Смекни!
smekni.com

Происхождение государства в отечественной политико-правовой мысли от древности до современности (стр. 11 из 12)

По мнению многих российских ученых-правоведов трудности в определении понятия «государство» усугубляются ещё и тем, что данным термином, как правило, обозначаются самые разнообразные предметы и явления». Так, этот термин иногда используется в самом широком смысле, а именно «для обозначения общества как такового или же какой-либо особой формы общества». Нередко же он применяется и в очень узком смысле - для обозначения какого-либо особого органа или органов общества, например органов управления или же субъектов управления, а также нации или территории, на которой проживает население той или иной страны.

Понятие государства неразрывно связано, по меньшей мере, с двумя методологически очень важными обстоятельствами.

Во-первых, государство - это всегда итог, результат социально-духовного, политического, культурного, психоэмоционального творчества людей, общества. Оно представляет собой материально-предметное воплощение соответствующих объективных общественных потребностей. Однажды возникнув, государство не может оставаться неизменным навсегда. Оно - объективно меняющийся и противоречивый внутренне реальный факт исторического движения общества. Государство может и реально переживает в своем существовании такие фазы как - становление, развитие, подъем, расцвет, кризис, деградация, упадок. Эти стадии могут проходить вместе или параллельно с обществом или относительно независимо от общества. В связи с этим может со стороны общества или исследователя меняться не только субъективная оценочная, ситуативная характеристика государства, но и само его понятие.

Во-вторых, в процессе познания нельзя смешивать понятие (или определение) и понимание государства. Одно из назначений определения государства состоит в том, чтобы выделить государство из окружающих его мира вещей, форм, институтов в различных сферах жизни общества и человека. Определение государства лежит в самом начале познания государства. Понимание же государства в методологическом плане требует выработки развернутой системы понятий и определений, в которых находят свое научное выражение и фиксацию различные стороны исторического движения государства - сущность, формы, функции, государственная власть, государственный аппарат, государственный орган и др. Понять государство - это значит создать развернутую и целостную систему понятий и определений различных сторон государства, т.е. создать своего рода его конкретный теоретический портрет.

Из истории отечественной политический мысли известны сотни понятий и определений государства, которые были сформулированы философами, теологами, социологами, практическими политическими и государственными деятелями. Вот лишь некоторые из них: государство - это «сообщество равных людей для достижения возможно лучшей жизни»; государство - это «совершенный союз свободных людей, заключенный ради соблюдения права и общей пользы»; государство - это «власть, население, территория»; государство - это аппарат (машина) для поддержания господства единого класса над другим.

Выработанные российской политической мыслью многочисленные понятия и определения государства позволяют сделать следующие методологически значимые выводы:

1) государство - это продукт жизнедеятельности общества в целом (здесь не касаемся чисто теологических доктрин);

2) государство существует не в любом обществе, но только в том, в котором есть развитая и противоречивая структура на всех уровнях (экономика, собственность, формы сознания, личность, социальные классы, социальные группы и др.);

3) общество, в котором есть государство, - это государственно-организованное общество; для такого общества государство - это форма его существования;

4) на теоретическом, познавательном уровне государство и общество не совпадают друг с другом;

5) при любом определении государства речь идет и об определенных властных институтах, государственном аппарате, системе властных государственных органов, в деятельности которых заняты специфические социальные группы;

6) развитые, сложные, противоречивые объективные потребности общества в государстве определяют и само назначение, функции, цели, задачи, деятельность государства; при этом теоретически несущественно, о чем идет речь - достижение «лучшей жизни», «общей пользы», «общего блага» или же самоорганизации, самоуправления общества с помощью государства.

Данные выводы позволяют сформулировать такое определение государства: государство - это организация политической суверенной власти, осуществляющая управление социальными, экономическими, политическими, духовными процессами жизни общества.

Россия была долгое время типичным традиционным обществом. Она переходила на путь техногенного развития благодаря процессам модернизации, которые предполагали прививки западного опыта на традиционалистскую почву. Наиболее важными вехами на этом пути были реформы Петра I и Александра П. Большевистская революция и советская эпоха, решившие задачу ускоренного индустриального развития страны, также могут быть рассмотрены в качестве особой, «догоняющей модернизации». В такие эпохи происходило особенно активное заимствование элементов западной культуры, прежде всего науки, технологии и обеспечивающей их системы образования.

Что же касается политического строя России, то при всех его изменениях он всегда был далек от идеалов демократии и прав человека. Каждая «догоняющая модернизация» проводилась сильной деспотической властью, насильственно насаждавшей нормы, привычки, способы деятельности, которые были чаще всего чужды устоявшимся стереотипам народного сознания. В России никогда народ не чувствовал себя и не осознавал себя живущим в едином для всех правовом поле, и, конечно же, не верил в правовое государство. Привычную для России систему бесправия народ характеризовал в известных поговорках: «с сильным не судись, с богатым не рядись», «закон, что дышло» и т.д.

