Смекни!
smekni.com

Внутригосударственные механизмы защиты прав и свобод человека в России и в Европейском Суде по правам человека (стр. 2 из 11)

Защита естественно-правовых идей свободы и прав личности нашла отражение в творчестве П.И. Новгородцева. В его понимании естественное право зарождается как требование реформ и изменений в существующим строе, выступает как идеал в соотношении с позитивным правом.

Проблемы прав и свобод российских подданных рассматривались и представителями официальной юридической науки, теми или иными либеральными профессорами права в университетских курсах и монографических исследованиях. При этом излагались учения западноевропейских и американских авторов об индивидуальных свободах, о конституционализме и парламентаризме, разделении властей. Анализировалась также соответствующая законодательная, административная и судебная практика при более или менее осторожном сопоставлении западноевропейских и русских политических и правовых порядков.

По мнению юристов, недостаточно признать право личной свободы драгоценнейшим достоянием и насущнейшей потребностью личности. Мало облечь его в ту или иную юридическую форму и занести в основные государственные законы. Важно гарантировать жизнеспособность этого права, полное осуществление его на практике. К дополнительным гарантиям от правонарушений со стороны исполнительной власти и ее вторжений в сферу субъективных прав относили административную юстицию: право гражданина обжаловать в суд всякое незаконное действие должностного лица. Наличие такой юстиции, могущей по жалобе частных лиц отменять административные распоряжения, есть один из признаков правового государства.

Указывалось и на более фундаментальные гарантии: во-первых, право народного представительства ежегодно определять бюджет и численность армии; во-вторых, ответственность министров перед народным представительством; в-третьих, право судебной власти проверять законность правительственных распоряжений.

Ставился также вопрос о необходимости поднять общий уровень правосудия в стране. Оно должно быть проникнуто началами строгой законности. Отсюда требование уравновесить права обвинения и защиты во всех стадиях уголовного процесса. Кроме того, лицо, неосновательно привлеченное к суду и признанное тем же судом невиновным, должно получить вознаграждение от государства. Следует отметить, что либеральные правоведы были противниками смертной казни. Так, И.Я. Фойницкий пришел к выводу, что государство не вправе наказывать человека смертью, отнимать у него самое драгоценное благо – жизнь. Он показал несостоятельность доводов сторонников смертной казни, толковавших то об устрашительном значении угрозы ее применения, то о необходимости ее для удовлетворения народного чувства справедливости. То об интересах обеспечения государственной и общественной безопасности. Смертная казнь, заключал И.Я. Фойницкий, излишня, нецелесообразна, а, следовательно, и несправедлива[10].

Отдельные элементы, признаки прав человека нашли отражение и в истории государства и права России. Их истоки уходят в глубокую древность. Это Салическая правда, Новгородская и Псковская судные грамоты как историко-правовые памятники, Судебник 1497г., Соборное уложение 1649г. и др. но наиболее полное выражение и развитие теория прав человека с точки зрения социальной и юридической защиты каждого нашла в законодательстве России в XX в.

1.2 Проблемы развития прав и свобод личности в России XX в.

К началу XX в., несмотря на отмену крепостного права и проведение императором Александром II судебной, земельной, военной и ряда других либерально-буржуазных реформ 1860-1870 гг., абсолютистское правление создало режим полицейского государства, который характеризовался отсутствием свободы слова, собраний, образования союзов, строгой цензурой над печатью, учреждением надзора за «неблагонадежными» лицами, жестким подавлением инакомыслия, выделением специальных органов для рассмотрения политических дел. Сохранялось сословное деление общества, предопределявшее резкое неравенство правового положения отдельных категорий граждан Российской империи. Оставались прочными феодальные пережитки в деревне. Крайне тяжелым был труд в промышленности.

Дискриминировались женщины, статус подданных различался в зависимости от религиозной принадлежности при абсолютном верховенстве православия и принижения других вероисповеданий. Правоспособность людей зависела и от национальной принадлежности.

Между тем происходили и значительные позитивные процессы. Набирали силу демократические движения масс в политической жизни, чего самодержавие не могло не учитывать.

Высочайшим Указом от 6 августа 1905 г. было утверждено Положение о выборах в Государственную Думу. Вскоре появился Манифест от 17 октября 1905 г. «Об усовершенствовании государственного порядка», в котором обещалось даровать населению «незыблемые основы гражданской свободы на началах неприкосновенности личности, свободы совести, собраний, союзов». По мнению ряда исследователей, названные документы означали эволюцию формы правления российского государства от абсолютной к конституционной монархии[11].

