Смекни!
smekni.com

...................................

...................................

...................................

Образ Базарова

"Я нужен России?.. Нет, видно, не нужен. Да и кто нужен? Сапожник нужен, портной нужен, мясник…мясо продает… мясник…" - так решает для себя Евгений Базаров перед смертью. Но действительно ли он не нужен России? // Базаров - типичный нигилист. Он решительно отрицает общественное устройство, пустословие, народолюбие, ну а также искусство, литературу и любовь. Он смотрит на окружающий его мир с материальной точки зрения. Евгений даже не признает духовного начала в человеке. Для не "порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта". И. С. Тургенев очень четко охарактеризовал Базарова через такую фразу: "Действительно, по саду, шагая через клумбы, шел Базаров". То есть он выше всей земной красоты. // Евгений Базаров отрицает то, что нельзя утвердить. На самом деле, любая вещь может быть подвергнута сомнению. Вполне можно отрицать человеческую душу, любовь. Порой это самый легкий способ. Ни любовь, ни душу человека, ни Бога нельзя увидеть! Поэтому это можно отрицать. Базаров говорил: "Проясните мне истину, чтобы я ее видел, и я предамся ей душой". К примеру, сложно отрицать, что человек - биологическое существо. Любая вещь, которая не вписывались в рамки его мировоззрения, отрицались. Это говорит об ограниченности Базарова. // Одна из трагедий главного героя - это одиночество. Оно не покидало его в течение всей жизни. Все свои мысли Евгений Базаров высказывает не от себя, а от какого-то определенного количества людей, тем самым придавая масштаб своему суждению. Но он был одинок. Никто из героев романа не смог разделить его идеи, ум и силу. Были лишь Ситников и Кукшина, но Тургенев, скорее, с их помощью рисует пародии на Базарова, чем делает их последователями главного героя. Автор описывает Ситникова как глупого, пустого человека, использующего все свои силы лишь для привлечения к себе внимания. Они просто недостойны быть последователями главного героя. Аркадий Кирсанов, который вроде бы лучше всех понял образ мыслей Базарова, бросает его. Даже родители после трехлетней разлуки с сыном совершенно перестают понимать его. С другой стороны, его родителям, безгранично любящим своего "Енюшу", больше ничего и не нужно, как держать его "под своим крылышком" и оберегать от всех невзгод. Это одиночество Базаров терпел всю жизнь до смерти, что мог вынести только духовно сильный человек. // Во второй части романа Тургенев показал внутренний конфликт героя. Автор провел Базарова через испытание любовью. Евгений полюбил Одинцову - женщину, доказавшую ему, что любовь все-таки существует. Может быть, Одинцова, сама того не желая, способствовала становлению личности Евгения. // Но как так! Базаров, свято веривший, что любовь не существует, вдруг влюбился в Одинцову "глупо, безумно". Любая вещь, которая не вписывалась в рамки его мировоззрения, может пошатнуть всю его теорию. С этого момента внутренний мир героя начинает быстро рушиться. Тургенев показывает еще один факт, который изменил его представление от жизни. // Родители Базарова просто не представляли себе жизнь без своего "Енюшечки". С детства они расточали свою любовь на сына. Но почему же Базаров так снисходительно относится к родителям, к их любви? Отец унижается перед ним, боготворит его, преклоняется перед ним: "Я должен вам сказать, что я … боготворю моего сына; о моей старухе я уже не говорю: известно - мать! Но я не смею при нем высказывать свои чувства, потому что он этого не любит". Василий Иванович (отец Базарова) мечтал, чтобы "со временем в его биографии стояли следующие слова: "Сын простого штаб-лекаря, который, однако, рано умел разгадать его и ничего не жалел для его воспитания…" То есть он всей душой хотел, чтобы его сын прославился, стал знаменитым. Но именно в этом и таится причина слишком завышенной самооценки Базарова: он называет себя "гигантом", "большим человеком" и даже Богом. Так, в доме Одинцовой Базаров говорит Аркадию: "Ситниковы нам необходимы. Мне, пойми ты это, мне нужны подобные олухи. Не богам же, в самом деле, горшки обжигать!.." Но Базаров ошибался, считая себя таковым. Позже он скажет: "Узенькое местечко, которое я занимаю, до того крохотно в сравнении с остальным пространством, где меня нет и где дела до меня нет; и часть времени, которую мне удастся прожить, так ничтожна перед вечностию, где меня не было и не будет…" Автор дал понять ему, что он всего лишь "материальная точка" по сравнению с вечностью и пространством, а не Бог и гигант, как он считал раньше. // Перед Базаровым открываются две бездны, два пространства, которые раньше просто не воспринимались им. Это бездна любви и космоса, где ему нет места. // Автор рисует вполне закономерный финал. Уже в конце романа с героем происходит совершенно непредвиденное обстоятельство: практикуясь на трупе тифозного больного, Базаров поранил себе палец и получил заражение крови. Вскоре он умирает. В трагическом осознании своей ненужности и невостребованности, в ощущении близкой смерти герой остается тверд духом. Он не хочет принимать поражение. // Его похоронили на "небольшом сельском кладбище". Его могилы "не касается человек,… одни птицы садятся на нее и поют на заре". Тургенев создает для него своеобразный уголок рая. "Цветы, растущие на могиле…говорят…о вечном примирении и о жизни бесконечной…" Базаров награждается бессмертием, его душа продолжает жить. Он искал истину до конца жизни, за это ему и дается вечная жизнь, ведь его идея всегда будет актуальна. Но это не единственная причина. Тургенев показывает, что такие люди, как Базаров, необходимы России и каждому из нас, просто не пришло еще их время. Даже сам Евгений отмечает, что родился не вовремя: "А ты поскорее женись; да своим гнездом обзаведись, да наделай детей побольше. Умницы они будут уже потому, что вовремя они родятся, не то что мы с тобой". Базаров просто обогнал свое время и не смог выжить в существующем порядке. // Хоть мир и строится не на отрицании, для осуществления новых и великих идей требуется разрушать старое. И когда люди осознают это, тогда и придет время Базарова, который будет "расчищать место" для строительства нового мира, больше всего подходящего молодому поколению и удовлетворяющее все его нужды! Но строить новый мир будут уже не нигилисты, отрицающие все, а последователи Аркадия и Николая Петровича (отца Аркадия). Ведь только их Тургенев наделяет счастьем в конце романа, тем самым показывая свое одобрение отца и сына Кирсановых.