Смекни!
smekni.com

Жуковский Василий Андреевич 2 (стр. 7 из 8)

При завершении «приготовительных занятий в первом возрасте» Жуковский произнес речь, которая звучала как напутствие наследнику престола: «На том месте, которое вы со временем займете, вы должны будете представлять из себя образец всего, что может быть великого в человеке, будете подписывать законы другим, будете требовать от других уважения к закону. Пользуйтесь счастливым временем, в котором можете слышать наставления от тех, кои вас любят и могут свободно говорить вам о ваших обязанностях; но, веря им, приучайтесь действовать сами, без понуждения, произвольно, просто из любви к должности, иначе не сделаетесь образцом для других, не будете способны предписывать закон и не научите никого исполнять закона, ибо сами не будете исполнять его».

С 1828 Жуковский живет в специально надстроенном для него четвертом этаже Шепелевского дворца, входившего в ансамбль зданий Зимнего дворца. Здесь он по будням ведет занятия с наследником престола, а по субботам на его «олимпийском чердаке» собираются, как отмечал А. Тургенев, «литераторы всех расколов и всех наций, художники, музыканты». Субботники Жуковского — яркое явление культурной жизни столицы. Постепенно и сам Жуковский возвращается к литературному творчеству. В «Северных цветах» на 1829 публикуется его «Малая Илиада» — первое соприкосновение с Гомером. Летом 1831 в Царском Селе наступает его «болдинская осень». «Жуковский, — сообщал А. С. Пушкин Вяземскому, — завел 6 тетрадей и разом начал 6 стихотворений; так его и несет. Редкий день не прочтет мне чего нового; нынешний год он верно написал целый том».

В 1883 в день Рождества Христова в Зимнем дворце был впервые исполнен гимн «Боже, Царя храни!» композитора А. Ф. Львова на слова Жуковского. Сам Жуковский называл его «молитвой Русского народа» и не акцентировал внимания на своем авторстве, подчеркивая, что автором гимна-молитвы является народ, это народное произведение. Аналогичную задачу ставил пред собой и композитор А. Ф. Львов. «Я чувствовал надобность, — писал он, — написать гимн величественный, сильный, чувствительный, для всякого понятный, имеющий отпечаток национальности, годный для церкви, годный для войска, годный для народа».

В этот же период, предшествовавший гибели Пушкина, Жуковский вместе с драматургом Розеном работает над либретто оперы М. И. Глинки «Жизнь за Царя». «Когда я изъявил свое желание приняться за русскую оперу, — вспоминал М. И. Глинка, — Жуковский искренне одобрил мое намерение и предложил мне сюжет “Жизни за Царя”. Сцена в лесу глубоко врезалась в мое воображение; я находил в ней много оригинального, характерного, русского». Жуковский написал эпилог оперы и трио «Ах, не мне бедному, ветру буйному…» В обсуждении замысла оперы принимал участие Пушкин.

М. И. Глинка написал несколько романсов на стихи Жуковского: «Дубрава шумит», «Сто красавиц светлоликих», «Ночной смотр». В апр. 1836 выходит первый номер пушкинского «Современника», задуманного на чердаке Жуковского. «Жаль, что нет журнала, — писал после одного из субботников Вяземский, — куда бы выливать весь этот кипяток, сочный бульон из животрепещущей утробы настоящего». В июне Жуковский вместе с Вяземским отбирают для публикации в «Современнике» стихи Ф. Тютчева, открывая новое имя в русской поэзии. В нояб. Жуковский узнает об интриге, в которую оказался втянут Пушкин. По просьбе семьи Гончаровых пытается не допустить дуэли между Пушкиным и Дантесом. Барон Геккерен тоже уверен, что только Жуковский сможет убедить Пушкина встретиться с Дантесом. «Свидание представляется мне необходимым, — пишет он Жуковскому 9 нояб., — обязательным — свидание между двумя противниками, в присутствии лица, подобного вам, которое сумело бы вести свое посредничество со всем авторитетом полного беспристрастия и сумело бы оценить реальное основание положений, послуживших поводом к этому делу». Пушкин от свидания отказывается, тем не менее Жуковский вновь присылает ему записку: «Я не могу еще решиться почитать наше дело конченным. Еще я не дал никакого ответа Геккерену… Ради Бога, одумайся. Дай мне счастье избавить тебя от безумного злодейства, а жену твою от совершенного посрамления». Жуковский был убежден, что Пушкин, слывший дуэлянтом и отличным стрелком, убьет Дантеса и совершит тем самым безумное злодейство — убийство.

Вечером 27 янв. 1837 Жуковский получает известие о дуэли и смертельном ранении Пушкина. Пушкин призывает его к себе. В тот же вечер, 27 янв., Жуковский получает записку от вел. кн. Елены Павловны: «Добрейший г. Жуковский! Узнаю сейчас о несчастии с Пушкиным — известите меня, прошу вас, о нем и скажите мне, есть ли надежда спасти его. Я подавлена этим ужасным событием, отнимающим у России такое прекрасное дарование, а у его друзей — такого выдающегося человека». Все последующие 2 дня и 3 ночи Жуковский почти неотлучно находится в квартире Пушкина, он выпускает бюллетень о его состоянии.

