Смекни!
smekni.com

Поиск смысла жизни литературными героями (стр. 1 из 5)

Исследовательская работа

на тему:

«Поиск смысла жизни литературными героями».

Работу выполнила

ученица 10 класса «Б»

ГОУ гимназии № 107

Неделько Екатерина

Учитель: Мусатова Е.Е.

Адрес гимназии

Выборгская ул., д. 3

Тел.542-08-23

Санкт-Петербург – 2009 год.

Содержание.

  1. Введение.

- Актуальность темы.

- Смысл жизни с точки зрения философа С. Л. Франка.

  1. Исследование.

- Часть первая: И Гончаров «Обломов». Обломов и Штольц.

- Часть вторая: А. С. Пушкин «Евгений Онегин». Онегин - «эгоист поневоле».

- Часть третья: М. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени». Печорин - « душа сильная, но чёрствая».

  1. Выводы.
  2. Список используемой литературы.

Введение.

Актуальность темы.

Для написания реферата я выбрала тему «Поиск смысла жизни литературными героями». Проводя исследование по данной теме, я поставила перед собой цель: показать, как литературные герои понимают смысл существования на этом свете, смысл жизни.

Исходя из этого, я ставлю перед собой следующие задачи:

1. Проследить за жизнью литературных героев И.И. Обломова, А. И. Штольца, Е. Онегина, Печорина Г.А.

2. Определить жизненные позиции этих героев и, тем самым, выявить смысл и цель их жизни.

3. Сравнить взгляды, ценности героев, образ жизни и их окружение, интересы и предпочтения.

4. Сделать вывод о понимании героями целей в жизни и их осуществление; сопоставить их судьбы и достижения.

5. Провести параллель между жизнью литературных героев и жизнью людей в реальном мире, сравнить и определить смыслы существования тех и других.

Методы исследовательской деятельности:

1. анализ

2. сопоставление

3. обобщение

Смысл жизни с точки зрения философа С. Л. Франка.

«Откуда мы пришли? Куда свой путь вершим?
В чем нашей жизни смысл? - Он нам непостижим.
Как много разных душ под колесом фатальным
Сгорает в пепел, в прах. А где, скажите, дым?»

Омар Хайам

Смысл жизни. В чём он заключается? Как его найти? Для чего мы живём?Большинство людей хотя бы раз в жизни задаются этими вопросами, но получают ли они ответы на них? Чтобы разобраться в этом необходимы долгие годы. Под смыслом жизни мы понимаем осознание основного содержания своей жизнедеятельности, как прошлой и настоящей, так и будущей, которое определяет наше место и значение в жизни общества. Но ведь для каждого отдельного человека смысл всё же будет заключаться в чём-то своём и невозможно дать один определённый и точный ответ. Можно очень долго рассуждать на эту тему и в конечном счёте даже не найти ответа на поставленные вопросы. Чтобы хотя бы немного разобраться,обратимся к трудам русского философа, религиозного мыслителя и психолога Семёна Людвиговича Франка, статья «Смысл жизни»:

« Имеет ли жизнь вообще смысл, и если да - то какой именно? В чем смысл

жизни? Или жизнь есть просто бессмыслица, бессмысленный, никчемный процесс

естественного рождения, расцветания, созревания, увядания и смерти человека,

как всякого другого органического существа? Те мечты о добре и правде, о

духовной значительности и осмысленности жизни, которые уже с отроческих лет

волнуют нашу душу и заставляют нас думать, что мы родились не "даром", что

мы призваны осуществить в мире что-то великое и решающее и тем самым

осуществить и самих себя, дать творческий исход дремлющим в нас, скрытым от

постороннего взора, но настойчиво требующим своего обнаружения духовным

силам, образующим как бы истинное существо нашего "Я", - эти мечты оправданы

ли как-либо объективно, имеют ли какое-либо разумное основание, и если да -

то какое? Или они просто огоньки слепой страсти, вспыхивающие в живом

существе по естественным законам его природы, как стихийные влечения и

томления, с помощью которых равнодушная природа совершает через наше

посредство, обманывая и завлекая нас иллюзиями, свое бессмысленное, в вечном

однообразии повторяющееся дело сохранения животной жизни в смене поколений?

Человеческая жажда любви и счастья, слезы умиления перед красотой, трепетная

мысль о светлой радости, озаряющей и согревающей жизнь или, вернее, впервые

осуществляющей подлинную жизнь, есть ли для этого какая-либо твердая почва в

бытии человека, или это - только отражение в воспаленном человеческом

сознании той слепой и смутной страсти, которая владеет и насекомым, которое

обманывает нас, употребляя как орудия для сохранения все той же

бессмысленной прозы жизни животной и обрекая нас за краткую мечту о высшей

радости и духовной полноте расплачиваться пошлостью, скукой и томительной

нуждой узкого, будничного, обывательского существования? А жажда подвига,

самоотверженного служения добру, жажда гибели во имя великого и светлого

дела - есть ли это нечто большее и более осмысленное, чем таинственная, но

бессмысленная сила, которая гонит бабочку в огонь?

