Смекни!
smekni.com

Анализ древнерусской литературы на примере Слова о полку Игореве (стр. 3 из 4)

Одним из героев произведения является природа. Языческое обожествление природных явлений воплотилось в обращении героев к Донцу, Солнцу, Ветру как к существам, способ­ным изменить судьбу людей. И природа сочув­ствует героям, предупреждает их об опасности, помогает им. Это усиливает трагичность произ­ведения. Некоторые образы природы проходят через все «Слово». Перед походом Игоря Солн­це предупреждает его об опасности, грядущей неудаче:

Но, взглянув на солнце в этот день, Подивился Шарь на светило: Среди бела дня ночная •тень Ополченъя русские покрыла. В начале похода Солнце снова препятст­вует обреченному на погибель Игоревому войску: «Солнце тьмою путь ему закрыло». Перед решающей битвой «кровяные зори возвещают бедствие с утра, тучи надвигают­ся от моря на четыре княжеских шатра». По­сле трагического поражения «степь поникла, жалости полна, и деревья ветви преклони­ли». Во время Игорева побега природа помо­гает ему:

Дятлы, Игоря встречая, Стуком кажут путь к реке, И, рассвет веселый возвещая, Соловьиликуют вдалеке.


Когда князь вернулся на родину, мрак над русской землей рассеялся и солнце лико­вало вместе с народом.

В «Слове о полку Игореве» все значи­тельно, полно глубинного смысла. Каждая деталь не случайна. Взаимодействуя, худо­жественные средства отражают смысл каж­дого эпизода, поэтому широкое историческое полотно нашло воплощение в сжатом и уди­вительно цельном поэтическом тексте.

ВЕЧНО ЖИВОЕ «СЛОВО»

(изображение Руси в «Слове о полку Игореве»)

«Слово о полку Игореве» уже не один век волнует умы историков, лингвистов, поэтов. Загадочны и вызывают споры обстоятельства создания этого произведения, есть непрояс­ненные моменты в истории его опубликова­ния, сама его подлинность до сих пор кажет­ся некоторым исследователям сомнительной. До наших дней «Слово» дошло не в подлинной рукописи и даже не в древнем списке, а в спи­ске со списка, сделанном уже в XVIIIвеке А. И. Мусиным-Пушкиным. Речь в этом про­изведении идет о событиях более чем восьми-вековой давности и само оно невелико по объ­ему, но интерес к нему с течением времени не угасает, а только разгорается. Чем же можно объяснить это удивительное явление?

Давайте вспомним исторические обстоя­тельства написания «Слова о полку Игореве»,

После распада единой Киевской державы обособившиеся русские княжества все чаще и чаще подвергались набегам кочевников, преж­де всего половцев. В 1184 году объединенными усилиями русских князей под предводитель­ством киевского князя Святослава половцы были разбиты, и опасность, казалось бы, на­долго отступила. Но князь Игорь не мог участ­вовать в этом победоносном походе: он начал­ся весной, и гололедица помешала конному войску князя прибыть вовремя.

Игорь считал, что ему не удалось дока­зать свою преданность союзу русских кня­зей, и решил снарядить новый поход. Его планы простирались очень далеко: Игорь на-


8


деялся отвоевать у половцев когда-то утра­ченную Тмутаракань.

Смелость, чувство чести столкнулись в Игоре с его недальновидностью, безрассудст­вом, любовь к Родине - с пренебрежением высшими ее интересами. Игорь хотел просла­виться, и это привело его к краху. Впервые за всю историю борьбы с кочевниками рус­ские князья - Игорь и Всеволод - оказа­лись в плену. Впервые русское войско потер­пело такое сокрушительное поражение.

Победив Игоря, половцы ринулись разо­рять Русскую землю. Князья были заняты внутренними раздорами, и им не было дела до Руси. Тяжесть неудачи Игоря была тем позор­нее для Русской земли, что она подорвала зна­чение блестящей победы над половцами, за год до этого одержанной союзом русских князей.

«Слово» писалось в период упадка един­ства политического, но далеко не культурно­го. В XIIвеке на Руси происходит подъем культуры. Особенного развития тогда дости­гает искусство слова. Большинство древне­русских письменных произведений XIIвека не дошло до нас, но даже то немногое, что со­хранилось, свидетельствует о высокой общей культуре, о наличии нескольких литератур­ных школ, о многочисленности жанров.

«Слово» - яркое доказательство высокого уровня развития Руси. Автор «Слова» рисует удивительно живой образ Русской земли. Со­здавая «Слово», он сумел окинуть взором всю Русь целиком, объединил в своем описании и русскую природу, и русских людей, и рус­скую историю.

Свой призыв к единению, свое чувство любви к Родине автор воплотил в живом, кра­сочном образе Русской земли. Образ Руси -существенная часть «Слова» как призыва к ее защите. Автор так показывает удивительно органичное сочетание всего в Русской земле, что сама мысль о разобщенности кажется нам неестественной.

