Смекни!
smekni.com

Анализ динамики определения сущности государства (стр. 3 из 4)

В суверенитете государства находит свое политическое и юридическое выражение полновластие господствующих кругов. В нем же выражается способность государства, независимо от других государств, формировать и проводить в жизнь свою внутреннюю и внешнюю политику.

В мире всегда существовали и существуют государства с формальным и ограниченным суверенитетом.

Формальным суверенитет государства считается тогда, когда он юридически и политически провозглашается, а фактически, в силу распространения на него влияния других государств, диктующих свою волю, не осуществляется.

Частичное ограничение суверенитета может быть принудительным и добровольным.

Принудительное ограничение суверенитета может иметь место, например, по отношению к побежденному в войне государству со стороны государств-победителей.

Добровольное ограничение суверенитета допускается самим государством по взаимной договоренности с другими государствами, например, ради достижения определенных, общих для всех них целей. Добровольно суверенитет ограничивается и тогда, когда государства объединяются в федерацию и передают ей часть своих суверенных прав.

Наряду с государственным суверенитетом существует суверенитет народа и суверенитет нации.

Суверенитет народа означает его верховенство в решении коренных вопросов организации своей жизни – общественного и государственного строя, основных направлений развития внутренней и внешней политики, экономических установлений и осуществления полного и всестороннего контроля за деятельностью государственных органов и всего государства.

В большинстве конституций современных государств содержатся указания на то, что их власть исходит от народа и принадлежит народу. Теоретически государственная власть должна выражать интересы народа и служить народу. Однако практически это далеко не всегда так. Государственная власть и суверенитет порой не совпадают с народной властью и суверенитетом.

Под суверенитетом нации понимается полновластие нации, ее возможность и способность определять характер своей жизни, осуществлять свое право на самоопределение вплоть до определения и образования самостоятельного государства.

4. Государство обладает монополией на легальное и легитимное применение силы, физическое принуждение. Легальность государственной власти выражается в официальном признании власти, ее подчинении не личностям, а конституции и установленным законам. Легитимность власти представляет собой юридическое признание права государства на применение принуждений. Формой легального господства является правовое государство. Однако в условиях демократии, когда правящая партия получает власть из рук населения, не менее важным для государственной власти становится ее легитимность, т.е. одобрение власти в силу ее привлекательности, уверенность в том, что данная власть, ее институты соответствуют принятым в этом государстве моральным нормам. Поэтому население, признавшее данную власть, обязано подчиняться ее решениям. Немецкий социолог М.Вебер справедливо отмечал, что «государство … есть отношения господства людей над людьми, опирающиеся на легитимное (т.е. считающееся легитимным) насилие как средство… чтобы оно существовало, люди, находящиеся под господством, должны подчиняться авторитету, на который претендуют те, кто господствует». Государство охраняет и регулирует жизнь общества на основе права, путем издания законов и правил, обязательных для всего населения. Требования правовых норм государство проводит в жизнь с помощью специальных органов: суда, прокуратуры, милиции, спецслужб.

5. Государство располагает системой принудительно взимаемых налогов и иных обязательных платежей, которые обеспечивают его экономическую самостоятельность.

Ряд ученых, вслед за Ф. Энгельсом, существенным признаком государства предлагают считать налоги. Между тем применимость подобного признака к традиционным государствам вызывает весьма и весьма значительные сомнения. В самом деле, если мы обратимся к соответствующему высказыванию Ф. Энгельса, то увидим, что, говоря о налогах, он использует своего рода риторическую фигуру. Налоги, пишет Энгельс, «были совершенно не известны родовому обществу. Но мы теперь их знаем достаточно хорошо». Из сказанного, однако, несовсем понятно, появляются ли налоги с переходом от родового общества к государственно-организованному или же они представляют собой относительно недавнее «изобретение». Иными словами, даже в марксистской литературе не было единого мнения повопросу о том, применим ли данный признак ко всем историческим типам государства или лишь к более или менее зрелым.

Налоги всегда были главным источником пополнения казны. Под налогами обычно понимаются обязательные платежи, устанавливаемые ивзимаемые государством с граждан и юридических лиц.

От добровольного исполнения этой обязанности в значительной мере зависит возможность выполнения государством своей социальной роли, иных видов государственной деятельности, охраны его суверенитета, обороноспособности, в чем кровно заинтересован каждый гражданин.

