Смекни!
smekni.com

Тютчев Федор Иванович 23.11 05.12 .1803-15 27 .07.1873 (стр. 2 из 2)

Пускай моё она созданье, -

Но как я беден перед ней…

Поэт-мыслитель всю жизнь – от ранней юности до последних дней болезненной старости – чрезвычайно интенсивно жил сердцем. Он любил и был любим, но считал любовь чувством изначально-губительным, «поединком роковым». Потому-то печалился он о судьбе одной из своих дочерей, «кому я, быть может, передал по наследству это ужасное свойство, не имеющее названия, нарушающее всякое равновесие в жизни, эту жажду любви…»

Полюбив страстно и безоглядно, Денисьева всецело отдалась своему чувству, вос-становив против себя общественное мнение. Ей была уготована «жизнь отреченья, жизнь страданья»:

Таков уж свет: он там бесчеловечней,

Где человечно-искренней вина.

Не только «свет» отвернулся от Елены Александровны, но и родной отец отрёкся от неё. Главной же мукой было то, что любимый, ради которого всё было принесено в жертву, не принадлежал ей полностью: Тютчев не только не порывал со своей семьёй, но и продолжал по-своему любить жену, во всяком случае, дорожить ею. Весь цикл стихов, посвященных Денисьевой, проникнут тяжелым чувством вины, насыщен роковыми предчувствиями. В этих стихах нет ни пылкости, ни страсти, только нежность, жалость, преклонение перед силой и цельностью её чувства, сознание собственной недостойности, возмущение «бессмертной пошлостью людской». Эта «последняя любовь» Тютчева длилась 14 лет, до самой смерти Денисьевой, сошедшей в могилу в возрасте 38 лет от чахотки, течение которой обострили и ускорили душевные страдания.

О, как убийственно мы любим,

Как в буйной слепоте страстей

Мы то всего вернее губим,

Что сердцу нашему милей!..

Тютчев очень тяжело пережил утрату:

Жизнь, как подстреленная птица,

Подняться хочет – и не может…

Я. П. Полонскому, другу и сослуживцу, Тютчев писал: «Друг мой, теперь все испробовано – ничто не помогло, ничто не утешило, - не живется – не живется…». В стихах «денисьевского цикла» особенно часты характерные тютчевские строки, начинающиеся горьким восклицанием «О!», определяющим интонацию отчаяния всего стихотворения. Столько страдания и муки в стихах, посвященных памяти Елены Александровны, что невольно в сознании возникает народное понятие «убивается»… Да, Тютчев именно убивается по Денисьевой:

По ней, по ней, судьбы не одолевшей,

Но и себя не давшей победить,

По ней, по ней, так до конца умевшей

Страдать, молится, верить и любить.

Тирания времени, которую так остро ощущал поэт, оказалась не властна над его творчеством. Конечно, совершенство формы и значительность содержания поэзии Тютчева требует от читателя определенной культуры, просвещенности. В своё время в статье о Тютчеве А. Фет писал: «Тем больше чести народу, к которому поэт обращается с такими высокими требованиями. Теперь за нами очередь оправдать его тайные надежды».

Список литературы:

1 Хрестоматия по внеклассному чтению (1999-2000г.).

2 Вся русская литература (2000-2002г.).

3 Русская литература 19 века (2003-2004г.).