Смекни!
smekni.com

Жанр сонета в литературе (стр. 4 из 8)

В провансальской поэзии главное место заняла тема высокой, куртуазной любви. В это время развивается культ служения Прекрасной Даме, что найдет широкое распространение в более поздних литературах (Петрарка, Данте, Мицкевич). Любовь выступает как жертвенник — влюбленный обязан соблюдать верность своей избраннице, хранить в тайне ее имя, совершать ради нее рыцарские подвиги. Сама Дама, отмечает Т.В. Ковалева, «рисуется как высшее существо, исполненное красоты и совершенства» [12, с. 51]. У многих трубадуров образ любимой женщины превращается в поэтическую аллегорию женственности вообще.

«Утонченная любовь», воспеваемая трубадурами, — это, как правило, неразделенная, во многом платоническая любовь, которая противостоит т. н. «ложной любви», которую можно испытывать лишь к простолюдинке.

Любовь составляла основную, но не единственную тему поэзии. Значительное место занимали общественно-политические проблемы, вопросы искусства, мир природы. Благодаря разнообразной содержательности провансальской поэзии появились новые жанровые формы: кансона (или канцона) — стихотворение, посвященное любви; альба — утренняя песня; тенсона — спор двух поэтов на различные темы; сирвентеса — стихотворение на политические и моральные темы и т.д.

Поэзия трубадуров требовала совершенной художественной формы. Поэтому пристальное внимание уделялось рифме, много работали над метрикой, строфикой и мелодикой, на что обратил внимание А.С. Пушкин: «Поэзия проснулась под небом полуденной Франции — рифма отозвалась в романском языке… Трубадуры играли рифмою, изобретали для нее всевозможные изменения стихов, придумывали самые затруднительные формы» (что и характерно для жанра сонет) [21, с. 34]. Результатом этого явилась большая вычурность провансальской поэзии. Формы провансальской лирики отличаются большой изысканностью; стих построен на определенном числе слогов и ритмическом движении, создаваемом распределением ударений (чаще всего встречается ямб); рифма (точная) обязательна, причем она может связывать между собой как стихи одной строфы, так и стихи нескольких строф.

Наиболее интересен для нас жанр кансона — как отмечено в одном из словарей: «…сонет возник в Италии в XIII веке на основе строфы кансоны, упрощенной под влиянием строфики народных песен…» [5, с. 564].Также многие отмечают влияние провансальской поэзии на итальянскую и многие другие литературы. Кансона — песня, ограниченная в своей тематике любовными или религиозными темами и отличающаяся изысканным и сложным строением строфы, соединяющей часто стихи различной длины.

Выдающимся трубадуром, признанным мастером кансоны был Бернарт де Вентадорн, выходец из низов. Именно в поэзии Вентадорна сложились особенности, характерные для лирики трубадуров, его поэзия была направлена на установление т.н. условного языка, который понемногу удалялся от живой речи первых образцов лирики трубадуров. В своих стихах он искренне и с глубоким чувством воспевал «высокую любовь» к прекрасной Даме: жене своего сеньора, владельца замка Вентадорн.

Сначала любовь была светлым, искренним, радостным и нежным чувством, что часто воспевают в кансонах:

У любви есть дар высокий —

Колдовская сила,

Что зимой, в мороз жестокий,

Мне цветы взрастила.

Ветра вой, дождя потоки —

Все мне стало мило.

Вот и новой песни строки

Вьются легкокрыло.

И столь любовь нежна,

И столь любовь ясна,

Что и льдины, как весна,

К жизни пробудила [18, с. 163].

Однако это чувство не всегда протекает тихо, безоблачно, особенно если это касается любви к замужней женщине. Вентадорн проходит все стадии: радость встреч и горечь разлук, светлые мгновения ожидания и муки ревности, тяжелые минуты разочарования, но он все равно продолжает ее любить, остается верен только ей:

На целом свете не сыскать милей

Красавицы приветливой и статной.

Она добра, и нет ее нежней, —

Со мной одним она строга, пред ней

Робею, что-то бормоча невнятно…

…Да, я любезен с каждою иной —

Готов дарить ее все, что пожелала,

И лишь любовь я посвятил одной, —

Все прочее так бесконечно мало [18, с. 164].

Лирика Бернарта де Вентадорна, при всей ее несомненной профессиональности. Передает глубокое и сильное чувство, охватывающее всего человека и позволяющее ему раскрыться во всем многообразии своей души.

Кансоны писал и Джауфре Рюдель, певец «любви издалека». Его изощренный стиль мотива, полный иносказаний и намеков, дает простор для очень смелых толкований.

