Смекни!
smekni.com

Чацкий - комический или трагический герой

Чацкий - комический или трагический герой

Грибоедов сказал: «В моей комедии 25 глупцов на одного здравомыслящего человека». С момента появления главного героя завязался его конфликт с этими 25 глупцами. Все действие комедии расположено между двумя «точками» - приезда и отъезда Чацкого. Но есть еще и предыстория действия, связанная с периодом, предшествовавшим его первому отъезду. Постепенно всплывают воспоминания о прежних взаимоотношениях Чацкого и Софьи. Софья вспоминает о нем в разговоре с Лизой буквально перед самым его появлением. Однако характеристика, данная Софьей, скорее, похожа на легкий шарж, свидетельствующий о том. что Софье Чацкий не очень понятен.

Чацкий же стремится в Москву, чтобы вновь встретиться с Софьей, которая из девочки-подростка за это время превратилась в невесту: «Спешил!., летел! дрожал! вот счастье, думал, близко…» Что же его ожидает в Москве? Фамусов потихоньку готовит сватовство дочери, выбрав ей в женихи молодого и богатого полковника Скалозуба. Софья же хочет по-своему устроить свою судьбу и пытается внушить отцу мысль о возможности счастья с «милым человеком», который «и вкрадчив, и умен, но робок…».

И вот в эту постепенно развивающуюся интригу неожиданно попадает Чацкий со своей любовью и взглядами, непригодными в данной среде. Его появление еще больше обостряет и усложняет сложившуюся ситуацию. «Зачем сюда Бог Чацкого принес!» - с досадой думает Софья.

Чацкого можно воспринимать по-разному. С одной стороны, это человек незаурядного ума, смелый, честный и искренний. В его спорах с Фамусовым, в его критических суждениях вырисовывается облик человека, способного трезво и независимо мыслить. Он видит пороки и противоречия общества, в котором живет, и хочет бороться с ними. Он борется пока только словом, но уже недалек тот день - 14 декабря 1825 года, — когда люди с такими же взглядами выйдут па Сенатскую площадь.

С другой стороны, Чацкий может показаться чересчур болтливым, самоуверенным и язвительным. Его также обвиняют в том, что он впустую тратит энергию на свои обличительные монологи. Вот что написал А. С. Пушкин о Чацком: «Все, что он говорит, очень умно. Но кому говорит он все это? … Это непроститсльно. Первым признак умного человека с первого взгляда знать, с кем имеешь дело не метать бисера перед репетиловыми и т. и Добролюбов при всей своей ненависти к «самодержавно-крепостнической среде» не все принимает всерьез Чацкого-обличителя «Грибоедов как будто имел в виду русских сатириков, изображая Чацкого». Наверное, кому-то Чацкий может показаться комическим героем. Возможно, комический оттенок появляется также благодаря остроумным репликам Чацкого. Но мне кажется, что это скорее связано с жанром произведения, нежели с желанием автора выставить Чацкого в комическом свете. Кроме того, он не более комичен, чем все остальные персонажи.

Чацкий во всем противоположен типичным представителям фамусовского общества Если Молчалин, Фамусов, Скалозуб и им подобные видят смысл жизни в своем благоплучии, то Чацкий мечтает о бескорыстном служении Отчизне. В то же время он презирает слепое чинопочитание, угодничество. «Служить бы рад, прислуживаться тошно», — эта фраза, ставшая крылатой, как нельзя лучше характеризует Чацкого. Он резко критикует общество, повязшее в лицемерии, убожестве и разврате. С горечью Чацкий говорит:

Где, укажите нам, отечества отцы,

Которых мы должны принять за образцы

Не эти ли, грабительством богаты?

Чацкий понимает, что этим людям глубоко безразличны судьбы Родины и народа. Их мракобесие также не знает границ. Об этом красноречиво свидетельствуют реплики Фамусова: «забрать все книги бы да сжечь», и «ученость - вот причина», что «безумных развелось людей, и дел. и мнений». Чацкий ценит людей, обладающих умом, «алчущих познаний», и увлеченных искусством «творческим, высоким и прекрасным».

Чацкий восстает против общества фамусовых, скалозубов, молчаливых.

Трагичен конфликт молодого героя со средой, где на гонение обречены любовь, дружба и всякое сильное чувство, всякая живая мысль. Но его протест еще слишком слаб, чтобы поколебать устои этого общества. Его объявляют сумасшедшим, от него отворачиваются.

