Смекни!
smekni.com

Нормативная система международного права (стр. 5 из 7)

Показателем диспозитивности норм большинства международных соглашений является наличие статей, предоставляющих право участникам таких соглашений вносить в них поправки по взаимному согласию либо делать оговорки к соответствующим статьям при ратификации или присоединении к ним, а также отсутствие положений, запрещающих такие действия.

Преобладание диспозитивных норм в нормативной системе международного права обусловлено координационно-согласительным характером процесса нормотворчества в международном праве, единственно возможным при регулировании сотрудничества между государствами.

2.6 Материальные и процессуальные нормы

В зависимости от содержания норм международного права и их функций их можно разделить на материальные нормы и процессуальные.

В материальных нормах воплощается содержание международного соглашения, они устанавливают права и обязанности субъектов и входят в основную часть международного договора.

Процессуальные нормы, хотя и относятся к нормам вторичного порядка, играют первостепенную роль в обеспечении и функционировании материальных норм, регламентируя механизм разработки материальных норм, их временную и пространственную сферы действия, порядок их изменения и прекращения и механизм обеспечения их выполнения взаимодействующими субъектами. Содержательно и структурно процессуальные нормы могут быть весьма широкими, представляя комплекс норм, регулирующих весь процесс правотворчества, начиная от разработки норм и кончая их реализацией, либо его отдельный этап (например, механизм обеспечения норм). В таком случае процессуальные нормы определяют содержание международного договора, аналогично материальным нормам, а самому договору придает процессуальный характер. К числу таких относятся: Венские конвенции 1969 г. и 1986 г., регламентирующие порядок разработки, исполнения и прекращения действия договоров; Конвенция об ответственности за ущерб, причиненный космическими объектами 1972 г., устанавливающая виды и формы ответственности государств и международных организаций при причинении ущерба их космическими объектами другим государствам; Римский статут Международного уголовного суда 1998 г., регулирующий порядок формирования, компетенцию Суда, процедуру судебного разбирательства и обладающего юрисдикцией в отношении физических лиц, совершивших международные преступления.

Большой массив процессуальных норм составляют нормы, содержащиеся в документах международных организаций, регулирующих статус органов международных организаций, обладающих компетенцией в нормотворческой и правоприменительной сфере деятельности международной организации, обеспечивая ее функционирование как субъекта международного права. Однако большинство процессуальных норм имеет более узкое применение и сферу действия. Они закрепляются в нескольких заключительных статьях международного договора и регулируют вопросы, связанные со сроком действия договора, вступления его в силу, процедурой присоединения и денонсации договора. Целевая направленность процессуальных норм на регулирование процесса правотворчества и правоприменения определила их специфику. По сравнению с материальными нормами они отличаются высокой степенью диспозитивности, что объясняется схожестью их объекта регулирования с национальным правом, в компетенцию которого также входит регламентация процедуры разработки и особенно реализации норм международного права. Поэтому процессуальные нормы регулируют процесс нормотворчества лишь в общей форме, определяя условия, основные этапы, предлагая на выбор государствам перечень форм признания юридической силы договорных норм, способы разрешения споров, касающиеся их применения и толкования, виды и формы ответственности при их нарушении. Государство, руководствуясь указанными нормами, конкретизирует их содержание в национальном законодательстве (например, Закон Республики Беларусь от 23 июля 2008 г. № 421-3 «О международных договорах Республики Беларусь») либо заключает договоры, устанавливающие конкретные формы ответственности за нарушение норм международного права (мирные договоры 1947 г.). Взаимозависимость процессуальных норм международного и внутреннего права подчеркивается в Венской конвенции о праве международных договоров 1969 г., согласно которой государство может признать недействительным международный договор, если «его согласие на обязательность для него или иного положения его внутреннего права касается компетенции заключения договора» (ст. 46).

Специфика проявляется и в режиме ответственности за несоблюдение процессуальных норм. Если нарушение материальных норм, особенно относящихся к категории международных преступлений, влечет применение санкций (принудительных мер) к государству-нарушителю вплоть до привлечения к уголовной ответственности физических лиц — исполнителей таких преступлений, то нарушение процессуальных норм согласно Венской конвенции о праве международных договоров 1969 г. дает право заинтересованной стороне оспаривать действительность международного договора, например, если он заключен представителем государства, не имеющим таких полномочий (ст. 8).

