Смекни!
smekni.com

Магическое в романе М Булгакова Мастер и Маргарита (стр. 7 из 7)

В романе изменен традиционный образ Сатаны: Воланд, сохраняя могущество гетевского Мефистофеля, в то же время чрезвычайно далек от него: это уже не безнравственный, злой, вероломный бес-разрушитель, но исследователь, маг и волшебник, не чуждый благородства. Таким образом, фигура Воланда несет в себе черты и Мефистофеля и Фауста.

Нечистая сила появляется в Москве фактически с ревизией; ее интересует, "изменились ли горожане внутренне?". Казалось бы, в обществе, где декларируется новые отношения равенства и братства, должны появиться совершенно иные люди, но в действительности "слова, слова…"

Наблюдая за публикой в Варьете, тонкий аналитик человеческой души, "профессор черной магии" склоняется к мысли, что, по сути, ничего не изменилось.

Нечистая сила предстает перед читателем как сконцентрированная злая человеческая воля, являясь орудием наказания, верша козни с подачи людей. Вовсе не Коровьев придумал оторвать голову конферансье Бенгальскому.

Воланд справедлив, объективен, и справедливость его проявляется не только в наказании, некоторых героев благодаря нему воссоединяются Мастер и Маргарита.

Отсутствие Князя Тьмы в Ершалаимских сценах можно трактовать, как желание автора возложить на Пилата всю тяжесть ответственности за казнь. Иешуа: сколь естественно было бы объяснить поведение прокуратора вмешательством злых сил, совращающих человека с пути истинного. Однако этого не происходит.

За тот образ жизни, который ведут герои романа сатана и его свита и карают людей. Лиходеев наказан за пьянство, Варенуха за вранье: "…будешь еще по телефону врать?". А Никанор Иванович поплатился за взятки: "…и пачка сама вползла к нему в портфель".

Все герои романа тесно связаны между собой, без существования одних было бы невозможным существование других, как не может быть света без тьмы.

Таким образом, мы видим, что Булгаков ставит в романе извечные вопросы, стоящие перед человечеством: что есть истина, справедливость, что добро, а что зло? Но откуда появились эти критерии? В мире не существует понятия истины как таковой, непреходящей, неизменной. Но человек давно привык рассекать все видимое, все познаваемое на добро и зло, правду и ложь, справедливость и насилие, свет и тьму. Но реально вершит справедливость только человек. Вероятно, нельзя говорить об истине как о чем-то целом, неделимом, приемлемом для всех. Существуют десятки тысяч, миллионы истин. И каждый выбирает себе свою; точнее, не выбирает, а создает. Именно создает. Создает собственные критерии оценки добра и зла, правды и лжи, всего, что только может понять и постичь. Тысячу раз мы стоим на перепутье и тысячи раз выбираем дорогу.

Реалистично-фантастический мир, созданный Булгаковым, живет именно по таким законам. То, что справедливость в романе вершит Воланд и его свита - это лишь художественный прием, как и то, что художественным приемом являются в романе магические действия и акты, которые усиливают энергетику действа, придают ему контрастность.

Булгаков ставит человека выше рока и судьбы. Так было всегда: и в древнем Ершалаиме и в современной Москве.

Маргарита встает на путь самоотдачи.

Писатель МАССОЛИТа выбирают спокойствие. Многие из них даже нельзя назвать писателями. Они печатают бездарные, никому не нужные произведения. Настоящий писатель не может писать по приказу, он должен писать от души. Здесь же совсем наоборот. В то же время невозможно напечатать роман Мастера. Этот роман может нарушить спокойствие писателей МАССОЛИТа.

Вот они пути героев: путь Мастера /поиск самого себя/, путь Маргариты /настоящая, чистая любовь/. Путь Понтия Пилата /"две тысячи лун за одну луну когда-то"/.

Используя фантастический элемент, Булгаков яснее показывает законы и суть реальной жизни.

Единственные "чистые" люди в Москве покидают ее, но ничего не меняется с оставшимися в городе. Они никогда не узнают счастья свободы.

З А К Л Ю Ч Е Н И Е

Роман М,А,Булгакова "Мастер и Маргарита", над которым автор работал практически до конца своей жизни, оставался в его архиве и был впервые опубликован в 1966-1967 годах в журнале "Москва". Этот роман принес автору посмертную мировую славу. Это произведение явилось достойным продолжением тех традиций отечественной литературы, которые утверждали прямое соединение гротеска, фантастики, ирреального с реальным в едином потоке повествования.

