Смекни!
smekni.com

Исполнение наказаний (стр. 2 из 14)

Следовательно, в конце XVIII века появилась новая отрасль знаний – пенитенциарная наука – наука об исполнении наказаний в виде лишения свободы. Предметом её изучения стала практическая деятельность тюремных учреждений. Начало этой науки положили исследования английских учённых Джона Говарда и Иеремия Бентанама.C

Тема наказания в России на протяжении длительного времени была закрыта для обсуждения. Исследования вопросов системы исполнения наказаний не проводилось. Работники органов, исполняющих наказания, за редким исключением, не располагают знаниями истории развития тюремной системы России, её основного содержания, роли в обеспечении классовых интересов эксплуататорских слоёв общества.[4]

Формирование положений пенитенциарного законодательства началось ещё при становлении государства и права Древней Руси. Наиболее известным памятником древнерусского права, содержащим нормы об уголовных наказаниях и их исполнении, является Русская Правда, древнейшей редакцией которой была Краткая Правда, состоящая из Правды Ярослава, Правды Ярославичей, Покона вирного и Урока мостников. Краткая Правда (написана) не позднее 1054 года.[5]Почему в скобках ?

Русская правда – светский судебник. Она создана светской, государственной властью и охватывает дела, подведомственные светским государственным органам, не вторгаясь в церковную юрисдикцию, которая возникла с крещением Руси и была предусмотрена специальными княжескими уставами.

Объединённые в Русской Правде нормативные предписания основывались на существовавших обычаях и сложившейся практике наказания за опасные для князя и общества деяния и относились к уголовному, наследственному, семейному и процессуальному праву.

Правоположения об уголовных наказаниях и их исполнении получили дальнейшее развитие в период образования и укрепления Русского централизованного государства. Важными источниками рассматриваемых норм стали общероссийские Судебники 1497 и 1550 годов, где были объединены предписания Русской Правды, обычного права (нормы обычаев, возведенные в закон) и судебно-прецедентной практики (использование судебного решения по определенному делу (случаю - прецеденту) при совершении подобного преступления).С

В сравнении с Русской Правдой система наказании и процесс их исполнения по Судебникам приобретают более суровый характер, направленный на максимальное устрашение преступников и населения. В этой связи значительная часть применявшихся ранее в виде основного наказания штрафов вытесняется смертной казнью, телесными наказаниями, лишением свободы.

В ст. 1 Судебника 1497 г. говорится о таких преступлениях, как кража, разбой, наход, грабеж. Наход нападение, вторжение с целью захвата чужого владения. Разбой - наиболее опасное преступление. Оно упоминается и в Русской Правде, наказание за разбой самое суровое - поток и разграбление. В памятниках XV века разбой сохранил значение неспровоцированного убийства с целью грабежа, вооруженной засады на дорогах с той же целью.[6]

Смертная казнь лихого человека (признанного таковым на основании специальной процедуры причисления к социально опасным людям) могла, например, быть применена (ст.8 Судебника 1497 г) за душегубство (убийство), разбой, кражу или ябедничество (ложный донос).

Продолжалась традиция сурового отношения к ворам. Особенно нетерпим был законодатель к ворам-рецидивистам. Так, за любой вид повторной кражи (ст. 11 Судебника 1497 г.) могла быть применена смертная казнь. Назначалась она (ст. 9 Судебника 1497 г.) также за убийство своего господина (государственное убийство), крамолу (государственную измену, заговор, восстание и иные действия против власти), церковное (святотатство, посягающее на интересы и права церкви) и головное (похищение людей) воровство, поджог. Процесс исполнения смертной казни представлял собой жестокий публичный спектакль, призванный устрашить присутствующих, вызвать у них устойчивый страх, препятствующий совершению новых преступлений. Широкое распространение в Судебниках 1497 и 1550 гг. получило телесное наказание в виде торговой казни - публичного битья кнутом на торговой площади (ст. 10 Судебника 1497 г., ст. 5, 6, 8, 9, 10, 11 Судебника 1550 г.). Исполнение торговой, как и смертной, казни было рассчитано на устрашение населения, являлось варварской пыткой, направленной на выработку у него, таким образом иммунитета к преступному поведению.

Судебник 1550 г. впервые закрепил в Российском праве наказание в виде лишения свободы (тюремное заключение). О самих тюрьмах для отбывания лишения свободы, органах и должностных лицах, которые ими заведовали, правовом положении содержащихся в тюрьмах. Судебник умалчивает. «Видимо, уголовно-исполнительные отношения ещё не сложились таким образом, чтобы была необходимость их правового регулирования».[7]

Новым этапом вформировании предписаний об уголовных наказаниях и их исполнении было состоявшее из 25 глав и 967 статей Соборное Уложение 1649 г.[8] Оно было основным законом России до 1-й половины XIXвека. Это не что иное, как «Свод законов» Российского государства, который окончательно оформил и закрепил крепостное право.

Соборное Уложение пошло по пути дальнейшего наращивания устрашающего начала наказания и процесса его исполнения, ярко выраженной мести преступнику за совершенное деяние. Ведущими видами наказания стали смертная казнь, телесные (в том числе членовредительские) меры, тюремное заключение, ссылка.