В письме к отцу Пушкина Жуковский опишет эти роковые дни 27—29 янв. Рисунок Жуковского «Пушкин в гробу» и его стихотворение: «Он лежал без движенья, как будто по тяжкой работе // Руки свои опустив. Голову тихо склоняя, // Долго стоял я над ним, один, смотря со вниманьем // Мертвому прямо в глаза; были закрыты глаза…» завершают эту скорбную летопись.

После выноса тела Жуковский запечатал кабинет Пушкина своей печатью, а затем получил разрешение перенести рукописи поэта к себе на квартиру. Все последующие месяцы Жуковский занимается разбором рукописей Пушкина, подготовкой к изданию посмертного собрания сочинений и всеми имущественными делами, став одним из трех опекунов детей поэта (по выражению Вяземского, ангелом-хранителем семьи). В том же 1837 Жуковский заканчивает свои занятия с вел. князем, продолжавшиеся почти беспрерывно 13 лет, и отправляется в составе его свиты в 3-месячное путешествие. Но на этот раз не на Запад, а на Восток. По принятой традиции, 19-летний наследник престола, заканчивая свое образование, начиная самостоятельную жизнь, должен был совершить путешествие по Российской Империи.

Жуковский возвращается в Петербург к концу года и вновь поселяется на чердаке — в Шепелевском дворце. Здесь его ожидает письмо от Гоголя из Рима. «Я получил вспоможение, — сообщает Гоголь о 5000 рублей от государя. — Все вы, все вы! Ваш исполненный любви взор бодрствует надо мною!» Отныне, оказавшись не в силах уберечь Пушкина, Жуковский станет ангелом-хранителем Гоголя (в письмах он называл его ласково Гоголёнком).

Вслед за путешествием по России следует новое длительное путешествие в составе свиты вел. князя, теперь уже заграничное: Германия, Дания, Швеция, Австрия, Италия, Голландия, Англия. Совершает поездку в Милан вместе с Ф. Тютчевым. В Риме встречается с Гоголем и С. Шевыревым. Убеждает вел. князя приобрести для императорской коллекции близкую к завершению картину А. Иванова «Явление Христа народу» и др. картины русских художников. Путешествует по Италии вместе с Гоголем, посещает музеи Ватикана, рисует римские древности.

По возвращении на родину принимает участие в Бородинском празднике и открытии памятника. «Итак, — отмечает Жуковский, участник сражения, автор «Певца во стане русских воинов», — привел Бог по прошествии четверти века на то же место, где в молодости душа испытала высокое чувство, повторить то же, что было в ней тогда, но уже не в тех обстоятельствах. Чего не случилось в этот промежуток времени между кровавым сражением Бородинским и мирным, величественным его праздником!» В дни праздника пишет стихотворение «Бородинская годовщина».

Жуковский думает об отставке, но получает новое назначение: обучать русскому языку невесту наследника престола — прусскую принцессу Марию Гессенскую.

В июне 1841 58-летний Жуковский подает в отставку и венчается в русской посольской церкви Штутгарта на 19-летней дочери известного немецкого художника Г. Рейтерна Елизавете. Они поселяются в уютном 2-этажном особняке в Дюссельдорфе. Казалось, что уже ничто не сможет помешать столь долгожданному семейному счастью Жуковского. Он записывает в дневнике: «Постараюсь, чтобы мое пребывание за границей не осталось бесплодным для русской литературы».

Последние годы жизни Жуковский работает над переводом «Одиссеи» Гомера. «Вся литературная жизнь Жуковского, — отмечал Гоголь, — была как бы приготовлением к этому делу. Нужно было его стиху выработаться на сочинениях и переводах из поэтов всех наций и языков, чтобы сделаться потом способным передать вечный стих Гомера».

В янв. 1846 Жуковский записывает в дневнике: «Ослабление глаз. Надобно заранее подготовиться к слепоте; помоги Бог переносить ее: это заживо смерть». Продолжает работать, несмотря на наступающую слепоту. В Дюссельдорфе, а затем во Франкфурте-на-Майне у него часто гостит Гоголь, работающий над «Авторской исповедью». Жуковский внимательно читает «Выбранные места из переписки с друзьями» и задумывает книгу «Отрывки из писем к Гоголю, написанные к нему о его книге».

1847—48 датируются 3 статьи Жуковского, написанные в форме писем к Гоголю: «О смерти», «О молитве», «Слова поэта — дела поэта». 7 апр. 1848 пишет Гоголю, совершающему паломничество в Святую Землю: «Я надеюсь, если на то воля Божия, увидеться с тобою в России в конце нынешнего года. Если Бог даст жизни, то мы можем еще рука в руку пройти по одной дороге, имея перед глазами цель высокую и святую, для пользы души нашей, а с нею и для пользы нашего отечества… Весьма может случиться, что все мы сойдемся под отечественным небом».

Становится очевидцем рождения в Европе нового чудовища революции 1848. Записывает: «Я не политик и не могу иметь доверенности к своим мыслям; но кажется мне, что нам в теперешних обстоятельствах надобно китайскою стеною отгородиться от всеобщей заразы». Заканчивает перевод последней части «Одиссеи». Готовится к переводу «Илиады». Вновь рисует картинки для азбуки, но теперь уже для собственных детей, называя свои занятия педагогической поэмой. «Мой труд для моих детей, — записывает Жуковский, — если Бог позволит кончить его, может со временем быть полезен и всем в домашнем воспитании; он охватит систематически весь круг сведений, которые нужно иметь».