Смекни!
smekni.com

Распутин Валентин Григорьевич 1937 (стр. 1 из 2)

Распутин
Валентин
Григорьевич
(1937)

Валентин Григорьевич Распутин вошел в нашу литературу сразу, почти без разбега и как истинный мастер слова. Трудно представить себе русскую литературу сегодня без повестей и рассказов этого великого русского писателя. Его произведения снискали заслуженную популярность в нашей стране и за рубежом.
Биография писателя проста, но духовный опыт богат, неповторим, неисчерпаем и помогает понять, откуда явился такой могучий талант, который засверкал самыми яркими гранями. Путь Валентина Распутина в литературу определился наилучшим образом: в короткий срок молодой писатель стал вровень с большими мастерами прозы.
“Детство мое пришлось на войну и голодные послевоенные годы, - вспоминает писатель. - Оно было нелегким, но оно, как я теперь понимаю, было счастливым. Едва научившись ходить, мы ковыляли к реке и забрасывали в нее удочки; еще не окрепнув, тянулись в тайгу, начинавшуюся сразу за деревней, собирали ягоды и грибы, с малых лет садились в лодку и самостоятельно брались за вёсла...”
Родина писателя, Аталанка, - небольшое село на берегу прославленной реки Ангары. Ныне она перенесена на берег Братского моря и превратилась в рабочий поселок. Сознательное детство его, тот самый «дошкольный и школьный период», который даёт человеку для жизни едва ли не больше, чем все оставшиеся затем годы и десятилетия, частично совпал с войной: в первый класс аталанской начальной школы будущий писатель пришёл в 1944 году. И хотя здесь не гремели бои, жизнь, как и везде в те годы, была трудной. «Для нашего поколения был очень труден хлеб детства», - отметит спустядесятилетия писатель. Но о тех же годах он скажет и более важное, обобщающее: «Это было время крайнего проявления людской общности, когда люди против больших и малых бед держались вместе». Матери трудно было одной в те почти голодные годы подниматьтроих детей, не легче и отпустить старшего из них, Валентина, в самостоятельную жизнь в таком возрасте. Но она решилась. Поэтому, закончив местную начальную школу, он вынужден был один уехать за пятьдесят километров от дома, где находилась средняя школа. “Я рано пристрастился к чтению, к книгам, - вспоминает Валентин Распутин, - в ученье показывал усердие, и меня после четырех классов деревенской школы, по общему мнению, следовало учить дальше”.
О том, как чувствовал себя подросток в незнакомом городе, о чемон думал и чем занимался, можно узнать, прочитав один из самых популярных рассказов выдающегося писателя, «Уроки французского», он автобиографичен. Одиннадцатилетний мальчик приезжает учиться в райцентр, где есть школа-восьмилетка. Он впервые оторван от семьи, от родной деревни. Не удивительны его неодолимая тоска и тяга домой. Однако маленький герой понимает, что на него возложены надежды не только родных, но и всей деревни: ведь он, по единодушному мнению односельчан, “самой природой призван быть ученым человеком”. Это мнение земляков подтверждается и в новой школе, в новом кругу общения. Но время было тяжелое - послевоенное и полуголодное. Мальчик начинает играть на деньги, единственно только для того, чтобы иметь возможность ежедневно купить баночку молока “от малокровия”. И учительница французского языка идет на рискованный шаг: тайком, у себя дома, играет с учеником, просто из легко объяснимого человеческого сострадания: “Мальчик крайне истощен, а в долг брать отказывается”. Это говорит о мужестве мальчика, сохранившего чистоту души, незыблемость своих нравственных законов, несущего бестрепетно и отважно, как солдат, свои обязанности и свои синяки. Между прочим, этот рассказ помог В. Распутину найти его учительницу. Она прочитала произведение и узнала его и себя, только не помнила, как выслала ему посылку с макаронами. Все же истинное добро со стороны того, кто творит его, имеет меньшую память со стороны того, кто принимает. После школы поступил на историко-филологический факультет Иркутского университета. Он готовил себя к педагогическому поприщу, хотел стать хорошим учителем, и поэтому учился столь же примерно, как и раньше, много читал. Кроме того, в студенческие годы Распутин стал внештатным корреспондентом молодёжной газеты. Первые публикации материалов В. Распутина в газетах не случайно совпали с годами учёбы в университете. Занятия журналистикой