С трудом верится, что мирный труд рус­ских пахарей нарушен усобицами князей, что многие русские мужи полегли в битве. Приро­да живет и дышит в «Слове», она заодно с че­ловеком, поддерживает могучих русских вои­нов. Природа радуется их победам и опечале­на их поражениями.

Автор рисует яркие картины простора рус-


ской земли. Едва ли в мировой литературе есть произведения, которые охватывали бы столь обширные географические пространства. Дон, Днепр, Волга, Дунай, Киев, Полоцк, Чернигов, Курск, Новгород - все это наша Родина. Автор описывает эти места, придавая им живые, теп­лые черты. С другой стороны, он противопос­тавляет их «мертвой» половецкой степи -«стране незнаемой», «грязевым местам».

Понятие «Русская земля» для автора «Сло­ва», конечно же, означало не только природу. Как прочувствованно автор описывает горе всего народа после поражения Игоря!

Включает автор «Слова» в понятие «Рус­ская земля» и ее историю. Рассказывая о по­ходе Игоря, автор охватывает в повествовании крупный- промежуток времени. Он пишет о поражении в назидание потомкам. Ведь «Сло­во» - это, помимо всего прочего, и призыв не повторять своих же ошибок.

Гибкий -ритм «Слова» подчинен содержа­нию. Ритм меняется, близко следуя смыслу, идее произведения. В этом точном соответст­вии ритмической формы и идейного содержа­ния «Слова» - одно из важнейших оснований своеобразной музыкальности его языка.

«Слово» проникнуто теплым, нежным и сильным чувством любви к Родине. Оно напо­ено Им. «Слово» было призывом к прекраще­нию усобиц, к объединению перед лицом могу­чего внешнего врага. На примере поражения Игоря автор показывает последствия раздроб­ленности Руси. Он обращается ко всем князь­ям, призывая их к ответу и требовательно на­поминая об их долге перед Русью. Он зовет их защищать Родину.

Таким образом «Слово» - это призыв к единению. Для Руси того времени этот вопрос стоял очень остро. Без объединения невоз­можно было выжить. Но немногие это понима­ли, как немногие понимают это и сейчас.

«СЛОВО О ПОЛКУ ИГОРЕВЕ» -ПРИЗЫВ К ЕДИНЕНИЮ РУСИ

«Слово о полку Игореве» было создано около восьми веков назад. Но интерес к нему со временем не угасал, а разгорался. «Слово»


до сих пор занимает умы историков, лингви­стов, поэтов. И по сей день ведутся споры по поводу его открытия и опубликования, про­блема подлинности также не решена оконча­тельно: до нас дошел не подлинник, а список с оригинала, найденного Мусиным-Пушки­ным. О чем же повествует «Слово»? Почему так ценно для нас это произведение?

В 1184 году объединенными усилиями русских князей под- предводительством киев­ского князя Святослава половцы были разби­ты, и опасность, казалось бы, надолго отсту­пила. Но князь Игорь не мог участвовать в этом победоносном походе: он начался вес­ной, и гололедица помешала его конному вой­ску прибыть вовремя. Игорь считал, что ему не удалось доказать свою преданность союзу русских князей, и он решил снарядить новый поход. Его планы простирались очень далеко: князь надеялся отвоевать у половцев когда-то утраченную Тмутаракань. Смелость, чувство чести столкнулись в Игоре с его недально­видностью, безрассудством, любовь к Роди­не - с отсутствием представления о едине­нии, государственном благе. Игорь хотел прославиться, и это привело его к поражению, которого еще не знали русичи. Впервые за всю историю борьбы с кочевниками русские князья - Игорь и Всеволод - оказались в плену. Впервые русское войско потерпело такое сокрушительное поражение. Победив Игоря, половцы ринулись разорять Русскую землю. Князья были заняты внутренними раздорами, и им не было дела до страны. Тя­жесть неудачи Игоря была тем позорнее для Русской земли, что уничтожила плоды блес­тящей победы над половцами, за год до это­го одержанной союзом русских князей.

«Слово» писалось в период политическо­го, но далеко не культурного упадка. На фо­не общего подъема культуры особенное раз­витие в XIIвеке получает искусство слова. Большинство древнерусских письменных произведений того времени не дошло до нас, но даже то немногое, что сохранилось, сви­детельствует о высоком уровне общей куль­туры, о наличии нескольких литературных школ, о развитости жанровой системы. Тем большей для нас является ценность «Слова». Читая это произведение, мы можем не толь­ко узнать некоторые исторические факты,


но и получить представление о литературе древности.

«Слово» - высокопатриотическое произ­ведение. Автор рисует удивительно живой образ Русской земли. Создавая «Слово», он сумел окинуть взором всю Русь целиком, объединил в своем произведении и русскую природу, и русских людей, и русскую исто­рию. Свой призыв к единению, свое чувство любви к родине автор воплотил в живом, кра­сочном образе Русской земли. Этот образ -существенная часть «Слова». Автор так пока­зывает удивительно органичное сочетание всего в Русской земле, что сама мысль о ра­зобщенности кажется нам неестественной.