Смекни!
smekni.com

Едгар Аллан По (стр. 2 из 2)

Перший свій виданий збірник розповідей Едгар По назвав «Розповідями гротесків і арабесок». Назва творів спрямовує читача й критика, орієнтує їх, дає їм ключ від входу у сферу, створену творчою фантазією. їх можна назвати «розповідями таємниць і жахів». Коли Едгар По писав свої розповіді, подібний жанр був а Америці дуже поширений, і він знав його особливості й кращі зразки, знав про його популярність і причину успіху в читача.

Едгар По був фактично засновником детективного жанру, дав низку класичних його зразків. «Золотий жук» за жанровими його властивостями звичайно приєднують до знаменитих детективних розповідей Едгара По — «Убивство на вулиці Морг», «Таємниця Марі Піці» і «Украдений лист», героєм яких є наскрізна фігура, детектив-аматор Ш. Огюст Дюпен, котрий допомагає розкриттю злочину. У цих розповідях з особливим ефектом виявляє себе сила логіки й аналітичного розуміння. Звичайно ці оповідання починаються з викладення факту злочину, а потім відбуваються екскурси в минуле, де й розкриваються всі обставини його здійснення, з'являються речові докази. Взагалі По широко використовує в новелах мотив недомовленості окремих деталей і епізодів, апелюючи до уяви та фантазії читача. Валерій Брюсов назвав автора цих оповідань «родоначальником усіх Габоріо і Конан-Дойлів» — усіх письменників детективного жанру.

ОСНОВНІ ТВОРИ:

«Тамерлан та інші вірші», «Аль-Аараф», «Лі-гейя», «Падіння будинку Ашерів», «Золотий жук», «Ворон», «Убивства на вулиці Морг», «Таємниця Марі Пиці», «Украдений лист», «Рукопис, знайдений в пляшці», «Падіння в Мальстрем», «Повість про пригоди Артура Гордона Піма», «Щоденник Джуліюса Род-мен. », «Незвичайні пригоди деякого Гансу Пфааля», «Історія з повітряною кулею».

ЛІТЕРАТУРА:

Ковалев Ю. В Эдгар Аллан По: Новеллист и поэт.— Л.; Г984., 2. Герви А. Эдгар По.— М., 1987.


САНД (Sand), Жорж [псевд.; наст, имя — Аврора Д ю п є н (Dupin), noмужу Д ю д є в а н (Dudc-vant); 1. VII. 1804, Париж,— 8. VI. 1876, Ноан, деп. Эпдр] — франц. писательница. Род. в дворянской семье, воспитывалась в поместье бабушки, в Ноане (пров. Берри). Училась в англ. католич, монастыре в Париже. Рано была выдана замуж. В 1831, уехав от мужа, поселилась в Парпже. Ее университетом стала романтпч. богема, кумиром — В. Гюго. С. посещала лит. кафе, участвовала в театр, боях за нов-ую драму, носила мужской костюм и поклонялась идеалу свободной личности. Печататься начала в Париже совм. с Л. С. Ж. Сандо (роман «Роз и Бланш» — «RoseetBlanche», 1831, и др.). Ее первый самостоят, роман «Индиана» («Indiana», 1832) был страстным выступлением в защиту прав женщины. В нем причудливая фабула сочетается с правдивым сюжетом о женщине-рабыне отца, затем мужа; экзотнч. персонажи (креолка Пун) — с реалистическими (муж Индианы Дельмар). Женскому вопросу посвящены все соч. С. первого периода. В них выведены: женщина-философ («Лелия» — «Lelia», 1833); идеальный муж, к-рый уходит из жизни, чтобы дать свободу жене («Жак» — «Jacques», 1834); Н. Г. Чернышевский развил эту ситуацию в романс «Что делать?», заменив подлинное самоубийство мнимым. С. считала героями времени гётепского Вертера и Обермаиа (см. ее преднсл. 1840 к одиопм. роману Э. Сенанкура). Бунтари се ранних книг свободолюбивы в духе Ж. Ж. Руссо п Дж. Г. Байрона. Вместе с тем С. отдала дань романтпч. разочарованности, многие ее герои завершают путь отрешением от жизни (Жак, Индиана, Лелия).

