практически одновременно две системы письма: одна получила название глаголицы, а другая — кириллицы. Какая из азбук — кириллическая или глаголическая — была изобретена Константином Философом? Многие ученые склонны считать, что первой славянской азбукой была глаголица. Другие считают, что святой Кирилл изобрел кириллицу. Может быть, первоучителями славян были созданы обе эти системы письма, но в дальнейшем наибольшее распространение получила кириллица, которая стала основой современной русской азбуки. Но как бы впоследствии ни разрешились наукой эти вопросы, свидетельство исторических источников о братьях Кирилле и Мефодии как о создателях славянской письменности и книжной культуры остается неизменным.

Православная миссия Кирилла и Мефодия стала также решающим фактором для формирования единого культурного пространства славянских народов. В XIX веке знаменитый русский археограф архимандрит Леонид Кавелин в книгохранилище Хилендарского (сербского) монастыря на Афоне нашел и опубликовал рукопись «Слово учителя нашего Константина Философа». В нем Константин Философ обращается ко всем славянским народам: «Темже услышите словени вси… Слышите, словенск народ весь… Се же все мы, братие словени, замышляюще, глаголем свет подобающ…».

К кому было обращено слово просветителей Кирилла и Мефодия? Ко всем народам славянского мира, который в IX веке в языковом отношении был не столь разделенным, как в последующие столетия. От Балтийского моря на севере до Эгейского моря и Адриатики на юге, от Лабы (Эльбы) и Альп на западе и до Волги на востоке расселялись славянские племена, именования которых донесла наша «начальная летопись»: моравы, чехи, хорваты, сербы, хорутане, поляне, древляне, мазовшане, поморяне, дреговичи, полочане, бужане, волыняне, новгородцы, дулебы, тиверцы, радимичи, вятичи. Все они говорили на «языке словеньском» и все получили от своих первоучителей просвещение и родную литературу.

Константин Философ, приняв незадолго до своей кончины монашество с именем Кирилл, скончался в 869 году. Мефодий пережил своего младшего брата на 16 лет. Перед смертью Кирилл завещал брату: «Мы с тобою, как два вола, вели одну борозду. Я изнемог, но ты не подумай оставить труды учительства и снова удалиться на гору (в монастырь)». Святой Мефодий исполнил наказ своего брата и до конца земной жизни трудился над переводом Библии, богослужебных книг и церковно-правовых сборников. Скончался Мефодий в 885 году, оставив после себя много преемников, знающих и любящих церковнославянские книги.

Величайшая заслуга Кирилла и Мефодия перед славянским миром состояла еще и в том, что они всюду старались оставлять своих учеников — продолжателей дела просвещения славянских народов. Их ученики продолжили православную миссию в Моравии и Паноннии, а через следующее звено преемников кирилло-мефодиевские книжные традиции достигли южной Польши, Словении, Хорватии и Болгарии.

Кирилло-мефодиевская православная миссионерская традиция, в отличие от западно-католической, характеризовалась тем, что устная проповедь Евангелия, церковная служба и школьное обучение — все это совершалось на родном языке тех народов, которым последователи Кирилла и Мефодия несли православие и православную культуру. Особенно важное значение имело введение славянского языка в богослужение, потому что в ту пору богослужебный язык был одновременно и языком литературы.

С Крещением Руси книги на славянском языке стали очень быстро распространяться и на Русской земле. «В „Повести временных лет”, внимательной ко всем событиям русской культуры, нет ни имен, ни дат, связанных собственно с русской письменностью. И это, несомненно, потому, что Кирилл и Мефодий были в сознании книжников Руси истинными создателями единой для всех восточных и южных славян письменности. Русское „Сказание о переложении книг на славянский язык”, помещенное в „Повести временных лет”, начинается словами: „Бе един язык словенск”. Далее в этом „Сказании” говорится: „А словеньскый язык и рускый одно есть”, — и несколько ниже снова повторяется: „…а язык словенски един”».

В настоящее время в российской культуре церковнославянский язык чаще всего осознается как язык молитвы и православного богослужения. Но этим его значение не исчерпывается. «В целом значение церковнославянского языка для русского состоит в том, что он представляет собой умещенную в одной плоскости всю историю русского языка, ибо в церковнославянском одновременно функционируют памятники, восходящие к деятельности славянских первоучителей — преподобного Нестора, митрополита Илариона, Кирилла Туровского, преподобного Максима Грека и далее до наших дней».