Февральская революция 1917 г. положила конец самодержавию и дала новый импульс буржуазно - демократическому развитию России. Временное правительство в Декларации о его составе и задачах от 3 марта 1917 г. провозгласило полную и немедленную амнистию по всем политическим и религиозным делам, свободы слова, печати, союзов, собраний и стачек, отмену всех сословных, вероисповедных и национальных ограничений.

Первые годы прихода к власти большевиков ознаменовались официальным провозглашением мира, свободы от эксплуатации, во многих нормативных актах так или иначе уделялось внимание правам и свободам личности.

Уже первая Конституция РСФСР 1918 г. в качестве ведущего раздела включала «Декларацию прав трудящегося и эксплуатируемого народа». Права и свободы предоставлялись всем трудящимся независимо от пола, расовой и национальной принадлежности. Но при этом, избирательных прав были лишены «эксплуататоры», к которым относились лица, использующие наемный труд, живущие на нетрудовые доходы (частные торговцы, священнослужители и др.) Формально устранила эти юридические ограничения Конституция СССР 1936 г.

К тому же этой Конституцией закреплялась система социально-экономических прав граждан с соответствующими гарантиями: на труд, на отдых, на материальное обеспечение в старости и болезни с бесплатной медицинской помощью и т.д.

Последующие после сталинского правления десятилетия отмечены рядом прогрессивных тенденций в области развития прав и свобод граждан. На рубеже 50-60-х гг. существенно обновилось отраслевое законодательство: уголовное, гражданское, соответствующее процессуальное и т.д. демократизировались и совершенствовались нормы, обеспечивающие права личности на неприкосновенность, обжалование действий должностных лиц, распоряжение личным имуществом, включая завещание, охрану авторства и др. принимались меры по упрочнению законности в деятельности правоохранительных органов, в частности органов внутренних дел. Был расширен прокурорский надзор.

Основной закон СССР 1977 г. значительно расширил и демократизировал правовой статус личности. Впервые закреплялись права на труд с возможностью выбора профессии, рода занятий и работы, на жилище, пользование достижениями культуры, участие в управлении государственными делами, свобода творчества, а также презумпция невиновности. Получили развитие права в сфере личной свободы индивида, включая неприкосновенность личности, жилища, тайну переписки, защиту чести и достоинства и др.

В Конституции СССР и принятых на ее основе конституциях союзных республик, как и во всех предыдущих советских основных законах, так и не были провозглашены права граждан на свободу передвижения и выбор места жительства на территории страны, чему прочно препятствовал паспортный, по сути полицейский режим с его разрешительной процедурой прописки граждан по месту жительства.

В 1991 году начался новый период в правовой системе Российской Федерации, ознаменованный признанием гарантированных прав человека и гражданина.

22 декабря 1991 года была принята Декларация прав и свобод человека и гражданина, полностью соответствующая международным актам, принятым демократическим мировым сообществом:

· Всеобщая декларация прав человека, принятая 10 декабря 1948 г.;

· Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод, 1950г.;

· Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, 1966 г.;

· Международный пакт о гражданских и политических правах, 1966г.

Таким образом, была воспринята общая концепция прав человека, принятая в этих международных документах. Подписав 10 июля 1992 года в Хельсинки декларацию «Надежды и проблемы времени перемен»[12], Российская Федерация подтвердила свои обязательства соблюдать заключительный акт СБСЕ 1975 года в области прав человека.

право человек европейский суд

1.3 Законодательство Российской Федерации в сфере прав человека и его реализация

Права человека внетерриториальны и вненациональны, их признание, соблюдение и защита не являются только внутренним делом того или иного государства. Они давно стали объектом международного регулирования. Права личности не являются принадлежностью отдельных классов, наций, религий, идеологий, а представляют собой общеисторическое и общекультурное завоевание. Это нравственный фундамент любого общества.

Россия, следуя курсом реформ, тоже провозгласила указанные ценности как приоритетные и наиболее значимые, признала необходимость придерживаться в данной области общепринятых международных стандартов, закрепленных в таких широко известных актах, как Всеобщая декларация прав человека (1948); Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (1966); Международный пакт о гражданских и политических правах (1966); Европейская конвенция о защите прав и основных свобод (1950) и др.[13]