Смекни!
smekni.com

Правовое регулирование договора железнодорожной экспедиции груза (стр. 5 из 9)

Просрочка грузоотправителя в силу п. 2 ст. 406 ГК дает перевозчику-должнику право на взыскание с грузоотправителя предусмотренной ст. 94 УЖТ исключительной неустойки (в связи с тем, что убытки, причиненные неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства по предъявлению груза и подаче транспортных средств, не возмещаются, даже если превышают размер взысканного с неисправной стороны штрафа), если грузоотправитель не докажет, что просрочка произошла по обстоятельствам, за которые ни он сам, ни те лица, на которых в силу закона, иных правовых актов или поручения кредитора было возложено принятие исполнения, не отвечают (ст. 794 ГК, ст. 116 УЖТ). На наш взгляд, для тех случаев, когда грузоотправитель не совершил действий, предусмотренных законом, иными правовыми актами или договором либо вытекающих из обычаев делового оборота или из существа обязательства, до совершения которых перевозчик не мог исполнить своего обязательства по подаче транспортных средств, в УЖТ целесообразно предусмотреть право должника-перевозчика на отказ от исполнения указанного обязательства.

В соответствии со ст. 117 УЖТ перевозчик и ст. 116 УЖТ грузоотправитель освобождаются от ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства по предъявлению груза и подаче транспортных средств вследствие обстоятельств непреодолимой силы, военных действий. Согласно п. 3 ст. 401 ГК непреодолимая сила - это чрезвычайное и непредотвратимое при данных условиях обстоятельство. К обстоятельствам непреодолимой силы, освобождающим стороны от ответственности, относятся как природные явления стихийного характера (землетрясения, наводнения, пожары, снежные заносы, наводнения, вулканическое извержение и т.д.), так и общественные явления (военные действия, крупные забастовки, эпидемии, объявленный карантин и иные запреты, установленные государственными органами и т.д.). Для освобождения железнодорожного перевозчика либо грузоотправителя от ответственности за непредъявление груза и неподачу транспортных средств по данной причине необходимо, чтобы обстоятельство, препятствующее исполнению названного обязательства, на которое ссылается сторона как на явление непреодолимой силы, было чрезвычайным и непредотвратимым именно в конкретной ситуации. Но сам факт наличия указанных обстоятельств не является достаточным для освобождения субъекта от ответственности. Он должен представить арбитражному суду доказательства того, что неподача указанного в учетной карточке количества вагонов, контейнеров либо непредъявление обусловленного количества грузов произошли по причине наличия данных обстоятельств, т.е. доказать наличие обстоятельств непреодолимой силы и причинной связи между ними и невозможностью исполнить соответствующее обязательство. При этом названное событие или явление может рассматриваться в качестве обстоятельств непреодолимой силы, если оно возникло по причинам, лежащим вне сферы деятельности перевозчика либо грузоотправителя, и воздействовало на нее извне, поскольку для непреодолимой силы характерна объективная непредотвратимость, и что его нельзя было устранить имеющимися в их распоряжении техническими средствами. К такому явлению, например, можно отнести наводнение, которое вызвало перерыв движения на железнодорожном подъездном пути и сделало невозможным выполнение обязательства по предъявлению груза и подаче транспортных средств перевозчиком или грузоотправителем. Если же причины названного события связаны, например, с деятельностью работников стороны, эксплуатацией подвижного состава, его механизмов и т.д., то оснований для отнесения указанного события к явлениям непреодолимой силы не имеется.

Следующим установленным в УЖТ основанием освобождения перевозчика (ст. 117 УЖТ) и грузоотправителя (ст. 116 УЖТ) от ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства по предъявлению груза и подаче транспортных средств является прекращение или ограничение погрузки грузов в случаях, предусмотренных ст. 29 УЖТ.

