Смекни!
smekni.com

Роль организатора в совершении преступления (стр. 4 из 6)

3аконодатель выделяет четыре вида организационной деятельности: а) организацию совершения преступления; б) руководство совершением преступления; в) создание организованной группы или преступного сообщества (преступной организации); г) руководство организованной группой или преступным сообществом.Первый и частично третий вид характеризуют этап подготовки к совершению преступления. При пресечении деятельности организатора на этом этапе содеянное образует приготовление к преступлению. Организационные действия здесь могут выражаться в подборе соучастников, разработке планов, выборе объекта преступления, приискании орудий и средств совершения преступления, совершении действий по сплочению соучастников и т. д.

Наиболее опасной является фигура организатора, который создает организованные группы или преступные сообщества либо руководит ими. Такие группы являются уголовно-правовыми формами проявления организованной преступности и занимаются совершением, как правило, тяжких и особо тяжких преступлений (убийств, разбоев, вымогательств, незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ, оружия и боеприпасов и т.п.). Законодатель учитывает повышенную общественную опасность названных форм организаторской деятельности и предусматривает в Особенной части УК РФ 1996 г. ряд преступлений (ст. 208,209, 210), в которых сам факт организации формирования, банды или сообщества уже образует оконченное преступление[18].

Для того чтобы «вести людей», надо обладать определенными качествами, личными особенностями, не последнее место среди которых занимает уверенность в себе, в своих силах, в своем праве на лидерство, в праве предъявлять требования к другим, в умении и желании при необходимости предъявлять эти требования от имени дела, коллектива или от своего имени. Безусловно, что организаторы преступлений, как правило, обладают такими качествами в полной мере[19].

Изучения позволили выявить многие типичные для них черты: организационные способности, высокие волевые качества, толерантность (устойчивость), аналитический ум, хладнокровие и другие. Это позволяет им контролировать обстановку и управлять группировкой. Хладнокровие и расчетливость, исключающие импульсивность поведения организатора, - это является одной из причин того, что его редко можно привлечь к наказанию за совершение преступления.

2.2 Роль организатора в совершении преступления

Представляется, что желание активно воздействовать на сознание и волю исполнителей преступления при всех условиях характерно для деятельности организатора преступления. Практически невозможно организовать преступление или руководить его совершением, не добиваясь определенного поведения исполнителей, не ставя перед ними конкретных целей, не указывая пути и средства их достижения. Совершенно справедливо по этому поводу указывалось, что создать преступное сообщество или организовать совершение конкретного преступления и руководить им можно только в том случае, когда лицо желает этого, когда все помыслы и воля субъекта направлены на достижение определенной антисоциальной роли. Желание активно воздействовать на сознание и волю исполнителя и других соучастников является характерной чертой содержания умысла организатора. Следовательно, он всегда действует с прямым умыслом[20]. Наконец, организация преступления может быть выполнена только путем активных действий.

Организатор выполняет организаторские функции, которые может осуществлять и в ходе подстрекательства, и при исполнении преступления, и при пособничестве. Он может выступать в нескольких ролях одновременно.
В судебной практике имеются случаи, когда действия организатора необоснованно квалифицируются как соисполнительство.

Руководство совершением преступления состоит в координации действий соучастников (исполнителя, пособника) в процессе преступного посягательства лицом, которое не принимает в нем непосредственного участия. Такого рода организаторская деятельность может, например, состоять в корректировке действий исполнителя в связи с возникновением непредвиденных обстоятельств, установлении последовательности действий соисполнителей, распределении обязанностей между ними и пособниками, информировании соучастников о необходимости приостановления или прекращения преступных действий из-за опасности пресечения преступления. Как правило, организатор при этом находится на месте совершения преступления, но вполне допустимо, что действиями соучастников он руководит из другого места с помощью телефонной или радиосвязи, обеспечивая себе тем самым алиби[21].

В случае если координатором действий исполнителя (соисполнителей) выступает лицо, которое вместе с ним принимает непосредственное участие в выполнении (даже частичном) объективной стороны преступления, то оно признается соисполнителем. Особенно важно учитывать это обстоятельство по много эпизодным делам, когда в одном случае лицо выполняет «чисто» организаторские функции, а в другом - совмещает их с выполнением объективной стороны конкретного преступления.