Для поэта типичны мотивы весенней природы, которая соотносится радостным настроением, светлым пробуждением любовного чувства. Для Рюделя также характерно использование ряда фольклорных мотивов. Поэт описывает любовь, как «сладостное чувство», как некую болезнь, наваждение, как нечто внезапное и необъяснимое. Но реальные радости и горести любви также не проходят Рюделя стороной:

Мне в пору долгих майских дней

Мил щебет птиц издалека,

Зато и мучает сильней

Меня любовь издалека.

И вот уже отрады нет,

И дикой розы белый цвет,

Как стужа зимняя, не мил.

Мне счастье, верю, Царь царей

Пошлет в любви издалека,

Но тем моей душе больней

В мечтах о ней — издалека! [18, 165].

Этот мотив «любви издалека» создал устойчивую традицию.

В Северной Франции поэзия возникла позднее — во 2-й половине XII века. Развивалась она под несомненным влиянием провансальской поэзии. Французские поэты — труверы (от фр. trouver— находить, изобретать, заимствовать) — широко использовали опыт трубадуров, однако они создали и свои оригинальные жанры: «ткацкие песни», «майские песни», песни о крестовых походах и т. д., что связывает их с фольклором.

Труверами была создана своеобразная, основанная на сложных аллегориях любовная мифология, в терминах которой описывалось любовное чувство и взаимоотношения поэта и дамы. Поэзия приобретала многослойность, многосмысленность. Описание весеннего утра, шелеста листвы становилось символом и обозначением психологической ситуации, а не только и не столько картиной пробуждающейся природы.

Как писал П.Б. Шелли: «Стихи труверов, подобно заговорам, открывают волшебные потайные источники счастья, заключенного в любовных муках. Невозможно воспринимать их и не стать при этом частицею созерцаемой нами красоты; едва ли нужно доказывать, что эти священные чувства, пробуждающие нежность и возвышающие душу, способны сделать людей лучше, великодушнее и мудрее и вознести их над тусклою мглою маленького себялюбивого мирка» [10, с. 277].

2.2 Сонет в итальянской литературе

2.2.1 Итальянский «новый сладостный стиль»

Как известно, итальянская поэзия развивалась под непосредственным влиянием провансальской лирики. Многие провансальские трубадуры еще в XII в. переселились в Северную Италию, где нашли себе подражателей. Сначала итальянские трубадуры подражали на провансальском языке, затем по-итальянски. Провансальская поэзия распространяется постепенно, из одного итальянского города в другой. Благодаря этому, в отдельных уголках Италии возникают т.н. школы, литературные объединения. Например, сицилийская школа поэтов, которая широко использовала опыт и традиции трубадуров. В центре их поэзии стоит образ «мадонны»: это, по мнению С.С. Мокульского, «жестокая повелительница, воплощение абстрактной красоты, которая доводит покорного ей «вассала» до смерти; но он благословляет эти мучения…» [14, с. 29]. Эта лирика способствовала формированию итальянского стиля и поставила вопрос о создании единого литературного языка.

Из Сицилии провансальская поэзия переносится в Тоскану, где подвергается еще большим изменениям, что обусловлено социальной средой. Здесь образ прекрасной дамы приобретает реальные черты. В Болонье любовь получает возвышенный характер, а «мадонна» становится символом чистой и истинной поэзии. Новое содержание создает новую форму, разнообразие ритмов и т.д. Новая школа получает название школы «сладостного нового стиля» (dolcestilnuovo). Ее основатель — болонский поэт Гвидо Гвиницелли (1240-1276), однако Санктис называет «Гвиницелли предшественником стиля, а его создателем — Чинно, поэтом — Кавальканти» [23, с. 63].

В свою очередь, «новый сладостный стиль» — литературное направление, характеризующееся разрешением центральной проблемы Средневековья — взаимоотношения «земной» и «небесной» любви, где в результате «земная» любовь сливается воедино с любовью «небесной». Здесь разрабатываются такие формы, как кансона, сонет, баллата и т. д.

Поэзия «сладостного стиля отличается правильностью, изяществом и простотой. Например, сонет Бондие Диетаюти отвечает поставленным требованиям:

Когда минует срок неясных дней,

Мир в радости великой пребывает,

Журчит прозрачная вода ключей,

И свежая трава благоухает,

И трудится, как прежде, соловей

И сладостные гимны вспоминает,

И с наступлением поры своей

Влюбленный счастье вновь переживает.

А я страдаю по чужой вине:

Любимая неласкова со мною

И за любовь презреньем платит мне.

Я не могу любить и быть слугою;

От общего веселья в стороне,

Я не живу, я мучаюсь весною [19, с. 179].

Сквозь весь сонет проходит какая-то легкость: мы рисуем себе картину природы, представляем себе влюбленного поэта, который мучается от своей любви, чувствуем те переживания и эмоции, которые он несет в себе. С точки зрения техники, формы и содержания он, в большинстве своем, идеален, что свидетельствует о большой культуре поэта.