В романе "Мастер и Маргарита" царят свобода творческой фантазии и одновременно строгость композиционного замысла. Сатана правит великий бал, а вдохновенный Мастер, современник Булгакова, пишет свой бессмертный роман. Там прокуратор Иудеи отправляет на казнь Христа, а рядом, суетясь, подличают, приспосабливаются, предательствуют вполне земные граждане, населяющие Садовые и Бронные улицы 20-х-30-х годов XX века. Смех и печаль, радость и боль перемешаны там воедино, как в жизни, но в той высокой степени концентрации, которая доступна лишь сказке, поэме.

"Мастер и Маргарита" скорее лирико-философская поэма в прозе о любви и нравственном долге, о бесчеловечности зла, об истинном творчестве, которое всегда является преодолением бесчеловечности, порывом к свету и добру.

Дьяволина, один из любимых авторских мотивов, здесь, в "Мастере и Маргарите", играет роль вполне реалистическую и может служить блистательным примером гротеско-фантастического сатирического обнажения противоречий живой действительности.

Булгаков, как и созданным им образ Мастера, далек от религиозности в христианском смысле этого слова. Мастером написана на историческом материале книга огромной психологической выразительности. Этот "роман о романе" как бы фокусирует в себе противоречия, которые обязаны решать своей жизнью все последующие поколения людей, каждая мыслящая и страдающая личность.

Мастер в романе не смог одержать победу. Сделав его победителем. Булгаков нарушил бы закон художественной правды, изменил бы своему чувству реализма. Но пессимизмом не веет от финальных страниц книги. На земле у Мастера остается ученик - Иван Понырев, бывший Бездомный и остался роман, которому суждена долгая жизнь.

Магическое в романе "Мастер и Маргарита" служит вполне реальным целям. Сами образы и мотивы фантастических инфернальных действий булгаковского романа - весь этот сон ведьм, русалок, чертей, говорящих котов, упырей и прочей нечистой силы вторгается в реальную человеческую жизнь, внося в нее страх или удивление, щемящую тоску или демонические страсти, одаривая волшебной таинственной силой одних и обрекая на гибель других. Именно в эпизодах, связанных с сеансом черной магии, образ унифицированного, лишенного, по мнению Булгакова, духовного света социума приобретает реальное конкретное наполнение.

Булгаков демонстрирует нам три таланта - талант сатирика, фантазера и реалиста.

Неистощимый на выдумку автор "Мастера и Маргариты", веселый мистификатор, посредством ряда волшебных превращений делает для нас далекое близким, действительное - прозрачным и фантастическим, несуществующее - реально ощутимым, осязаемым.

Во второй половине XX века творчество М.Булгакова получило заслуженное признание, стало неотъемлемой частью и нашей национальной культуры, и мировой культуры. Интерес к нему не иссякает. Читателям его романов, повестей, пьес суждено по-своему понять его творения и открыть новые ценности, таящиеся в глубинах.

Б И Б Л И О Г Р А Ф И Я

1. Булгаков М. Белая гвардия; Мастер и Маргарита: Романы /Предислов.В.И.Сахарова./ - Мн.: Маст. лит.,1988.

2. Брюсов В. Огненный ангел. - М.,МСМ1х.

3. Виленкин В.Я. Незабываемые чтения //Литературная Россия.-1979.-9 февраля.

4. Галинская И.Л. Загадки известных книг. - М.:Наука,1986.

5. Гудкова В. Время и театр Михаила Булгакова. - М.: Сов. Россия,1988.

6. Дневник Елены Булгаковой. - М.: Изд-во "Книжная палата",1990.

7. Зыбковен В.Ф. О белой и черной магии. - М.,1963.

8. Нестеров М.В. Давние дни. Встречи и воспоминания. - М.,1959.

9. Образ Луны в романе М.Булгакова "Мастер и Маргарита" //Русская словесность. -1997.-№6.

10. Соколов Б.В. Михаил Булгаков /100 лет со дня рождения/. - М.,1991.

11. Солоухина О. Образ художника и время //Москва.-1987.-№3.

12. Соловьев Э.Ю. Проблемы философии истории в поздних работах И.Канта //Вопросы теоретического наследия Иммануила Канта. - Калининград.-1978.-Вып.3.

13. Утехин Н.П. "Мастер и Маргарита" М.Булгакова //Русская литература.-1979.-№4.

14. Чеботарева В.А. О гоголевских традициях в прозе М.Булгакова //Русская литература.-1984.-№1.

15. Чудакова М.О. Жизнеописание Михаила Булгакова. - М.,1988.

16. Яновская Л. Треугольник Воланда //Октябрь.-1991.-№5.

17. Яновская Л. Творческий путь Михаила Булгакова. - М.,1983.

18. Яблоков Е.А. Мотивы прозы Михаила Булгакова. - М.,1997.