В 1834 С. оказалась в гуще политич. событий, стала поборницей утонич. социализма, а в 1836 сблизилась с левыми республиканцами. От семейно-бытовой темы С. обратилась к роману социальному; ее герои — рупоры нового социального строя. Устами нар. мудреца Пасьянса (из романа «Мопра» — «Mauprat», 1837), к-рый понравился А. И. Герцену (см. Собр. соч., т. 21, 1957, с. 381), проповедуются идеи «общественного до-гонора» Ж. Ж. Руссо. С. отказывается от романтпч. отвлеченности: центр, персонаж романа «Орас» («Horace», 1841—42) — романтик-мечтатель обратился в буржуа, прячущего свою расчетливость и эгоизм под поэтичиской тогой печальника. Образ использован Герценом: «Орас»— главный: виновник бедствий, обрушившихся на Европу... Он увлек своими фразами массы..., чтоб предать их...» (там же, т. 12, 1957, стр. 336). Положительные герои С.— столяр Пьер Гюгенеп в повести «Странствующий подмастерье» («Compag-nondutourdeFrance», 1840) — поборник равенства,Жан Ларашшьер — революционер («Орас»).

Романы этого периода по широте охвата действительности близки к эпопее, в центре — нар. волнения (апрельскоевосстание 1832, «Орас»), крест, войны гуситов («Яи Жнжка», 1843). К. Маркс заканчивает свою «Нищету философии» цитатой из книги С. «Яп Жижка». В дилогии «Консуэло» («Consuolo», 1842—43) и «Графиня Рудольштадт» («ComtcssedoRudolstadt», 1843—44) С. показывает тяжелое и бесправное положенно крестьян Богемии 18 в., восхищается мужеством гуситов, но во 2-Й ч. пытается примирить плебеев н аристократов в ложах тайного об-ва «Невидимых». Эту же идею утверждает романтпч. союз блудного сына дворянства графа Альберта Рудолынтадта с талантливой певицей-цыганкой Консуэло — оба несут свое иск-во народу. Всё здоровое и духовно чистое, что видит писательница в народе, вкладывает она в пленительный образ Консуэло. С. не только призывала идти в парод: она активно помогала поэтам-рабочим (каменщику Ш. Попей, ткачу Магю и др.), писала предисловия к сб-кам их стихов. В диалогах о поэзии пролетариев («Dialoguefamiliersurlapoesiedesproletaires», «Seconddialoguefamiliersurlapoesiedesproletaires», 1842) C. впервые высказала свои эстетич. принципы. Она общалась со многими выдающимися людьми своего времени: О. Бальзаком, А. Мюссе, Ф. Листом; в 40-е гг. в доме С. и ее друга Ф. Шопена бывали А. Мицкевич, Г. Гейне, Э. Делакруа. В 1844 С. организовала в Берри газ. «L'Eclaireurdel'lndre» («Эндрский просветитель»), где печатала статьи об условиях труда булочников, о положении крестьян, разоблачала местных клерикалов. Ее очерк о Фаншетте, глухонемой девочке, погубленной монахинями, вызвал скандал.

В последующих романах С. показано вторжение в деревню капитала: «Мельник из Аижибо» («Meunierd'Angibault», 1845), «Грех г-на Антуана» («Pechede М. Antoine», 1845). Выразит, портрет «кулака» Брпко-леиа из романа «Мслышк из Анжибо» отмечен В. Г. Белинским (см. Поли. собр. соч., т. 9, 1955, с. 408) и А. И.Герценом (см. Собр. соч., т. 5, 1955, с. 33). Г5 этих романах сказались и слабые стороны утонич. социализма; С. не видела прогрес, сторон капнталистич. развития. В ромаие «Грех г-на Аптуаиа» постройка фабрики и плотины приводит крап к бедствию. В сел. повестях С. противопоставляет городу моральную чистоту патриарх, деревни (преднсл. к сб. «Чертова лужа» — «Маге au (liable», 1846). Повести написаны в манере нар. сказа на беррипском наречии. Популярностью пользовались «Франсуа-найденыш» («FrancoisleChampi», 1847 — 48; повесть переделана автором в комедию, к-рая гала на франц. сцене) и особенно «Маленькая Фадетта» («PetiteFadctte», 1848—49). Интерес С. к наивному сознанию проявился в со рассказе для детей «История простодушного Грибуля» («HistoircdeveritableGribouile», 1851). Герцен издал его в Лондоне в 18G0 со споим предисловием. Роман «Лукреция Флорианп» («LucroziaFloriani», 1846) и повесть «Теверино» («Teverino», 1845—46) дали основание приписать С. идею свободной любви. Однако для С. любовь — всегда чувство серьезное, возвышенное; как и ссн-симонистьт, она отвергала лишь христ. аскетизм и ханжество. В 1841 Пьер Леру п С. основали жури. «RevueIndepcndante» («Независимое обозрение»), выходивший до 1848. По словам Ф. Энгельса, журнал защищал «...основные положения коммунизма с философской точки зрения» (М арке К. и Э н-г е л ь с Ф., Соч., 2 изд., т. 1, с. 533).