О судьбоносном значении церковнославянского языка и церковнославянской письменности для отечественной культуры писал в своем «Предисловии о пользе книг церковных в российском языке» М.В. Ломоносов: «Российский язык в полной силе, красоте и богатстве переменам и упадку не подвержен утвердится, коль долго Церковь Российская славословием Божиим на словенском языке украшаться будет».

Русская Православная Церковь до сего времени свято хранит церковнославянский язык как язык своего богослужения. Следовательно, русскому языку, несмотря на все испытания, упадок не грозит. Высокая культурная планка, которую поддерживает церковнославянский язык, поможет сохранить красоту, богатство и силу русского языка и родной литературы.

Памятники старославянского языка:

Канонический набор древнейших (X—XI вв.) памятников старославянского языка включает следующие 18 рукописей:

Глаголица:

  • Ассеманиево (или Ватиканское) евангелие-апракос (Evangeliarum Assemani. Codex Vaticanus);
  • Боянское евангелие-апракос (Боянский палимпсест);
  • Зографский палимпсест;
  • Зографское четвероевангелие (Codex Zographensis);
  • Киевские глаголические листки;
  • Клоцов сборник (Glagolita Klozianus);
  • Мариинское четвероевангелие (Codex Marianus);
  • Охридские глаголические листки;
  • Рыльские глаголические листки;
  • Синайская псалтирь (Psalterium Sinaiticum);
  • Синайский евхологий (Синайский требник; Euchologium Sinaiticum);
  • Синайский служебник.

Вероятно, к числу древнейших глаголических памятников будет также причислена недавно обнаруженная рукопись Псалтири, проданная 3 июня 1998 года на аукционе «Кристис».

Кириллица:

  • Новгородский кодекс
  • Енинский апостол;
  • Зографские листки;
  • Листки Ундольского;
  • Саввина книга;
  • Супрасльская рукопись (Супрасльская минея; Codex Suprasliensis);
  • Хиландарские листки.

Местные памятники:

Многочисленны памятники XI—XII вв., отражающие влияние на старославянский язык местных диалектов. Среди них:

  • Памятники русской редакции (кириллица):
    • Остромирово евангелие;
    • Чудовская псалтирь;
    • Изборник 1073 года;
    • Изборник 1076 года;
    • Архангельское евангелие 1092 года;
    • Новгородские минеи 1095—1097 гг.;
    • Путятина минея и др.
  • Памятники чешской редакции:
    • Пражские отрывки (глаголица).

Более позднего происхождения (XII—XIII вв.) памятники сербской и среднеболгарской редакции.

Список используемой литературы :

1. «Сказание о письменах» черноризца Храбра. (3{Хрестоматия}).

2. Азбучная молитва. (4{Хрестоматия}).

3. Ломоносов М.В. Предисловие о пользе книг церковных в российском языке. (5{Хрестоматия}).

4. Лихачев Д.С. Русский язык в богослужении и в богословской мысли. (6{Хрестоматия}).

5. Панин Л.Г. Церковнославянский язык и русская словесность. (7{Хрестоматия}).

6. Сказания о начале славянской письменности.– М.: «Наука», 1981.

7. Истрин В.А. 1100 лет славянской азбуке.– 2-е изд., испр. и доп.– М.: «Наука», 1988.

8. Верещагин Е.М. История возникновения древнего общеславянского литературного языка: Переводческая деятельность Кирилла и Мефодия и их учеников.– М.: «Мартис», 1997.

9. Уханова У.В. У истоков славянской письменности.– М.: «Муравей», 1998.

10. Флоря Б.Н., Турилов А.А., Иванов С.А. Судьбы кирилло-мефодиевской традиции после Кирилла и Мефодия.– Спб.: «Алетейя», 2000. (91{Библиотека}).

11. Протоиерей Борис Пивоваров. У истоков славянской филологии и философии // «Филологъ», 2000, № 1, с. 2–6. (77{Библиотека}).

Святой Кирилл. Фреска церкви Святого Климента. IX в. Рим

Святые Кирилл и Мефодий. Икона. 1969 г.