Смекни!
smekni.com

Символика вещного мира в творчестве ИА Гончарова (стр. 18 из 18)

Первое явление сирени в романе - Ольга, закрывающая своё лицо пушистой сиреневой веткой. Последнее её «прости» - безмолвное цветение сиреневого куста над зарытым в землю Обломовым. Да! Сирень, которая не вдруг приглянулась Илье Ильичу, замыкает его обособленную жизнь, становясь одновременно сигналом завершения для всех сюжетных линий романа.

В центре сюжета дебютного романа писателя - «Обыкновенная история» - судьба молодого человека, стоящего перед проблемой выбора жизненного пути. Проблема выбора между материальной и духовной составляющими человеческого бытия, поиска гармоничного их сочетания оказывается актуальной и для сегодняшних «юношей, обдумывающих житье».

Каждая из нарисованных Гончаровым в романе сфер жизни получает образное выражение в словах-«знаках», словах-символах: «дело», «всякая дрянь», «зевнул», «карьера и фортуна», « с расчетом» - дяди. Для характеристики же мировоззрения племянника значимы такие слова, как «желтые цветы», «вещественные знаки невещественных отношений», «объятия», «искренние излияния», «талант».

Часто персонажами по-разному характеризуются одни и те же предметы и явления, например: «вещественные знаки невещественных отношений» Адуев-старший называет «всякой дрянью», «карьера и фортуна», «дело» в сознании этого героя противостоят «искренним излияниям» и т. п.

«Обрыв» Гончарова - один из лучших русских реалистических романов, отобразивших жизнь дореформенной России. - В нем писатель продолжал разрабатывать основную тему своего творчества - тему «борьбы с всероссийским застоем», обломовщиной в различных ее видах.

Как художник Гончаров достигал высокой и вдохновенной поэтичности в своих изображениях. Образ подлинной героини романа Веры воплощает в себе благородную нравственную красоту и силу души русской женщины. Исполнен естественности, теплоты, безыскусственной жажды жизни и счастья образ Марфеньки, облик которой, по словам романиста, дышит «поэзией чистой, свежей, природной». Много жизненной правды запечатлено в образе бабушки, переживаниях учителя Козлова.

Острым обличением звучат страницы романа, рисующие самодурство реакционера Тычкова и паразитическое существование высшей петербургской аристократии и бюрократии, мир Пахотиных и Аяновых.

Подлинного мастерства достигал Гончаров в изображении человеческих характеров, в раскрытии сложной психологии своих героев А. М. Горький причислял Гончарова к «великанам литературы нашей», которые «писали пластически... богоподобно лепили фигуры и образы людей, живые до обмана...».

Правдивые реалистичные образы, тонкий юмор, превосходный язык, объясняют, почему этот роман Гончарова высоко цениться нашей совремменостью.


Список использованной литературы

1. Анненский И.Ф. Гончаров и его Обломов // Анненский И.Ф. Книги отражений. - М., 1979. - С. 251-271.

2. Белинский В.Г. Собрание сочинений в 3-х томах. //Взгляд на русскую литературу 1847 года. – Том 3. – ОГИЗ, ГИХЛ, М. – 1948 г.

3. Боборыкин П.Д. Творец «Обломова»: (Из личных воспоминаний) // Боборыкин П.Д. Воспоминания: В 2 т. - [М.], 1965. - Т. 2. - С. 434-446.

4. Бак Д.П. Иван Гончаров в современных исследованиях // Новое лит. обозр. - М., 1996. - N 17. - С. 364-369. – Из содерж.: Обзор исследований 1980-1990-х гг.

5. Белинский В.Г. Письма. – СпБ, 1909. – Т.1. – 20 с.

6. Белинский В.Г. Русская литература 1847 г. – Т.2. – 23 с.

7. Галахова А. Отечественные записки. // От «Обыкновенной истории». - №1. - 1848.

8. Гинзбург Л. Белинский в борьбе с романтическим идеализмом // Литературное наследство, - Т. 55 – 1948 г.

9. Головин К.Ф. Русский роман и русское общество. – М., 1972., - 323 с.