Конечно, Чацкий - герой трагический. Причем значительная доля этой трагичности заключается в его одиночестве. У Чацкого нет единомышленников. Хотя нет! Один все-таки есть - это сам Грибоедов. Образ Софьи - первый в русской литературе образ думающей и чувствующей женщины

Еще В. Г. Белинский почувствовал в Софье «какую-то энергию характера» и удивился тому, что она, «не дорожа ничьим мнением», ведет себя «не по расчету, а напротив, уж слишком по нерасчету».

Простодушие и доверчивость Софьи особенно проявляются в том, как она воспринимает «ухаживания» Молчалина:

…и руку к сердцу жмет,

Из глубины души вздохнет,

Ни слова вольного, и так вся ночь проходит…

Софья увлекается чтением французских романов. Романы не могли не повлиять на ее представление о том, каким должен быть любимый и любящий человек. Софья очень чувствительна, и даже бедность Молчалина она расценивает как его достоинство: «Но робок… Знаете, кто в бедности рожден…» Что уж говорить о других «совершенствах» Молчалина! Софье не нужны от него ни страсть, ни пылкость. Она не отрицает, что

Конечно, пет в нем этого ума,

Что гений для иных, а для иных - чума,

Который скор, блестящ и скоро опротивит,

Который свет ругает наповал,

Чтоб свет об нем хоть что-нибудь сказал.

Чацкий недоумевает: «…Какою ворожбой сумел к ней в сердце влезть?» И правда, какою? В чем причина такой самоотверженной и бескорыстной любви к этому «жалкому созданью» Молчалину? Неужели только в чтении романов? Я думаю, что тут, скорее всего, сыграло роль одиночество Софьи. Нельзя забывать, что ей семнадцать лет, что уже три года она считает себя покинутой другом детства (Чацкий как будто забывает, что и он отчасти виноват в выборе Софьи). У нее нет матери (вместо матери отец «сумел ей принанять в мадам Розье вторую мать», но та «лишних в год пятьсот рублей сманить себя другими допустила»).

Кроме того, нужно помнить о том, кто ее отец. Будь он умным, добрым, чутким, понимающим, - вряд ли бы Софья получила такую душевную травму. И вот, в утешение себе, она и придумала своего Молчалина. Несмотря на природную живость, остроумие, своенравие, в ней постепенно накапливается какая-то душевная усталость. «Вы знаете, что я собой не дорожу». — говорит она Молчалину в финальной сцене. Молчалин, очевидно, знает. Скорее всего, он знает о ней многое из того, что она хранит в тайне от всех.

Ее возлюбленный оказался молчаливым, и она смогла заполнить это молчание своими фантазиями. Это приводит к тому, что Софья начинает строить свой образ Молчалина в подсознательном споре с Чацким. Она с особенным энтузиазмом начинает возвеличивать в нем те черты, которые особенно ненавистны Чацкому. Получается, что ей нравится в Молчалине все, чего нет в Чацком: «Кого люблю я, не таков». «Враг дерзости, всегда застенчивый, несмелый», «Конечно, нет в нем этого ума, что гений для иных, а для иных чума». И у Чацкого появляется догадка на этот счет:

Быть может, качеств ваших тьму,

Любуясь им, вы придали ему…

Анализируя диалоги Софьи и Чацкого, удивляешься - неужели они когда-то были дружны? На самом же деле они в чем-то очень похожи. И Софья, и Чацкий одарены природой: они по-своему искренни и бескомпромиссны, у них обоих цельные натуры, и каждый имеет четкую жизненную позицию. Они оба - максималисты, и это проявляется в их отношении к «фамусовской Москве». Но, в отличие от Чацкого, для Софьи эта Москва - родной дом. Она не судит «фамусовскую Москву», а напротив, видит во всем одно только добро. Она ищет в людях хорошее и, несмотря на свою наблюдательность, остается слепа ко злу.

Софья - натура чистая и светлая. О Софье можно сказать, что она - истинная христианка: с такой мудростью она прощает несовершенство каждого. Софья выбирает «бедного, но безгрешного» Молчалина и не глядит в сторону «золотого мешка» Скалозуба, который «метит в генералы». В Софье также очень развито чувство справедливости. Она восстает против стремления Чацкого оскорбит!) и унизить любимых ею людей:

А, Чацкий! Любите вы всех в шутов рядить,

Угодно ль на себя примерить?..

Мне кажется, что обвинять Софью в чем бы то ни было - значит уподобляться Чацкому, готовому сулить всех и вся. Мне хочется верить, что ни тайна, которую Софья так долго хранила, ни ее позор никогда не станут известны в обществе. И тогда у нее появится шанс в будущем стать счастливой, создать семью, о которой она так мечтала, и никогда не испытывать мучительного чувства одиночества.