Более чем за пятьдесят разновидностей преступных деяний могла быть назначена по Соборному Уложению смертная казнь. Чтобы усилить устрашающий эффект смертной казни, предусматривались не только простые её виды (т. е. быстрые: повешение, отсечение головы), но и квалифицированные (медленные: сожжение, залитие горла расплавленным металлом, закапывание в землю до наступления смерти и т.д.) причинявшие особые мучения преступнику. Например, за богохульство (ст. 1 главы 1), умышленный поджог (ст. 4 главы 2; ст. 228 главы 10) следовала смертная казнь путем сожжения. Денежные мастера за незаконное изготовление денег, мошенническое добавление в серебро меди, олова, свинца, причинившие убыток государственной казне, подвергались смертной казни в виде залития горла расплавленным металлом (ст. 1 главы 5). Жена, отравившая мужа, а равно убившая его иным способом, подлежала казни посредством закапывания живой в землю и нахождения в таком состоянии до наступления смерти (ст. 14 главы 22).

Соборное Уложение предусматривало отсрочку исполнения смертной казни. К примеру, подлежащие смертной казни воры, разбойники в целях покаяния помешались на шесть недель в тюрьму (ст. 34 главы 21). После истечения этого срока смертная казнь приводилась в исполнение. Предоставлялась отсрочка и беременной женщине. До рождения ребенка она содержалась в тюрьме, а после родов подвергалась назначенной казни (ст. 15 главы 22).

Широкое распространение получили в Соборном Уложении различные виды телесных наказаний: битье батогами, кнутом и т.д. Значительную долю среди них составляли увечащие, членовредительские меры, устрашающие население и клеймящие преступника. К ним относились вырывание глаз, отсечение одной или обеих рук, ушей и пр. Так, битье батогами могло быть назначено за незаконное ношения оружия (луков и пищалей) (ст. 7 главы 3). Более суровый вид наказания - битье кнутом следовало, например, за поездку по торговым делам в иное государство без проезжей грамоты (ст. 4 главы 6). За кражу лошади на службе (ст. 29 главы 7) следовало отсечение одной руки, а за обнажение на кого-либо оружия в присутствии государя без последствий в виде ранения или убийства (ст. 4 главы З), либо за умысел или попытку убить того, кому служишь (ст. 8 главы 22), предусматривалось отсечение обеих рук.

В Соборном Уложении наметилась тенденция к расширению применения тюремного заключения, которое назначалось на определенный срок (от трех дней до четырех лет) либо на неопределенный (на сколько государь укажет).

Новым видом наказания была ссылка преступников в отдаленные места: окраинные города, остроги, крепости, имения и др.

Сурово относился законодатель к ворам и разбойникам. За первую кражу вора надлежало бить кнутом, отрезать ему левое ухо, лишить свободы на два года, имущество его отдать потерпевшим, а в тюрьме работать в кандалах, где государь укажет, а после отбытия тюремного заключения сослать в окраинные города (ст. 9 главы 21); за повторную кражу - бить кнутом, отрезать правое ухо, лишить свободы на четыре года с работой в кандалах, где укажет государь, по отбытии тюремного заключения сослать в окраинные города (ст. 10 главы 21); за третью кражу и более - наказать смертной казнью с передачей имущества вора потерпевшим.

Разбойнику за первый разбой надлежало (ст. 16 главы 21) отрезать правое ухо, лишить свободы на три года с работой в кандалах по указанию государя, имущество его отдать потерпевшим. После отбытия тюремного заключения сослать в окраинные города. За повторный разбой (ст. 17 главы 21) следовала смертная казнь с передачей имущества разбойника потерпевшим.

При применении наказаний широко действовал принцип талиона (от латинского, означает возмездие, равное по силе преступлению) С око за око, зуб за зуб. Так, за умышленное убийство (ст. 19 главы 22) подлежало казнить «смертью же» того, кто убил, и того, кто организовал убийство. Если же будет учинено над кем-либо мучительское надругательство (ст. 10 главы 22) - отсечены рука, нога, нос, ухо или губа, либо выколот глаз, то надлежит такое же надругательство учинить над преступником, а также из его имущества возместить причиненный потерпевшему вред.

Помимо указанного (принципа талиона) в Соборном Уложении закреплялся принцип неопределенности наказания. Так, за убийство сыном или дочерью своих родителей их надлежало «казнить смертию безо всякой пощады», т.е. можно было назначить любой вид смертной казни. За попытку во время церковной службы обратиться непосредственно к царю или патриарху с челобитной (просьбой, жалобой) следовало челобитчика «вкинуть в тюрьму, на сколько государь укажет», иначе говоря, назначить лишение свободы на любой срок. Если бояре и воеводы без государева указа, за взятку, отпустят со службы ратных людей (ст. 11 главы 7), то их ожидает «жестокое наказание, что государь укажет» (выбор видов наказания не ограничен).[9] Аналогичные, приведенным выше, формулировки встречались в Соборном Уложении довольно часто. Принцип неопределенности наказания, с одной стороны, создавал благоприятную почву для его индивидуализации, но с другой стороны открывал широкие возможности личному и судебному произволу.