Смекни!
smekni.com

Своеобразие духовной оды М.В. Ломоносова (стр. 2 из 3)

4. Заключение.

Теории поэзии посвящено письмо М.В. Ломоносова из Марбурга в 1739 г. и его анонимная статья «О качествах стихотворца рассуждение»[3]. Проза трактуется в «Кратком руководстве к красноречию».[4] Умер М.В. Ломоносов от случайной простуды 15 апреля 1765 года, в возрасте 54 лет и похоронен на кладбище Александро-Невской лавры. М.В. Ломоносову по необъятности его интересов принадлежит одно из самых видных мест в истории культуры всего человечества. Даже Леонардо да Винчи, Лейбниц, Фрвнклин и Гёте – более специальны и узки. Замечательно при этом, что ни одно дело, начатое М.В. Ломоносовым, будь то физико-химические исследования, трагедии и оды, составление грамматики и русской истории, организация и управление фабрикой, географические проекты, политико-экономические вопросы, не делалось им против воли или даже безразлично. М.В. Ломоносов был всегда увлечён своим делом до вдохновения и самозабвения об этом говорит каждая страница его литературного наследства. Пушкин в «Мыслях на дороге» замечает: «Ломоносов был великий человек. Между Петром Первым и Екатериной Второй он один является самобытным сподвижником просвещения. Он создал первый университет, он, лучше сказать, сам был первым нашим университетом». При этом разнообразные интересы М.В. Ломоносова удивительным образом совмещались в нём вполне гармонически. Его стихи во многих лучших образцах – редкий вид высокой научной поэзии; её с полным правом можно сопоставить с изумительной древнегреческой естественно - научной поэмой Лукреция, которую Ломоносов, несомненно, хорошо знал. Он находит необычайные по выразительности слова и строки для отвлечённых и сложных понятий. Мировое пространство, «обширность безмерных мест», по его замечательному выражению, звёздное небо, небесные светила – любимый образ и предмет созерцания М.В. Ломоносова: Открылась бездна звёзд полна; Звёздам числа нет, бездне – дна. Песчинка как в морских волнах, Как мала искра в вечном льде, Как в сильном вихре тонкий прах, В свирепом как пером огне, Так я в сей бездне углублён, Теряюсь, мысльми утомлён. Загадка величественного знакомого зрелища северного сияния вызывает у физика - поэта вдохновенные строки: Но где ж, натура, твой закон? С полночных стран встаёт заря! Не солнце ль ставит там свой трон? Не льдисты ль мешут огнь моря? Се хладный пламень нас покрыл! Се в ночь на землю день вступил! О, вы, которых быстрый взрак Пронзает в книгу вечных прав, Которым малый вещи знак Являет естества устав! Вам путь известен всех планет; Скажите, что нас так мятёт? Что зыблет ясный ночью луч? Что тонкий пламень в твердь разит? Как молния без грозных туч Стремится от земли в зенит? Как может быть, чтоб мёрзлый пар Среди зимы рождал пожар? М.В. Ломоносов придавал прямое научное значение многим своим стихам. По поводу приведённых строк о северном сиянии можно заметить следующее. В 1753 г. в «Слове о явлениях воздушных, от Електрической силы происходящих» М.В. Ломоносов, указывая на отличие своей теории северных сияний от теории Франклина, добавляет: «Сверх сего ода моя о северных сияниях, которая сочинена в 1743 г., а в 1744 г. в «Риторике» напечатана, содержит моё дальнейшее мнение, что северное сияние движением эфира произведено быть может». М.В. Ломоносов своим научно-поэтическим взором прозревает истинный образ Солнца, раскрытый только современной астрофизикой: Когда бы смертным толь высоко Возможно было возлететь, Чтоб к Сонцу бренно наше око Могло приблизившись воззреть: Тогда б со всех открылся стран Горящий вечно океан. Там огненны валы стремятся И не находят берегов, Там вихри пламенны крутятся, Борюшись множество веков; Там камни, как вода, кипят, Горящи там дожди шумят. Сия ужасная громада Как искра пред тобой одна. О, коль пресветлая лампада, Тобою, боже, вожжена Для наших повседневных дел, Что ты творить нам повелел! В знаменитом «Письме о пользе стекла» М.В. Ломоносов дал остроумный образец поучающей, научно-дидактической поэзии; примером могут служить следующие строки этого «Письма»: Астроном весь свой век в бесплодном был труде, Запутан циклами, пока восстал Коперник, Презритель зависти и варварству соперник; В средине всех Планет он Солнце положил, Сугубое Земли движенье открыл. Одним круг центра путь вседневный совершает, Другим круг Солнца год теченье6м составляет, Он циклы истинной системой растерзал, И правду точностью явлений доказал. Поэт-химик не устоял, чтобы в трактате «Первые основания металлургии, или рудных дел» не привести в связи с вопросом о том, как древние нашли металлы, свой стихотворный перевод строк из поэмы Лукреции «О природе вещей». Его научные «слова», «рассуждения», трактаты и даже записи для себя порою являются высокими образцами художественной прозы, какие можно найти разве только у Галилея. Без преувеличения можно сказать, что М.В. Ломоносов был учёным в поэзии и искусстве и поэтом и художником в науке. Читая научную прозу М.В. Ломоносова, его русские и латинские диссертации, слышишь голос поэта, и, наоборот, в одах и поэтических размышлениях его сквозит философ, физико - химик и естествоиспытатель в самом широком и благородном смысле. Два века прошло с тех пор, как М.В. Ломоносов стал академиком. Влияние его гения, его труда неизмеримо. Наш язык, наша грамматика, поэзия, литература выросли из богатейшего творчества М.В. Ломоносов. Наша Академия наук получила своё бытие и смысл только через М.В. Ломоносова. Когда мы проходим по Моховой мимо Московского университета, мы помним, что деятельность этого рассадника науки и просвещения в России есть развитие мысли М.В. Ломоносова. Работа над русским языком Наряду с работами в области точных наук, с упорными занятиями русской историей протекала работа М.В. Ломоносова в области русского языка и литературной теории и практики. Ломоносов обратил внимание на ритмообразующую роль ударения в русских народных стихах. До Ломоносова господствовало чуждое природе русского языка стихосложение. От стихотворца требовалось лишь соблюдать во всех строчках одинаковое количество слогов и ставить в конце строки рифму. Будучи смелым новатором и следуя природе русского языка, Ломоносов распространил чередование ударных и безударных слогов на все виды стиха. Сам Ломоносов особенно ценил ямб, считая его наиболее бодрым и энергичным размером. Любимым стихотворным жанром Ломоносова была ода, представлявшая собой как бы торжественную ораторскую речь в стихах. Восторженные похвалы науке – одна из основных тем ломоносовской поэзии. Усилия Ломоносова как поэта-учёного были направлены на сближение литературной и разговорной речи, на обеспечение целостности и самостоятельности национального русского языка. Ведь литературным языком ещё оставался средневековый церковнославянский язык, оторванный от живой разговорной речи. Основой обучения Ломоносов считал родной язык. В академической гимназии Ломоносов учредил особые классы по изучению русского языка. До Ломоносова учебники устного и письменного красноречия составлялись либо на церковнославянском языке, либо на латыни. В 1743 году Ломоносов написал «Краткое руководство к риторике» на русском языке. Изданная в 1748 году «Риторика» Ломоносова была первой в России хрестоматией мировой литературы, включавшей также лучшие произведения отечественной словесности. Перу Ломоносова принадлежит первый научный труд по грамматике русского языка – «Российская грамматика».[5] Большую роль в становление грамматических норм сыграло собственное литературное и научное творчество Ломоносова.