Смекни!
smekni.com

Экранизация Д. Светозаровым романа Ф. М. Достоевского Преступление и наказание (стр. 2 из 3)

После подобной статьи хотела бы уточнить, что люди - обычные обыватели, зрители, не вникая в самую глубину романа, не рассматривая проблематику, которую передал Достоевский в «Преступлении и наказании», выдавали довольно положительные оценки. Приведу некоторые из них, оставленные на форуме.

Большое спасибо за "Преступление и наказание". Это сейчас так нужно. Мы смотрели вместе с племянницей и поставили Ваш сериал в ряд с "Осторовом".
Слава Богу!

Уважаемый Дмитрий Иосифович! Спасибо Вам большое за экранизацию романа "Преступление и наказание"! Вы просто волшебник! Из такого масштабного (во всех смыслах, в том числе и по части мировой филосовской мысли) произведения Вы удивительным образом сотворили такой же шедевр, только киношным языком. Я в восторге! Не верьте тем, кто говорит какие-нибудь гадости - просто завидуют! А за актёрский состав - отдельная благодарность! Особенно Серёжа Перегудов хорош! С уважением, поклонница хорошего кино.

Фильм "Преступление и наказание" великолепен. Он воспроизводит атмосферу Х!Х века в мельчайших подробностях.В отличие от первой киноверсии, Достоевский скорей бы узнал и Петербург, и своих героев по одежде, по интерьерам по деталям, что весьма ценно. Сериал сделан с любовью к автору,герои подобраны соответсвенно "настроению" романа и вызывают реакцию эстетического наслаждения от соприкасновения с эпохой. Многое удачно прочувствовано,угадано режиссером и воплощенно в фильме. Такое кино можно смотреть дважды,трижды и находить новые важные подробности в визуальном прочтении романа.Посмотрел фильм,увы, только сейчас, 2009 году. Теперь буду следить за творчеством создателей киношедевра. Спасибо Вам и удачи

«Преступление и наказание»: великий русский роман экранизировали двадцать седьмой раз. Достоевский-младший остался недоволен телеверсией Дмитрия Светозарова. У этого Раскольникова нет мыслей.

Правнук великого классика Дмитрий Достоевский ждал этого фильма, как и все остальные экранизации произведений своего прадеда, с надеждой. Он всю жизнь прожил в Петербурге. Трудился вагоновожатым на трамвайном маршруте. Сейчас Дмитрий Андреевич на пенсии. Он очень ревностно относится ко всему, что связано с памятью знаменитого прадеда. Телеверсией Светозарова Достоевский-младший остался не очень доволен. По его словам, ему не понравилась ни режиссёрская работа, ни операторская. Да и актёры, как выразился Дмитрий Андреевич, «играют как-то слабенько». А Раскольников в исполнении Кошевого показался ему «каким-то растрепанным, не видно работы мысли».

Опять же пишут, что для создателей картины очень важно было сохранить не только текст, но и внешность героев. Допустим герои сериала соответствуют внешности романных героев.

Съемки фильма сопровождались мистическими случайностями. Однажды прямо на съемочной площадке едва не погибла Елена Яковлева. Актриса поскользнулась, и на нее едва не наехала лошадиная повозка. А сцену убийства старухи-процентщицы приходилось снимать много дублей подряд. Дело в том, что убивать актеру Владимиру Кошевому пришлось не реального человека, а резиновый манекен, поэтому топор постоянно отскакивал от резиновой головы. Кстати, продюсер фильма Андрей Сигле отмечает, что бюджет сериала оказался больше, чем у всех прежних проектов его компании. «Если в среднем серия обходится в 200-250 тысяч долларов, то на «Преступление и наказание» нам пришлось потратить порядка 350 тысяч долларов», – сказал он.

Самым кассовым и хрестоматийным считается двухсерийная лента, снятая Львом Кулиджановым в 1969 году с великолепными актерами БДТ. Роль Раскольникова тогда сыграл Георгий Тараторкин, молодой актер Ленинградского ТЮЗа. По мнению критиков, Тараторкин в роли Раскольникова был неподражаем. За эту роль, кстати, он был удостоен Государственной премии РСФСР имени братьев Васильевых.

Анна ДЕМСКАЯ,ведущий редактор репертуарного отдела «Енисей-кино»: «У нас есть двухсерийный фильм «Преступление и наказание», снятый Львом Кулиджановым. На днях я его пересмотрела. В сравнении с фильмом Светозарова – небо и земля. Но это совсем не значит, что снимать новый сериал не стоило. Молодое поколение наверняка не видело кулиджановской картины, поэтому, вполне вероятно, с удовольствием посмотрело новую экранизацию. Я ни в коем случае не против этого фильма. Но от советской экранизации просто в восторге. Новый фильм не зачёркиваю, но в нём нет той мощи, энергетики, которая есть в картине, снятой в 1969 году».

В одном из многочисленных интервью режиссер-постановщик сериала Дмитрий Светозаров на вопрос, почему он выбрал для экранизации именно «Преступление и наказание», ответил, что, по его мнению, это самый совершенный роман не только Достоевского, но, возможно, и всей мировой литературы. Дальше режиссер пообещал представить нам аутентичного Достоевского. Правда, как выяснилось по ходу беседы, Светозарова многое в романе не устраивает. Есть, например, необоснованные длинноты. Слишком много внутренних диалогов. По мнению режиссера, в Достоевском была «бездна графоманской беллетристики». И дальше он продолжает: «Будь моя воля, я обязательно переодевал бы ее – классику - в современные одежды. Беря у классиков не только сюжеты, но и психологическую обоснованность поступков героев, их философию. Чрезмерная верность букве произведения, соблюдение всех правил быта, привычек, даже самой речи приводит к закрепощению художника».

- Что вы подразумевали под понятием «аутентичный Достоевский» когда снимали фильм?

Что значит аутентичный Достоевский – это не значит, что мы слово в слово, букву в букву сохраняем роман на экране. Под аутентичностью я подразумеваю отсутствие какого-то ни было режиссерского своеволия. Отсутствие какой бы то ни было смелой режиссерской интерпретации. События так модное нынче на театре, например, то есть донести дух романа до зрителя максимально близко к замыслу Достоевского, вот такова наша задача. Но это не значит, что мы читаем этот роман страница за страницей. Вы понимаете, что роман в 450 страниц не может уместиться даже в 8 серий, поэтому какие то купюры сделаны, но сохранены основные сюжетные линии романа.
Хочу обратить внимание еще на некоторые рецензии, а именно, на те нюансы, мимо которых критики просто не могут не пройтись.

В «Преступлении и наказании» Достоевского есть один герой, который в сферу интересов авторов сериала вообще не попал. Это Петербург Достоевского – свинцовый, без неба, в душных трущобах. Интересно, стал бы Раскольников тем самым Раскольниковым, живи он в Москве? Конечно, нет. А в фильме – лишь крохотные куски дворов-колодцев, ухваченные камерой маленькие пятачки, сохранившие вид и дух затхлых петербургских трущоб, на которых толкутся персонажи. Пятачки украшены вывесками а-ля XIX век, а снующие прохожие, одетые безупречно по моде и обличью тех времен, лишь подчеркивают неловкое ощущение маскарада. Не Петербург Федора Михайловича, а Питер FM какой-то.