Законодательство устанавливает для граждан дифференцированные ставки налогов с учетом доходов лица. Этим самым государство содействует в возможной степени сбалансированию доходов различных категорий граждан - уменьшению разрыва доходов высоко- и низкооплачиваемых категории.

Согласно действующему законодательству и принятому в финансово-правовой литературе определению под налогом понимается установленный органом государственной власти обязательный платеж в бюджет, вносимый безвозмездно юридическими лицами, другими категориями плательщиков и гражданами в точно определенный срок.

С налоговой деятельностью современного государства связаны органы третьей традиционной ветви власти – судебные органы. Реализуя судебную власть в соответствии с Налоговым кодексом РФ и другими законами страны, судебные органы вправе: 1) обеспечить принудительное исполнение налоговой обязанности; 2) рассматривать споры, возникающие между налогоплательщиками и налоговыми органами; 3) в соответствии с Уголовным кодексом привлекать к уголовной ответственности лиц, совершивших преступления в сфере налогообложения. Деятельность суда призвана обеспечить верховенство закона, в том числе в сфере налогообложения.

3. Сущность государства – совокупность всех его признаков

государство признак аппарат власть

Сущность как философская категория означает главное, основное, необходимое в том или ином явлении. Следовательно, сущность государства есть то наиболее характерное, значимое в нем, что определяет его содержание, социальное назначение и функционирование.

Без глубокого и разностороннего понимания природы и сущности государства невозможно грамотное, квалифицированное управление им. Объективная необходимость и практическая потребность в знаниях о государстве о государстве по мере развития общества неизбежно возьмут верх над эмпирическим подходом к нему и незнанием (А. Паршин).

Сущность государства – то главное, что определяет его содержание, цели, функционирование, т.е. власть, ее принадлежность. Государство возникает тогда, когда развитие экономики достигает определенного уровня, при котором становится объективно невыгодной существовавшая на протяжении многих тысячелетий система уравнительного распределения общественного продукта, и для дальнейшего развития общества становится необходимым выделение определенного элитарного слоя, занимающегося только управлением. Это привело к социальному расслоению общества, к тому, что власть, ранее принадлежавшая всем его членам, приобрела политический характер, стала осуществляться в интересах прежде всего привилегированных социальных групп, классов. Однако зарождение социального неравенства, социальной несправедливости объективно носит прогрессивный характер: в условиях еще крайне низкой производительности труда появляется, хотя бы у части людей, возможность освободиться от повседневного тяжелого физического труда. Это приводит не только к существенному улучшению социального управления, но и к возникновению науки и искусства, к заметному росту экономического и военного могущества такого общества.

Итак, возникновение государства всегда связано с изменением характера публичной власти, с превращением ее в политическую власть, осуществляемую, в отличие от власти первобытного общества, в интересах прежде всего привилегированной части общества. Поэтому классовый подход дает богатые возможности для анализа характера такой власти, для определения сущности государства.

При рассмотрении сущности государства важно учитывать два аспекта:

1.то, что любое государство есть организация политической власти (формальная сторона);

2.то, чьим интересам служит данная организация (содержательная сторона).

Если при анализе сущности государства останавливаться только на формальной стороне, тогда получится, что древнее рабовладельческое и современное государство тождественны по своей сущности. Между тем это в корне неверно. Главное в сущности государства - его содержательная сторона, другими словами, то, чьи интересы прежде всего данная организация политической власти осуществляет, какие приоритеты устанавливает в своей политике.

В этой связи можно выделить классовый, общечеловеческий, религиозный, национальный, расовый подходы к сущности государства.

Хронологически первым выступает классовый подход, в рамках которого государство можно определить как организацию политической власти экономически господствующего класса. Здесь государство используется в узких целях, как средство для обеспечения главным образом интересов господствующего класса, слоя, социальной группы. В этом случае первоочередное удовлетворение интересов каких-либо классов не может не вызывать сопротивления у других классов. Отсюда проблема в постоянном «снятии» данного сопротивления с помощью насилия, диктатуры, господства. Рабовладельческие, феодальные, раннебуржуазные, социалистические (на этапе диктатуры пролетариата) государства во многом по своей сути выступают классовыми. Вместе с тем общечеловеческие и иные интересы в сущности данных государств также присутствуют, но они отходят на второй план.