Кроме того, к особенностям процессуальных норм относится их определяющее влияние на эффективность функционирования международного права. Поэтому усиление роли международного права как регулятора современных международных отношений сопровождается активной кодификацией процессуального права, осуществляемой как в рамках региональных, универсальных международных организаций, так и на международных конференциях. Примерами могут служить: Конвенция по примирению и арбитражу в рамках СБСЕ 1992 г., Соглашение о правовом статусе должностных лиц и сотрудников органов Содружества Независимых Государств 2003 г., Римский статут Международного уголовного суда 1998 г. Вопросы процессуального характера находятся в центре внимания КМП ООН, завершившей в 2001 г. работу над Проектом статей об ответственности государств, в 2002 г. над Проектом статей о международной ответственности за трансграничный ущерб при правомерной деятельности.

Активная разработка процессуальных норм является хорошей юридической основой для формирования новой отрасли международного права - международного процессуального права.

В доктрине международного права получает признание классификация материальных и процессуальных норм в зависимости от функций, которые они выполняют. В рамках материальных норм выделяются определительные, компенсационные и охранительные нормы.

К определительным нормам относятся нормы, либо устанавливающие модели поведения, являющиеся основополагающими для всех субъектов международного права в любой сфере сотрудничества, либо регулирующие поведение субъектов в конкретной сфере сотрудничества. Исходя из общей характеристики определительных норм можно сделать вывод, что, во- первых, к ним относится абсолютное большинство материальных норм; во-вторых, важнейшую их категорию составляют принципы международного права как основные, так и отраслевые, являющиеся базовыми в конкретной сфере сотрудничества (например, принцип свободы открытого моря в международном морском праве).

Компенсационные нормы - это нормы, устанавливающие обязанность субъекта международного права возместить материальный ущерб, нанесенный применяемым им источником повышенной опасности другому субъекту. Такие нормы закреплены в Конвенции о международной ответственности за ущерб, причиненный космическими объектами 1972 г.; Венской конвенции о гражданской ответственности за ядерный ущерб 1963 г., причиненный в результате аварии на атомной станции либо транспортировкой ядерного топлива.

Охранительные нормы регулируют режим ответственности субъектов международного права в результате нарушения ими международных обязательств, вытекающих из договоров или обычных норм международного права. Такие нормы в общей форме закреплены в таких универсальных конвенциях, как: Конвенция ООН по морскому праву 1982 г. (ст. 235); 4-я Гаагская конвенция о законах и обычаях сухопутной войны 1907 г. (ст. 3). Они составляют содержание Проекта статей об ответственности государств за международно-противоправные деяния, подготовленного КМП ООН в 2001 г. Охранительные нормы в отличие от определительных и компенсационных имеют вспомогательный характер, так как вступают в действие только при нарушении первых. В то же время направленность на охрану международного правопорядка подчеркивает их значимость в системе международно-правового регулирования.

Классификация материальных норм

В зависимости от организационно-целевой направленности материальных норм их можно разделить на:

- запретительные;

- обязывающие;

- уполномочивающие;

- программные;

- оперативные.

Запретительный, обязывающий либо уполномочивающий характер свойствен определительным нормам. Запретительные нормы содержатся, например, в принципах неприменения силы и угрозы силой и невмешательства во внутренние дела других государств, что следует из трактовки этих принципов Декларацией о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН 1970 г. (далее - Декларация о принципах международного права). Так, относительно принципов неприменения силы и угрозы силой указывается, что «они никогда не должны применяться в качестве средств урегулирования международных споров». Содержание принципа невмешательства раскрывается следующим образом «ни одно государство или группа государств не имеет права вмешиваться прямо или косвенно по какой бы то ни было причине во внутренние или внешние дела другого государства».

Термин «запрет» непосредственно используется в Женевских конвенциях о защите жертв вооруженных конфликтов 1949 г., базирующихся на принципе гуманности - отраслевом принципе международного гуманитарного права. Так, ст. 3, идентичная по содержанию во всех четырех Женевских конвенциях, устанавливает: «...запрещается и всегда и всюду будут запрещаться следующие действия: