Смекни!
smekni.com

Правовой статус космонавтов в международном праве (стр. 2 из 7)

Международно-правовой институт - более мелкий элемент правовой системы. Он представляет собой группу международных норм, регламентирующих более или менее однородные отношения; однако отношения, составляющие предмет регулирования института, хотя и отличаются качественным своеобразием, позволяющим вычленить их из массы других, "не дотягивают" до статуса отраслевых. Примерами могут служить институт гражданства в гуманитарном праве, институт действительности договоров в праве международных договоров и др.

Необходимо заметить, что некоторые отрасли и институты международного права носят комплексный характер: значительная часть норм этих образований входит в состав двух или нескольких отраслей международного права или институтов. Так, нормы института консульской защиты граждан, задержанных в иностранном государстве за совершение преступления, имея свою "основную прописку" (С.С. Алексеев) в отрасли "право внешних сношений", входят в состав и международного гуманитарного права, и права международного сотрудничества в борьбе с преступностью.

Наконец, первичными "кирпичиками", из которых образовано международное право, являются международно-правовые нормы.

Глава 2. Формирование и развитие космического права в России

2.1 Становление международного космического права

Международные космические отношения, обусловленное ими международное космическое право и тесно связанная с ними отрасль науки международного права, изучающая обе первые категории, появились примерно во второй половине XX в. и относятся к категории так называемых новейших.

Для первого периода развития отрасли - примерно 50-60-е годы XX в. - характерны национальные действия по освоению космической техники, разовые пробные запуски управляемых с Земли космических аппаратов, а также соответствующий достигнутому уровню отношений способ регулирования - при помощи морально-политических норм, создаваемых в рамках международных межгосударственных организаций, в основном Комитетом по мирному использованию космоса, созданным Генеральной Ассамблеей ООН в 1959 г. в составе 24 государств (ныне - 61 государство). В доктрине этот период получил название "доспутниковый", хотя первая пробная ракета на жидком топливе была запущена 17 августа 1933 г. с подмосковного полигона, а в 1945 г. была закончена разработка проекта советской высотной ракеты для подъема двух человек и научной аппаратуры на высоту 190 км1.

Доктрина этого периода характеризуется прогностическими работами и поисками путей формирования будущего сотрудничества. В отечественной науке это направление было представлено работами Е.К. Коровина, Э.Г. Василевской, В.С. Верещетина, Г.П. Жукова, Ю.М. Колосова, А.С. Пирадова и др., в зарубежной - М. Макдугала, С. Лэя, У. Дженкса, X. Таубенфельда, Ф. Фоссета и др.

В мае 1957 г. в СССР был сдан в эксплуатацию первый стартовый комплекс, 4 октября того же года был запущен первый искусственный спутник Земли, и только через полгода на орбиту был выведен спутник США.

Заложенный в первый период космического сотрудничества элемент противостояния систем, в первую очередь СССР и США, дал впоследствии свой результат в виде искусственного разделения космоса на две различные по правовому режиму части - космическое пространство и естественные небесные тела, что следует из содержания ст. IV Договора по космосу 1967 г., причем только в отношении последних был установлен режим полной демилитаризации.

Второй период характеризуется созданием правовой базы новой отрасли и формированием международного космического права как отрасли международного права. В сжатый период времени вступили в силу Договор о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела, 1967 г. (в дальнейшем Договор по космосу 1967 г.), Соглашение о спасании космонавтов, возвращении космонавтов и возвращении объектов, запущенных в космическое пространство 1968 г. (Соглашение о спасании 1968 г.), Конвенция об ответственности за ущерб, причиненный космическими объектами 1972 г. (Конвенция об ответственности 1972 г.), Конвенция о регистрации объектов, запускаемых в космическое пространство 1975 г. (Конвенция о регистрации 1975 г.), сложился ряд обычаев - о прохождении особого разрешения космического аппарата через воздушное пространство других государств при выходе на орбиту, при смене траектории полета и приземлении, об определении границы между суверенным воздушным и международным космическим пространством. ИИ. Лукашук с полным основанием охарактеризовал второй период как "моментальное" право1.

Доктрина, как отечественная, так и зарубежная, характеризовалась осмыслением принятых документов в связи с появлением новых видов сотрудничества государств. Так, две монографии Э.Г. Василевской посвящены разработке статуса и режима Луны и других небесных тел и их ресурсов, монографии В.С. Верещетина, В.В. Маркова, В.Д. Бордунова, М.Н. Штерна, А.А. Рубанова также в качестве генерального направления космического сотрудничества рассматривали мирное его развитие и связанные с ним преимущества. Зарубежная доктрина, представленная, в частности, работами Ф. Нозари (Швеция), Ч. Дальфена (Канада), П. Демблинга (США), А. Коккив целом разделяла указанные позиции, но при этом имелся общий для всех работ недостаток - они не противодействовали на своем уровне планам милитаризации космического пространства.

Особенности третьего периода развития отрасли, от последнего десятилетия XX в. и до настоящего времени, состоят в следующем:

- пополнился субъектный состав отрасли за счет упрочения статуса межгосударственных космических организаций временного и постоянного характера;

- увеличилось число государств, принимающих участие в космической деятельности;

- началось активное развитие так называемой новой космической экономики, ведущей к коммерциализации космоса;

- активизировались усилия доктрины по уточнению и расширению понятийного аппарата отрасли.

- увеличилось число государств, принимающих участие в космической деятельности1;

- началось активное развитие так называемой новой космической экономики, ведущей к коммерциализации космоса;

- активизировались усилия доктрины по уточнению и расширению понятийного аппарата отрасли.

На конец 2002 г. космической деятельностью занимается почти треть государств мира; в космосе одномоментно находятся около 800 только действующих КА и ИСЗ. В 2002 г. с космодрома Байконур (Казахстан) российская ракета "Днепр-1" вывела на орбиту шесть космических аппаратов, принадлежащих Италии, Аргентине, США, Германии, Великобритании, Саудовской Аравии. В этот же период Россией, США, Норвегией и Украиной создана и функционирует передвижная платформа для запуска ИСЗ, действует Международная космическая станция (МКС - ISS), регулярно принимающая интернациональные экипажи. МКС снабжается космическими "грузовиками" - транспортными КА России и США (системы "Шаттл", "Прогресс", "Протон") 1.

Таким образом, третий период свидетельствует о принципиально новых подходах к космической деятельности и ставит перед государствами общую задачу незамедлительной и эффективной регламентации всех видов использования космоса.

Международное сотрудничество в исследовании и использовании космоса. Сотрудничество государств в космической области осуществляется в двух направлениях - в области фундаментальной науки и так называемого прикладного космоса. Так, успешно используется способ дистанционного зондирования Земли (ДЗЗ) из космоса, который дает ощутимые результаты в геологических и геодезических исследованиях, даже в археологии. Он результативен при осуществлении контроля за состоянием окружающей среды, при учете стока вод при таянии ледников, дающих до 90% пресной воды на Земле, при выявлении разломов земной коры, залегании полезных ископаемых. В то же время сведения о ресурсах и экономическом положении зондируемого государства, ставшие объектом свободного доступа, могут быть использованы во вред интересам зондируемого государства. В связи с этим рабочая группа по ДЗЗ Комитета Генеральной Ассамблеи ООН по космосу предложила XLI сессии Генеральной Ассамблеи ООН принять резолюцию "Принципы, касающиеся дистанционного зондирования Земли из космоса". В соответствии с ней государства должны придерживаться следующих правил:

- осуществлять ДЗЗ на благо и в интересах всех стран;

- осуществлять ДЗЗ в соответствии с международным правом;

- предоставлять возможность другим государствам участвовать в такой деятельности и обеспечивать доступ зондируемых государств к се результатам;

- действовать таким образом, чтобы не нарушались интересы последнего путем неправового использования информации о его ресурсах;

- по возможности обеспечивать развивающимся странам преимущественное право доступа к данным ДЗЗ.

Сотрудничество государств в области космической связи с использованием искусственных спутников Земли (ИСЗ), решения прямой задачи ускорения связи и использования прямой связи с объектами как на Земле, так и в космосе способствует научным и культурным обменам, спасательным работам в любой части Земли, в организации навигации и других областях[1]

Резолюция обязывает государства воздерживаться от передач, имеющих антигуманный характер, осуществлять вещание на чужую территорию только при явно выраженном согласии государства - собственника территории, нести ответственность за национальную деятельность в связи с прямым радио - и телевещанием, осуществляемую правительственными органами, организациями, частными лицами. В этих целях "Принципы." обязывают государства информировать Генерального секретаря ООН, сообщество государств и государство, на территорию которого планируется вести вещание.