Санд приняла участие в революции 1848. Она была солидарна с левыми членами Врем, пр-ва (А. Варбес, Луи Блан, А. О. Ледрго-Роллен). В последние годы, поселившись вместе с сыном в Иоанс, С. отдалилась от обществ, жизни. Она переписывалась с Г. Флобером, с начинающими авторами. Ее романы этих лет написаны в ранней романтцч. манере: «Снеговик» («L'Homracdeneige», 1858), «Жан де ля Рош» («JeandelaRoche», 1859), «Исповедь молодой девушки» («Confessiond'unejeunefille», 1864), «Мадемуазель Меркем» («M-lleMer-quem», 1870). В мемуарах С. «История моей жизни» («L'histoirodemavie», 1854—55) подводятся итоги эпохи расцвета романтизма, излагается его эстетика.

Наследница просветит, рационализма 18 в., Санд соединила публицистичность с романтич. сентиментальностью и многокрасочностью. Носителем гл. идеи у нее обычно выступает идеальный герой, помещенный в реальную среду. С. создала ряд жанровых портретов (муж Индианы Дсльмар, Бриколен в романе «Мельник пз Анжибо» и др.). Повествование ведется ритмич. прозой в виде вольной ромаитич. импровизации. Ф. Лист восхищался музыкальностью прозы С. и собирался создать оперу по роману «Коисуэло».

В России произв. С. переводились сразу же по выходе их во Франции. Популярность С. в рус. об-ве достигла апогея в 40-е гг. 19 в. И. С. Тургенев именовал С. «...одной из наших святых» (см. Собр. соч., т. 11, 1956, с. 268), В. Г. Белинский называл «...Иоанной д'Арк нашего времени...» (см. Поли. собр. соч., т. 12, 1956, с. 115), считая ее одним из создателей социального романа во Франции. С. высоко ставил и М. Е. Салтыков-Щедрин (см. Поли. собр. соч. и писем, т. 14, 1936, с. 199). Ф. М. Достоевский в «Дневнике писателя за 1876 год» отметил, что С. «...заняла у нас сряду чуть не самое первое место...» (Поли. собр. худож. произв., т. 11, 1929, с. 311). Романы С. оказали в России влияние па борьбу за женское равноправие. Вслед за переводами возник ряд произв. на эту тему: повести Е. А. Ган «Идеал» (1837) и «Напрасный дар» (1842), роман Герцена «Кто виноват?» (1841—46), повесть А. В. Дружинина «Полипь-ка Сакс» (1847), роман А. Ф. Писемского «Боярщина» (1846, опубл. 1858). Рус. писателей привлекала и личность С. По мнению Чернышевского, она «...имела на развитие литературное и общественное более влияния,нежели какой бы то ни было поэт со времени Байрона» (Поли. собр. соч., т. 16, 1953, с. 477).

Соч.: ОF.uvres, nouv. fid., t. 1 —IB, P., 1848 —4П: Oiuvres clioisies, P., 1937; Correspondence, t. 1 — G, P., 1У64—09; в pvc. пер.— Собр. соч., т. 1 — 18, СПБ, 1896—99; Собр. соч., т. 1 — 2, Л., 1929; Избр. соч., т. 1—2, М., 1950.

Література

Белинский В. Г., Поли. собр. соч., т. 1 —13, М., 1959 (см. именной указатель); К а р е н и н В., Жорж Санд, ее жизнь и произведения, т. 1 — 2, СПБ — П., 1899 — 1916; В е н к с т е р н Н. А., Жорж Санд, М., 1933; С к а ф т ы-м о в А., Чернышевский и Жорж Санд, в его кн.: Статьи о рус. лит-ре, [Саратові, 1958; Преображенская Е. О., К вопросу о социальных взглядах Жорж Санд в эпоху июльской монархии и в годы Февральской революции, «Уч. зап. Пермского ун-та им. А. М. Горького», 1959, т. 15, в. 1; Г е д ы-м и н Л. П., Социальная проблематика романов ?Корж Санд 30—40-х годов 19 в., «Уч. зап. МГІІИ. Кафедра заруб, лит-р», 1956, т. 52, в. 2; его ж е, Историч. роман Жорж Санд, «Тр. Ун-та дружбы народов им. П. Лумумбы», 1964, т. 4, в. 1; Мо-руаА., ЖоржСанд, М., 1967; La rnac J., George Sand rfivolutionnaire, P., [1948]; G a 1 z у J., George Sand, P., [1950J; Blanc A., Notre amie George Sand, P., 1950; «Europe», 1954, ЛІ 102—103 (Numero special); Thomas E., George Sand, P., [19591; Salomon P., George Sand, P., [1962].