Эти, как обычно говорится, "проклятые" вопросы или, вернее, этот единый

вопрос "о смысле жизни" волнует и мучает в глубине души каждого человека.

Человек может на время, и даже на очень долгое время, совсем забыть о нем,

погрузиться с головой или в будничные интересы сегодняшнего дня, в

материальные заботы о сохранении жизни, о богатстве, довольстве и земных

успехах, или в какие-либо сверхличные страсти и "дела" - в политику, борьбу

партий и т.п., - но жизнь уже так устроена, что совсем и навсегда

отмахнуться от него не может и самый тупой, заплывший жиром или духовно

спящий человек: неустранимый факт приближения смерти и неизбежных ее

предвестников - старения и болезней, факт отмирания, скоропреходящего

исчезновения, погружения в невозвратное прошлое всей нашей земной жизни со

всей иллюзорной значительностью ее интересов -- этот факт есть для всякого

человека грозное и неотвязное напоминание нерешенного, отложенного в сторону

вопроса о смысле жизни. Этот вопрос - не "теоретический вопрос", не предмет

праздной умственной игры; этот вопрос есть вопрос самой жизни, он так же

страшен, и, собственно говоря, еще гораздо более страшен, чем при тяжкой

нужде вопрос о куске хлеба для утоления голода. Поистине, это есть вопрос о

хлебе, который бы напитал нас, и воде, которая утолила бы нашу жажду. Чехов

описывает человека, который, всю жизнь живя будничными интересами в

провинциальном городе, как все другие люди, лгал и притворялся, "играл роль"

в "обществе", был занят "делами", погружен в мелкие интриги и заботы - и

вдруг, неожиданно, однажды ночью, просыпается с тяжелым сердцебиением и в

холодном поту. Что случилось? Случилось что-то ужасное - жизнь прошла, и

жизни не было, потому что не было и нет в ней смысла!

Постараемся прежде всего вдуматься, что это означает "найти смысл

жизни", точнее, чего мы собственно ищем, какой смысл мы вкладываем в самое

понятие "смысла жизни" и при каких условиях мы почитали бы его

осуществленным?

Под "смыслом" мы подразумеваем примерно то же, что "разумность".

"Разумным" же, в относительном смысле, мы называем все целесообразное, все

правильно ведущее к цели или помогающее ее осуществить. Разумно то

поведение, которое согласовано с поставленной целью и ведет к ее

осуществлению, разумно или осмысленно пользование средством, которое

помогает нам достигнуть цели. Но все это только относительно разумно -

именно при условии, что сама цель бесспорно разумна или осмысленна. Мы можем

назвать в относительном смысле "разумным", напр., поведение человека,

который умеет приспособиться к жизни, зарабатывать деньги, делать себе

карьеру - в предположении, что сам жизненный успех, богатство, высокое

общественное положение мы признаем бесспорными и в этом смысле "разумными"

благами. Если же мы, разочаровавшись в жизни, усмотрев ее "бессмысленность",

хотя бы ввиду краткости, шаткости всех этих ее благ или в виду того, что они

не дают нашей душе истинного удовлетворения, признали спорной саму цель этих

стремлений, то же поведение, будучи относительно, т.е. в отношении к своей

цели, разумным и осмысленным, абсолютно представится нам неразумным и

бессмысленным. Так ведь это и есть в отношении преобладающего содержания

обычной человеческой жизни. Мы видим, что большинство людей посвящает

большую часть своих сил и времени ряду вполне целесообразных действий, что

они постоянно озабочены достижением каких-то целей и правильно действуют для

их достижения, т.е. по большей части поступают вполне "разумно"; и вместе с

тем, так как либо сами цели эти "бессмысленны", либо, по крайней мере,

остается нерешенным и спорным вопрос об их "осмысленности", - вся

человеческая жизнь принимает характер бессмысленного кружения, наподобие

кружения белки в колесе, набора бессмысленных действий, которые неожиданно,

вне всякого отношения к этим целям, ставимым человеком, и потому тоже

совершенно бессмысленно, обрываются смертью.

Следовательно, условием подлинной, а не только относительной разумности

жизни является не только, чтобы она разумно осуществляла какие-либо цели, но

чтобы и самые цели эти, в свою очередь, были разумны.

Но что значит "разумная цель?" Средство разумно, когда оно ведет к

цели. Но цель - если она есть подлинная, последняя цель, а не только

средство для чего-либо иного -уже ни к чему не ведет, и потому не может

расцениваться с точки зрения своей целесообразности. Она должна быть разумна