В настоящее время Россия стремится к тому, чтобы стать демократической державой. Во всех сферах общественного бытия приходят сложные и противоречивые процессы. Все более очевидны как позитивные результаты перемен, так и сопровождающие их негативные явления, отголоски тоталитаризма.


Библиография

1. ПЕРВОИСТОЧНИКИ

1. Бегунов Ю.К. Памятник русской литературы XIII века. Слово о погибели Русской земли. М.; Л., 1965. 232 с.

2. Бакунин М.А. Избр. соч. Т. II. С предисл. Дж. Гильома. М., 1919. 270 с.

3. Бакунин М.А. Коррупция. О Макиавелли. Развитие государственности // Вопросы философии. 1991. № 12. С. 59–65.

4. Бакунин М.А. Федерализм, социализм и антитеологизм. Лейпциг – СПб., 1906. 100 с.

5. Бердяев Н.А. Государство // Власть и право. Из истории русской правовой мысли. Л., 1990. С. 286—296.

6. Бердяев Н.А. Духовный кризис интеллигенции, М. 1998. 400 с.

7. Бердяев Н.А. Падение священного Русского царства. М., 2007. 1179 с.

8. Бердяев Н.А. Самопознание. М., 2007. 640 с.

9. Громов М.Н. Максим Грек. М., 1983. 199 с.

10. Древнерусская литература: Хрестоматия / Сост. Н.И. Прокофьев. М., 2000. 584 с.

11. Изборник: сб. произведений литературы Древней Руси / сост. и общ. ред. Л.А. Дмитриева, Д.С. Лихачева; вступ. ст. Д.С. Лихачева. М., 1969. 799 с.

12. Ключевский В.О. Исторические портреты. Деятели исторической мысли. М., 1991. 622 с.

13. Козлихин И.Ю. Идея правового государства: история и современность. СПб., 1993. 236с.

14. Козлихин И.Ю. Политика и право. СПб., 1996. 193 с.

15. Крижанич Ю. Политика. М., 1997. 528 с.

16. Ленин В.И. Государство и революция. Полн. собр. соч. Т. 33. М., 1961. 120 с.

17. Никольский Н. К. Материалы для истории древнерусской духовной письменности // Христианское чтение. М., 1909. № 8—9. С. 1122—1125

18. Новгородцев П.И. Введение в философию права. Кризис современного правосознания. М., 1996. 269 с.

19. Новгородцев П.И. Государство и право. Кн. 75. 538 с.

20. Новгородцев П.И. Лекции по истории философии права. М., 1914. 138 с.

21. Новгородцев П.И. Ответ Л. И. Петражицкому // Вопросы философии и психологии. 1902. Кн. 66. С. 129-133.

22. Пересветов И. Сочинения / Подг. текста А.А. Зимина. М.; Л., 1956.326 с.

23. Письма М.А. Бакунина к А.И. Герцену и Н.П. Огареву / С прил. его памфлетов, биогр. введ. и объясн. примеч. М. П. Драгоманова. Ж., 1896. 562 с.

24. Посошков И.Т. Книга о скудности и богатстве. М., 2001. 416 c.

25. Преподобные Нил Сорский и Иннокентий Комельский. Сочинения. М., 2005. 424 с.

26. Радищев А.Н. Полное собрание сочинений. Т. 2. М.; Л., 1941. 429 с.

27. Радищев А.Н. Путешествие из Петербурга в Москву. Л., 1949. 256 с.

28. Розин Э. Ленинская мифология государства. М.: Юристъ, 1996. 320 с.

29. Татищев В.Н. Собрание сочинений. М., 1994. 500 с.

30. Чичерин Б.Н. Курс государственной науки. Ч. 1. М., 1894. 492 с.

31. Чичерин Б.Н. О народном представительстве. М., 1899. 836 с.

32. Шершеневич Г.Ф. Общая теория права. Т. I. Вып. I. М., 1995. 698 с.

2. ЛИТЕРАТУРА

а) учебники и монографии

1. Батурин Ю.М., Лившиц Р.З. Социалистическое правовое государство: от идеи - к осуществлению. М., 1989. 256 с.

2. Воротилин Е.А. Идеи правового государства в истории политической мысли. М., 1993. 350 с

3. Графский В.Г. Всеобщая история права и государства: Учебник для вузов. М., 2000. 248 с.

4. Громов М.Н. Максим Грек. М., 1983. 199 с.

5. Исаев И.А., Золотухина Н.М. История политических и правовых учений России: Учебное пособие. М., 2003. 415 с.