Погрузка грузов может быть временно прекращена либо ограничена перевозчиком или владельцем инфраструктуры с немедленным уведомлением в письменной форме руководителя Федерального агентства железнодорожного транспорта о таком прекращении или об ограничении вследствие обстоятельств непреодолимой силы, военных действий, блокады, эпидемии или иных не зависящих от перевозчиков и владельцев инфраструктур обстоятельств, препятствующих осуществлению перевозок. Указанный руководитель устанавливает срок действия прекращения или ограничения погрузки и уведомляет об этом перевозчиков и владельцев инфраструктур. Перевозчики в письменной форме, если иная форма не предусмотрена соглашением сторон, уведомляют грузоотправителей и заинтересованных грузополучателей о прекращении и об ограничении погрузки и перевозки грузов. Таким образом, временное прекращение или ограничение погрузки и перевозки в соответствии со ст. 29 УЖТ осуществляет перевозчик или владелец инфраструктуры. Поэтому в целях освобождения от ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства по подаче транспортных средств по указанному основанию перевозчик, на наш взгляд, должен представить арбитражному суду доказательства правомерности прекращения или ограничения погрузки грузов, соблюдения необходимых условий, уведомления об этом в установленном порядке грузоотправителей и т.д. (ст. 29 УЖТ). Грузоотправитель же по указанному основанию в любом случае должен освобождаться от ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства по предъявлению груза.

Согласно ст. 117 УЖТ основанием освобождения перевозчика от ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства по подаче транспортных средств является неподача перевозчиком вагонов, контейнеров по причине невнесения грузоотправителем платы за перевозку грузов и иных причитающихся перевозчику платежей за осуществленные перевозки грузов, за исключением случаев, предусмотренных в ч. 1 ст. 29 УЖТ.

Здесь, как представляется, нет никаких правовых оснований для освобождения перевозчика от указанной ответственности. Ведь действия сторон по предъявлению груза и подаче транспортных средств на железнодорожном транспорте составляют содержание самостоятельного двустороннего гражданско-правового обязательства консенсуального характера, предшествующего обязательству перевозки грузов, которое возникает с момента получения грузоотправителем согласованной перевозчиком и владельцем инфраструктуры заявки с отметкой о ее принятии (ст. 791 ГК, ст. 11 УЖТ) и действует до наступления обстоятельства, с которым закон связывает возникновение договора железнодорожной перевозки груза. При этом деятельность по предъявлению груза и подаче транспортных средств и деятельность по перевозке груза на железнодорожном транспорте, на наш взгляд, регулируются соответствующими гражданско-правовыми договорами. И обязанность для грузоотправителя по уплате провозных платежей возникает из договора перевозки груза, а не из договора о предъявлении груза и подаче транспортных средств на железнодорожном транспорте! Подобное решение указанной проблемы, как видим, означает предоставление явного преимущества перевозчику перед грузоотправителями, что в современных условиях является недопустимым.

Перевозчик также в силу ст. 117 УЖТ освобождается от ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства по подаче транспортных средств в случае неподачи под погрузку не принадлежащих перевозчику вагонов, контейнеров по причинам, зависящим от грузоотправителя или от организаций, с которыми последний связан договором, регламентирующим обеспечение такими вагонами, контейнерами. В связи с тем что в ст. 94 УЖТ установлена ответственность грузоотправителя за неподачу вагонов, представляется целесообразным закрепить в ст. 117 УЖТ вместо положений абз. 4 и 5 общее правило о том, что в случаях, когда грузоотправитель в нарушение закона, иных правовых актов или договора не совершает действий, до совершения которых перевозчик не может исполнить своего обязательства по подаче транспортных средств, последний вправе отказаться от исполнения обязательства и потребовать уплаты неустойки в соответствии со ст. 94 УЖТ.

К этой же группе относится и условие, предусмотренное абз. 6 ст. 117 УЖТ, о том, что в случае задержки грузоотправителем вагонов, контейнеров в связи с погрузкой, выгрузкой грузов, очисткой и промывкой вагонов, контейнеров перевозчик освобождается от уплаты штрафа за неподачу такому грузоотправителю того количества вагонов, контейнеров, которое задержано и не может быть подано для погрузки грузов по указанной причине. Перевозчик в данном случае освобождается от ответственности в связи с тем, что грузоотправитель здесь не совершает действий, до совершения которых перевозчик не может исполнить своего обязательства по подаче транспортных средств.