Именно такая ситуация сложилась по делу К. и других, рассмотренному Измайловским районным судом г. Москвы. По его приговору К. был осужден за похищение человека, совершенное неоднократно, по предварительному сговору группой лиц и вымогательство. Установлено, что в феврале 1996 г. К. вступил в сговор с двумя сообщниками и направил их в г. Мценск Орловской области, где по его поручению они похитили В. и доставили в Москву. Потерпевшего они держали в разных местах и, угрожая расправой, требовали выкуп. Лично К. в этом участия не принимал, а только руководил действиями соучастников. Затем, в марте 1996 г., К. и те же его соучастники по предварительному сговору, угрожая физической расправой, из квартиры В. в Москве похитили сестру его сожительницы, насильно перевозили ее из одного района города в другой, били и требовали выкуп. По протесту заместителя Председателя Верховного Суда РФ Президиум Московского городского суда изменил квалификацию действий К., с учетом того, что он лично в событиях, связанных с похищением в феврале 1996 г., участия не принимал, а выполнял сугубо организаторскую функцию, руководя похищением В. и последующими действиями соучастников. При таких обстоятельствах квалификация действий К. по данному эпизоду изменена с вменением ему ч.3 ст.33 и п. «а», «3» Ч.2 ст.126 УК РФ.

Организаторская роль соисполнителя непременно должна находить отражение в материалах уголовного дела, так как это имеет важное значение для индивидуализации наказания.

Безусловно, что организатор - главная фигура организованной группы. С позиций социальной психологии это ее лидер. Лидер - это такой член малой группы, который выдвигается в результате взаимодействия ее членов или организует вокруг себя группу, при соответствии его норм и ценностных ориентаций с групповыми, и способствует организации и управлению этой группой при достижении групповых целей. Лидер ведет группу, стимулирует достижение группой ее целей, организует, планирует и управляет деятельностью группы, проявляя при этом более высокий, чем все остальные члены группы, уровень участия и влияния, то есть уровень активности. В литературе выделяют организаторскую, информационную, стратегическую, нормативно-ценностную и дисциплинарную функции лидера [22].
Деятельность организатора может быть "многогранной". Организатор не только осведомлен о том, что будет совершено преступление, и склоняет исполнителя к его совершению или сам участвует в нем, но и организует преступление. Деятельность организатора может характеризоваться признаками, присущими всем участникам: исполнителю, подстрекателю и пособнику. Может случиться так, что организатор является инициатором преступления, готовит его совершение, участвует в нем и скрывает следы преступления[23]. С учетом сложности оценки латентных для следствия и суда взаимоотношений участников организованной группы, сообщества по большинству таких дел, по предложению О.Д. Ситковской, целесообразно проведение судебно-психологической экспертизы[24].

На разрешение экспертов в этих случаях могут быть поставлены следующие вопросы: выявление подлинного лидера, оценка психологической мотивации вхождения в группу, наличие или отсутствие существенных ограничений свободы воли при этом, личностные особенности, влияющие на принятие и реализацию поведенческих решений, соответствие вербальных утверждений о собственной роли (и роли других ее членов) в конкретном преступном эпизоде интеллектуально-волевым и характерологическим особенностям .

2.3 Основание и особенности ответственности организатора преступления

Еще в глубокой древности на ответственность смотрели двояко: с одной стороны, как на внешнее наложение воли общества на волю индивида, с другой - как на осознание индивидом своей роли в цепи явлений и влияния на их развитие.

В классической школе уголовного права учение об основании уголовной ответственности покоится на философском учении об основаниях социальной ответственности человека за свои поступки. Согласно этому учению ответственность (любую) следует возлагать только тогда, когда у субъекта была свобода выбора поведения, то есть он мог поступить в соответствии с требованиями закона, но игнорировал эту возможность[25].

Основанием ответственности является вина лица в широком смысле, понимаемая как совокупность обстоятельств, отрицательно оцениваемых судом и требующих привлечения лица к уголовной ответственности.[26] Некоторые авторы считают основанием ответственности само по себе совершение преступления как юридический факт. В числе других оснований называются общественная опасность деяния, общественная опасность совершившего его лица.