перешли затем в самостоятельное литературное творчество. «От фактографического очерка я переходил к рассказу, к увиденному и услышанному, журналистом я стал как бы добавлять «от себя». Во мне словно проснулось авторское «Я», - скажет он. Один из его очерков обратил на себя внимание редактора. Позже этот очерк под заголовком «Я забыл спросить у Лёшки» был опубликован в альманахе «Ангара» (1961). О чем он? Об искренности человеческих чувств и красоте души». Иначе, наверное, и немогло быть – ведь речь шла о жизни и смерти. На лесоповале упавшая сосна случайно задела парнишку, Лёшку. Поначалу ушиб казался незначительным, но вскоре возникла боль, ушибленное место – живот – почернело. Двое друзей решили сопровождать Лёшку до больницы – полсотни километров пешком. В пути ему стало хуже, он бредил, и друзья видели, что это уже не шутки, им стало не до отвлеченных разговоров о коммунизме, которые вели они до того, ибо они поняли, глядя на муки товарища, что «это игра в прятки со смертью, когда ищет смерть и нет ни одного надёжного места, куда можно было быспрятаться. Вернее, такое место есть - это больница, но до неё далеко, ещёочень далеко». Лешка умер на руках у друзей. Потрясение. Вопиющая несправедливость. И в рассказе присутствует то, что станет затем неотъемлемым во всех произведениях Распутина: природа, чутко реагирующая на происходящее в душе героя («Рядом всхлипывала река. Луна, вытаращив свой единственный глаз, не отводила от нас взгляда. Слезливо мигали звёзды»); мучительные раздумья о справедливости, памяти, судьбе (« Я неожиданно вспомнил о том, что ещё забыл спросить у Лешки, будут ли знать при коммунизме о тех, чьи имена не вписаны на зданиях заводов и электростанций, кто так навсегда и остался незаметным. Мне во что бы то ни стало захотелось узнать, вспомнят ли при коммунизме о Лешке, который жил на свете немногим больше семнадцати лет и строил его всего два с половиной месяца»). Талантливо написаны и другие ранние рассказы писателя: “Рудольфио”,“ Эх, старуха…”,“ И десять могил в тайге ”,“Продается медвежья шкура”. Сам Распутин отмечает, что «писателем человека делает его детство, способность в раннем возрасте увидеть и почувствовать все то, что дает ему затем право взяться за перо. Образование, книги, жизненный опыт воспитывают и укрепляют в дальнейшем этот дар, но родиться ему следует в детстве». После окончания университета Валентин Распутин работал корреспондентом в газетах “Советская молодежь” и “Красноярский комсомолец”. О более поздних рассказах Распутина лучше всего сказал писатель Алесь Адамович: “Новое, действительно новое здесь - подчеркнутое чувство реальности происходящего. Человек в них - существо, само себя удивляющее глубинами, просторами, которые в нем скрыты. И вдруг распахивается существо светоносное”.
В рассказе “Век живи - век люби” пятнадцатилетний Саня с юношеской категоричностью решает обрести “самостоятельность”. “Хватит ходить по указке, поступать по подсказке, верить сказке”... А дальше все происходит именно как в сказке.
Родители уезжают в путешествие, отправив сына к бабушке на Байкал. Бабушка получает телеграмму о болезни дочери и уезжает нянчить внуков... А Саня обретает желанную свободу и возможность провести в жизнь свое твердое решение. Саня отправляется не в дальние страны и не на зеленые океанские острова, а всего лишь на тихоходном поезде да на своих двоих уходит с Митяем и дядей Володей в родную прибайкальскую тайгу на два дня с ночевкой. И перед Саней так раскрывается тайга в своем величии и первозданности, что эти два дня запомнятся ему на всю жизнь.
В конце 60-ые годы В.Распутин был принят в Союз писателей СССР. Тогда же одна за другой появляются повести молодого прозаика “Деньги для Марии” и “Последний срок”, в которых ясно определились предмет изображения - сибирская деревня - и направление таланта - глубокое проникновение в народную жизнь, уважение к традиции, внимание к нравственным проблемам.
Бабушка и дедушка писателя “были людьми сильных характеров...” Это о них, пожалуй, лучшее произведение шестидесятых годов - рассказ “Василий и Василиса”. “Я бабушку писал постоянно, - вспоминает Валентин Григорьевич, - с нее слеплены старуха Анна в “Последнем сроке” и старуха Дарья в “Прощании с Матерой”. Судьба моих односельчан и моей деревни почти во всех книгах, и их, этих судеб, хватило бы еще на многое”.
«Василий и Василиса» - рассказ, от которого потянулась прочная и явная нить к будущим повестям. Рассказ этот впервые появился в ежедневнике «Литературная Россия»в самом начале 1967 года и с тех пор неоднократно перепечатывался в книгах. В нём, как в капле воды, собралось то, что не повторится в точности потом, но с чем мы тем не менее не раз ещё встретимся в книгах В. Распутина: старуха с твёрдым характером, но с большой, милосердной душою; природа, чутко прислушивающаяся к переменам в человеке; вещий сон… Всю жизнь прожили рядом Василий и Василиса. Рядом, но не вместе, потому что тридцать лет он живёт в амбаре, она – в избе с выросшими детьми, и даже разговора между ними не получается. Не смогла Василиса простить мужу давней, довоенной ещё обиды: однажды, напившись, Василий схватил топор, лежавший под лавкой, и замахнулся. Василиса до смерти перепугалась, закричала не своим голосом и выскочила из избы. В ту ночь у неё случился выкидыш. Вернувшись в дом, она растолкала Василия и показала ему на порог: - Выметайся! Двадцать лет прожили они вместе, у них было семеро детей, но то, чему теперь стал виной Василий, гибель будущего ребёнка, она не смогла простить. И на войну проводила без слёз, и встретила потом без радости, а на порог так и не пустила. Он работал на приисках, уходил в тайгу, пытался вновь устроить свою личную жизнь вместе с доброй хромоногой Александрой, - Василиса словно ничего не замечала. Кажется, всё у них теперь настолькоразное, что нет ни одной точки соприкосновения, пересечения. Так что же не даёт главному герою и вовсе уйти? Боязнь и нежелание оставить детей? Так они выросли, сами родителями стали. Неумение устроить жизнь в другом месте? Вряд ли это сдержало бы. Чувства, питаемые им к Василисе? Может быть. Но главное, видимо, в том, что не давала покоя вина, осознанная им, тот моральный долг, который нечем вернуть жене, кроме как – самим собою. Ему оставалось только жить, и Василий жил, не слишком задумываясь с годами о том, почему он живёт именно так и именно здесь: он понимал, что так надо. И только к концу рассказа читатель догадывается, в чем она, мудрость этого простого «надо». Он, Василий, не мог умереть вдали от жены. Грех, совершённый им десятилетия назад, был столь велик, что даже жизнью его не искупить: ни словами, ниделами, ни лаской - ничем. И только когда смерть заглядывает в этот амбар к старому больному человеку, только тогда и Василиса в состоянии – нет, не забыть – отпустить ему грех («Он подаёт ей руку, она пожимает её и, всхлипывая, поднимается»), и сам он в состоянии вздохнуть вольнее («Теперь иди, - говорит он. – Теперь мне легче стало… Он улыбается, лежит и улыбается»). Не так жизнь прожита, – но о том живым судить. Для негоглавное – так хотя бы умереть, не унести с собою тяжесть, которая висела надуше дольше десятилетия. И она это понимает. «Василий и Василиса» – произведение, написанное как бы на стыке жанров: то ли это большой рассказ, то ли маленькая повесть. А еще, именно с этого рассказа начинается новый период в творчестве В. Распутина, который к тому времени уже перешёл на профессиональную литературную работу. Он стал самостоятельным писателем, прозаиком – со своим стилем, своим взглядом на мир, своей житейской концепцией, которую в дальнейшем будет активно удерживать. «Живи и помни» (1974 год) - новаторская, смелая повесть – не только о судьбахгероя и героини, но и о соотнесении их с судьбою народной в один из драматичных моментов истории. В этой повести затронуты как нравственные проблемы, так и проблемы взаимоотношений человека и общества, часто возникающие в годы войны, также здесь присутствуют и проблемы. Она принесла в литературу новое о войне и по-новому осветила характер русской женщины. Об этой повести В. Распутина написано столько много и у нас в стране и за рубежом, сколько, вероятно, ни о каком другом его произведении; она издавалась около сорока раз, в том числе на языках народов СССР и на иностранных языках. А в 1977 году она была удостоена Государственной премии СССР. Сила этого произведения и в интриге сюжета, и в необычности темы. Да, повесть была высоко оценена, но далеко не все и не сразу правильно её поняли, увидели в ней те акценты, которые были поставлены писателем. Некоторые отечественные и зарубежные исследователи определили, как произведение о дезертире, человеке, сбежавшем с фронта, предавшем товарищей. Но это результат поверхностного прочтения. Сам автор повести не раз подчёркивал: «Я писал не только и меньше всего о дезертире, о котором,не унимаясь, талдычат почему-то все, а о женщине…» Исходная точка, с которой начинают жить герои Распутина на страницахповести, - простая естественная жизнь. «Настёна и Андрей жили, как все, ни над чем особенно не задумывались», - работа, семья, очень хотели детей. Но было и существенное различие в характерах героев, связанное с жизненными обстоятельствами. Если АндрейГуськов вырос в обеспеченной семье: «Гуськовы держали двух коров, овец, свиней, птицу, жили в большом доме втроём», никакого горя с детства не знал, привык думать и заботиться только о себе, то Настёна испытала многое: смерть родителей, голодный тридцать третий год, жизнь в работницах у тетки. Именно поэтому она «кинулась в замужество, как в воду, - без лишних раздумий…» А каково трудолюбие главной героини: «Настёна терпела всё, успевала ходить в колхоз и почти одна везла на себе хозяйство». «Настёна терпела: в обычаях русской бабы устраивать свою жизнь однажды и терпеть всё, что ей выпадает» –основные черты характера героини. Читая повесть, важно проследить, как в «естественной» Настёне, оказавшейся в трагической ситуации, рождается личность с обострённым чувством своей вины перед людьми, а в Гуськове животный инстинкт самосохранения подавляет всё человеческое. Нравственным проблемам посвящено и одно из последних произведений В.Распутина – это рассказ «Женский разговор», напечатанный в 1995 году в журнале «Москва». В нём писатель показал встречу двух поколений - «внучки и бабушки». Внучка Вика – это рослая, налитая девка шестнадцати лет, но с детским умишком: «головка отстаёт», как говорит бабушка, «задаёт вопросы там, где пора бы с ответом жить», «скажешь – сделает, не скажешь – не догадается». «Затаённая какая-то девка, тихоомутная»; в городе «связалась с компанией, а с компанией хоть к лешему на рога». Бросила школу, стала пропадать из дому. И случилось то, что должно было случиться: Вика забеременела и сделала аборт. Теперь её «на перевоспитание» отправили к бабушке, «пока не опомнилась». И вот так эта современная девушка оказывается в новой для себя обстановке, в глухой деревне. О бабушке Наталье мы узнаём, что она прожила долгую, трудную, но счастливую жизнь. В восемнадцать лет «перешила старое платье под новое» и в голодный год невенчанной вышла замуж. Бабушка Наталья считает, что ей повезло с мужем: Николай мужик твёрдый, ей за ним было легко жить: «Знаешь, что и на столе будет, и во дворе, и опора для ребятишек». Жену свою Николай любил. Но так случилось, что он погибает на войне, наказав своему фронтовому другу Семёну опекать Наталью. Долго не соглашалась Наталья выйти за Семёна, но потом поняла, что нужна она ему, что без неё «он долго не протянет». «Смирилась и позвала его». «Он пришёл и стал за хозяина». Думается, что Наталья была счастлива. Ведь она так хорошо говорит о своём втором муже Семёне: «Когда он прикасался ко мне… струнку за стрункой перебирал, лепесток за лепестком. Чужой так не сумеет». И вот эти разновозрастные, живущие под одной крышей, родные по кровиженщины заводят разговор о жизни. Инициатива в руках бабушки Натальи. И на протяжении их разговора мы понимаем состояние Вики. Она говорит: «Всё надоело…». По-своему Вика переживает за себя, понимает, видимо, что поступила не так, как надо. А как надо, не знает. Вика говорит о целеустремлённости, но сама целей и интереса к жизни не имеет. В ней явночто-то сломалось, и она не знает, как жить дальше. Наталье хочется, чтобы внучка собрала себя, сохранила себя по капельке, подготовила себя к замужеству. Этот разговор важен для обеих: бабушка, рассказывая о себе, передаёт свой жизненный опыт, взгляды на жизнь, поддерживает внучку, вселяет в неё уверенность, создаёт основу для дальнейшей жизни – устою, как она говорит сама. А для Вики этот разговор – начало новой жизни, осознание своего «я», своего назначения на земле. Разговор затронул Вику, «неспокойно засыпала девочка – подёргивались, одновременно вздрагивая…». Хочется верить, что Вика найдет свой путь, не смотря на жизненные преграды.

Литературная критика называет В. Распутина “могучим явлением современной отечественной и мировой литературы”, книги его все чаще издаются в стране и за рубежом, по отдельным произведениям ставятся спектакли, снимаются фильмы. Он удостаивается самых высоких наград и премий.
Валентин Распутин - очень талантливый и деятельный человек. Его имя часто можно встретить на страницах центральных газет, в передачах радио и телевидения. Одна из важнейших проблем, с которыми часто выступает В.Распутин, - проблема сохранения России, Байкала, сбережения для потомков его красоты и природных богатств.