Смекни!
smekni.com

Анализ вопросов уголовно правового регулирования медицинской деятельности (стр. 8 из 15)

Таким образом, под должностным лицом в сфере медицинской деятельности следует понимать лицо, обладающее властными полномочиями в сфере медицинской деятельности, осуществляющее организационно – распорядительные и административно-хозяйственные функции в органах управления здравоохранением, лечебно-профилактических, санаторно-гигиенических и других учреждениях государственной и муниципальной систем здравоохранения.[50]

Довольно часто указанные лица, как и преподаватели вузов и других учебных заведений, просто выполняют свои профессиональные функции и обязанности по работе, осуществляя лечение граждан, и они не являются должностными лицами, так как не обладают дополнительными признаками специального субъекта. Общим основанием для признания тех или иных лиц должностными следует считать характер выполняемых ими функций. Одни и те же категории работников по характеру и содержанию деятельности могут выполнять и функции, связанные с административно - хозяйственными либо организационно – распорядительными обязанностями, и функции профессиональные. Поэтому решающим признаком в этих случаях будет установление того, выполняло ли данное лицо в конкретном случае должностные или профессиональные функции[51].

Вместе с тем в случаях, когда врач является должностным лицом (заведующий отделением, главврач госпиталя, больницы, поликлиники, санатория, какого-либо лечебного центра и иного медицинского учреждения), он признается специальным субъектом должностного преступления. Должностными лицами также признаются врачи, состоящие членами военно-врачебных комиссий или ВТЭК и исполняющие по приказу или распоряжению временно функции должностного лица, предусмотренные в примечании 1 к ст. 285 УК РФ, в частности организационно-распорядительные или административно-хозяйственные. Следовательно, при совершении этой категорией лиц должностных преступлений, даже при осуществлении ими своих профессиональных обязанностей, они признаются специальными субъектами данных общественно опасных деяний[52].

Прежде всего к данному виду преступлений относится ст. 285 УК РФ « злоупотребление должностными полномочиями».

Злоупотребление – это использование должностным лицом своих служебных полномочий вопреки интересам службы, если это деяние совершено с корыстной целью или любой личной заинтересованностью и повлекло существенное нарушение прав и законных интересов граждан, организаций, общества или государства.

Определение должностного лица было дано выше. Среди медработников должностными лицами являются руководители отделов здравоохранения (аптекоуправления) и их заместители, а также руководители отделов этих органов, главные врачи и их заместители, заведующие отделениями, аптеками, главные и старшие медсестры. Рядовые врачи и медсестры не являются должностными лицами и поэтому не могут быть субъектами должностных преступлений, кроме тех случаев, когда врач является дежурным, а также когда он совершает по службе такие действия, как составление и выдача листков временной нетрудоспособности, документов об инвалидности, справок, дающих право на льготы или освобождения (например, от воинской обязанности), а также принимает решение о госпитализации, направлении на санаторно-курортное лечение.

Распорядительно – организационные функции могут, например, выражаться в действиях дежурного врача, использовавшего временно возложенные обязанности, чтобы выписать неугодного больного или из корыстных побуждений положить в элитную палату знакомого. Административно-хозяйственные функции учреждения здравоохранения могут заключаться в не должном хранении, несоблюдении порядка учета и отпуска лекарств и других материальных ценностей, в отсутствии контроля за ведением документов либо в бездействии вопреки интересам пациентов.

Данное преступление совершается умышленно, виновный осознает, что использует свое должностное положение вопреки интересам службы, т.е. своими действиями он нарушает установленные обязанности, нанося существенный вред государственным, общественным и интересам граждан и желает поступить таким образом. Мотивы должностных преступлений могут быть различными – корыстными, выражающими иную личную заинтересованность и т.д. Но если, например, установлено, что при злоупотреблении должностными полномочиями отсутствуют корыстные мотивы и иная личная заинтересованность, то уголовная ответственность исключается, а причиненный материальный ущерб взыскивается в гражданском порядке[53].

Данная категория уголовных дел достаточно распространенная среди врачей. Так, например, в Амурской области, в Бурейском районе направлено в суд уголовное дело в отношении заведующей терапевтическим отделением районной больницы, оформившей фиктивный больничный другому подследственному. Установлено, что заведующая терапевтическим отделением Бурейской центральной районной больницы, злоупотребляя должностными полномочиями, оформила руководителю коммунального предприятия пребывание на стационарном лечении в её отделении с 6 по 31 декабря 2004 года. Кроме авторитета работников здравоохранения подорванным оказался и бюджет предприятия ЖКХ Бурейского района, выплатившего своему директору по фиктивному больничному листу пособие по временной нетрудоспособности более 10 тыс. рулей. Сам директор в это время отдыхал по турпутёвке в Таиланде. За фиктивный больничный завотделением больницы грозит наказание, предусмотренное ст. 285 УК РФ[54].

Статья 286 УК РФ «Превышение должностных полномочий» предусматривает совершение должностным лицом действий, явно выходящих за пределы его полномочий и повлекших существенное нарушение прав и законных интересов граждан, организаций либо охраняемых законом интересов общества и государства.

Данную статью можно хорошо проследить на примере из судебной практики. Так, Петров, являясь начальником медицинского пункта - врачом воинской части, в течение 2002 года, используя свое служебное положение, из корыстной заинтересованности неоднократно лично и через посредников получал взятки за совершение незаконных действий в пользу военнослужащих по призыву. В частности, Петров получил от рядового Г. 500 долларов США, от рядового Ч. и его отца - 25 тыс. руб., от матери рядового М. - 15 тыс. руб., от отца рядового Б. - 1 тыс. долларов США за создание видимости их болезненного состояния и предоставление им фиктивных свидетельств о болезни, на основании которых они признаны негодными к военной службе и уволены из Вооруженных Сил Российской Федерации.

Указанные действия Петрова явно выходили за пределы его полномочий и повлекли существенное нарушение охраняемых законом интересов общества и государства, кроме того, своими действиями Петров способствовал рядовому Ч. в его уклонении от исполнения обязанностей военной службы, поэтому содеянное им суд обоснованно квалифицировал по ст.ст.286 и 290 УК РФ[55].

Особое внимание следует обратить на взяточничество – наиболее опасную группу должностных преступлений. Преступление, предусмотренное ст. 290 УК РФ «Получение взятки», не является профессиональным преступлением и часто встречается среди разного рода чиновников. К ним может относиться и медицинский работник, как должностное лицо, если он постоянно или временно осуществляет эти обязанности. Тем не менее, взятка – преступление, актуальное в здравоохранении, тем более, что некоторые медицинские работники принимают его за вознаграждение за труд, который в нашем государстве обесценен. По мнению известного судебного медика А. П. Громова, врач по характеру своих обязанностей может считаться должностным лицом.

В Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2000 г. «О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе» указано, что субъектом преступления, предусмотренного статьей 290 УК РФ, надлежит признавать, при наличии к тому оснований, и такое должностное лицо, которое хотя и не обладало полномочиями для совершения действия (бездействия) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, но в силу своего должностного положения могло способствовать исполнению такого действия (бездействия) другим должностным лицом либо получило взятку за общее покровительство или попустительство по службе[56].

Под должностным положением, способствующим совершению определенных действий в пользу взяткодателя со стороны указанных должностных лиц, следует, в частности, понимать значимость и авторитет занимаемой должности, нахождение в подчинении иных должностных лиц, в отношении которых осуществляется руководство со стороны взяткополучателя. При этом судам следует иметь в виду, что использование личных отношений, если они не связаны с занимаемой должностью, не может рассматриваться как использование должностного положения.