10. Гончаров И.А. Обломов: Роман в 4-х ч. - М.: Худож. лит., 1965. - 528 с. –

11. Гончаров И.А. Обыкновенная история. Роман. // Примеч. А. Цейтина. – Фрунзе: Мектеп, 1965. – 324 с.

12. Гончаров И.А. Предисловие к роману «Обрыв, Собр. соч., т. 8, М. 1955

13. Гончаров И.А. «Фрегат Паллада»: Очерки путешествия // Коммент. К.И. Тюнькина. - М.: Правда, 1985. - 686 с.

14. Гончаров в воспоминаниях современников // Отв. ред. Н.К. Пиксанов; Вступ. ст. А.Д. Алексеева. - Л.: Худож. лит.; Ленингр. отд-ние, 1969. - 320 с.; 8 л. ил. – (Сер. лит. мемуаров). - Указ. имен: с. 303-317.

15. Гончаров И. А. «Лучше поздно, чем никогда», Собр. соч., т. 8, М. 1955, стр. 88

16. Гончаров И.А. [Отрывки из: «НамОбрыв» (1869); «Лучше поздно, чем никогда» (1869-1879)] // История эстетики: Памятники мировой эстетич. мысли. 1 полутом: Русская эстетика XIX века. - М., 1969. - Т. 4. - С. 459-462. Из содерж.: Гончаров / Вступ. текст и сост. В.В. Ванслова.

17. Гончаров И.А. Собр. соч.: В 6 т. Т. 6. Обрыв. Ч. 4-5. - М.: Правда, 1972. - 552 с.: 3 л. ил. - Из содерж.: Недзвецкий В., Егоренкова Г. Примечания. - С. 535-551.

18. Горький М. История русской литературы. – М., 1939. – 120 с.

19. Добролюбов Н.А. Избранное . // «Что такое обломовщина?». - Саранск: Мордовское книжное издательство. – 1974.

20. Дружинин А.В. Литературная критика. - М.: Сов. Россия, 1983. - 384 с.: портр. - Из содерж.: «Обломов».

21. Лебедев Ю.В. Над страницами романа И.А. Гончарова «Обрыв»: Ст. первая // Лит. в шк. - М., 1995. - N 4. – С. 2-10.

22. Петров С. Гончаров И.А. (Критико-биографический очерк) // Собрание сочинений в 8 томах. - Т. 1. М.: Гос издательство художественной литературы. - 1952.

23. Петрова Н.К. Творчество И.А. Гончарова: Пособие по спецкурсу для студ.-заочников филол. фак. ун-тов // Науч.-метод. каб. по заоч. и веч. обучению МГУ им. М.В. Ломоносова. - М.: Изд-во МГУ, 1979. – 95 с. - Библиогр. с. 87-94.

24. Пиксанов Н.К История русской литературы. Гончаров - Т.8. – 1956 г.

25. Поспелов Г.Н. Творчество И.А. Гончарова: Учебник для студ. филол. специальностей вузов // Поспелов Г.Н. История русской литературы XIX века: (1840-1860 гг.). - 3-е изд. - М.: Высш. школа, 1981.

26. Пришвин М. Незабудки. - М.: Худож. лит., 1969. - 303 с.: ил., 1 л. портр. - Из содерж.: С. 233-234 - запись в дневнике за 1921 г. об «Обломове».

27. Соловьев Е. Иван Гончаров. Его жизнь и литературная деятельность.// http://ssga.ru/erudites_info/peoples/goncharov/index.html

28. Цейтлин А.Г. Реализм - магистральная линия литературного развития.- В кн.: История русской литературы в 3-х томах. Т 2. – 1952.

29. Цейтлин А.Г. Иван Александрович Гончаров. // Из курса лекция по истории русской литературы XIX века. – М.: Изд. Московского университета. – 1952. – 60 с.

30. Цейтлин А.Г. Становление реализма в русской литературе: (Рус. физиол. очерк). - М.: Наука, 1965. - 319 с.: ил.; 1 л. портр. - Из сожерж.: С. 285-289 - обращения Г. к жанру физиологического очерка.