Смекни!
smekni.com

Конституционно-правовой статус Российского государства (стр. 4 из 7)

В Конституции РФ исповедуется принцип народного суверенитета. «Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ», - говорится в части 1 статьи 3 Конституции РФ. Здесь закреплен принцип единства и неделимости народного суверенитета. Поскольку носителем суверенитета является весь полиэтнический российский народ в целом (а это более 145 млн. человек), а не население, проживающее на территории отдельных субъектов Российской Федерации, и не тот или иной этнос, то действия, совершаемые теми или иными структурами от имени какой-то части народа России (будь то население территории или какой-то этнос), не могут рассматриваться в качестве суверенных акций. Провозглашение государственного суверенитета, не основанного на воле полиэтнического народа Российской Федерации в целом, противоречит основам конституционного строя России.

Часть 2 статьи 3 Конституции РФ устанавливает, что «народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления». Отсюда М.В. Баглай заключает, что «осуществление власти народа происходит в двух формах: 1) непосредственно, 2) через органы государственной власти и органы местного самоуправления». По мнению же Е.И. Колюшина, «установлены три канала осуществления власти народа: непосредственно, через органы государственной власти и через органы местного самоуправления». На наш взгляд, в данном случае речь, по сути дела, идет о том, что народовластие может осуществляться через институты прямой (непосредственной) демократии и институты косвенной (представительной) демократии. Носитель верховной власти, народ, эту власть может осуществлять непосредственно при решении как государственных вопросов федерального и регионального уровней, так и местных вопросов. Вместе с тем, народ вправе осуществлять свою власть через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Но поскольку согласно статье 12 Конституции РФ органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти, то едва ли правильно осуществление власти народа через органы государственной власти и через органы местного самоуправления объединять в одну форму. Скорее всего, здесь налицо две схожие, но тем не менее различные формы косвенного (представительного) народовластия. Таким образом, в рассматриваемом случае более верной представляется точка зрения Е.И. Колюшина: Конституция РФ устанавливает три канала (формы) осуществления народовластия: а) непосредственно, б) через органы государственной власти (федерального или регионального уровней), в) через органы местного самоуправления.[15]

Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы (часть 3 статьи 3 Конституции РФ). Из смысла статьи 32 Конституции РФ вытекает, что право на участие в осуществлении власти в этих формах принадлежит только лицам, являющимся гражданами Российской Федерации. Прямое (непосредственное) народовластие возможно и в других формах, но они в Конституции РФ не указаны. Специалисты же в области теории права и государства, конституционного права указывают, например, на такие формы: всенародное обсуждение законопроектов, институт народной инициативы, собрания избирателей, петиции, индивидуальные и коллективные обращения в органы государственной власти и в органы местного самоуправления.

Последовательное осуществление принципов и норм представительной демократии требует установления республиканской формы правления. Поэтому постсоветская Россия - государство, которое по форме правления является республикой (часть 1 статьи 1 Конституции РФ).

В части 4 статьи 3 Конституции РФ установлена противоправность действий, посягающих на народовластие в России. Никто не может присваивать власть в Российской Федерации. Захват власти или присвоение властных полномочий преследуются по федеральному закону.

Народный суверенитет нельзя противопоставлять правам и свободам человека и гражданина. Эти два института находятся в отношениях единства. Кроме того, народный суверенитет предполагает уважительное отношение к правам и свободам социальных общностей, выделяющихся по определенным признакам, например, по языковым, религиозным, этническим и др.

Социальное государство. Формула «социальное государство» имеет место в конституциях ряда западноевропейских государств (Италия, ФРГ, Франция и др.). Так именуют государство, которое заботится о социально слабо защищенных слоях населения (безработных, нетрудоспособных, инвалидах и др.), стремясь к тому, чтобы свобода и социальная справедливость были одинаково дороги личности, обществу и государству. Этим социальное государство в корне отличается от системы диктатуры пролетариата, социалистического государства, которые пытаются обеспечить всеобщее счастье, социальную справедливость, благополучие трудящимся, отказываясь от свободы, сводя принцип юридического равенства к уравниловке, сковывающей инициативу, активность, предприимчивость.

В Конституции РФ (часть 1 статьи 7) Россия представлена как социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Это достаточно абстрактная формулировка. Но, судя по ключевым понятиям «достойная жизнь» и «свободное развитие человека», заключенным в ней, можно сделать вывод, что здесь речь идет о намерении государства обеспечить гражданам возможность материального благополучия на уровне мировых стандартов, доступа к ценностям культуры, достижениям науки и техники, личной безопасности, умственного, физического, нравственного, эстетического совершенствования.[16]

Этим определяется содержание социальной политики российского государства. В Российской Федерации, согласно ее Конституции (часть 2 статьи 7), охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Разделение властей. В отличие от всех предшествующих конституций советского типа, в ныне действующей реализован классический принцип разделения властей, который характерен для всех современных государств - приверженцев гуманистических и демократических традиций. В статье 10 Конституции РФ прямо записано: «Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны».

Согласно статье 11 Конституции РФ, на общефедеральном уровне государственную власть в Российской Федерации осуществляют Президент, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство Российской Федерации, суды Российской Федерации. В субъектах Российской Федерации государственную власть осуществляют образуемые ими органы государственной власти. Возникающая при этом проблема разграничения предметов ведения и полномочий между общефедеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации должна разрешаться Конституцией РФ, Федеративным и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий.

Федерализм. В понимании федерализма разброс мнений достаточно широкий. Но существует известное единство в том, что федерализм - один из структурообразующих принципов основ конституционного строя постсоветской России. Последовательное проведение этого принципа в жизнь позволяет избежать крайностей, в основе которых - имперские амбиции, тоталитаристские устремления одних политических сил и сепаратизм, национализм других. Позволяя органически сочетать централизацию и децентрализацию, федерализм вместе с тем способствует развитию демократии, широкому вовлечению граждан в процессы принятия решений на всех уровнях государственной власти, управления и самоуправления. Федерализм - это свобода и ответственность, диалог, открытое обсуждение сложных вопросов, а в конфликтных ситуациях - совместный поиск путей к компромиссу.

Согласно статье 1 Конституции РФ, Россия - федеративное государство. Наименования Российская Федерация и Россия равнозначны. Это означает, что государственное устройство в России основано на принципе федерализма.

Российская Федерация состоит из субъектов РФ. Хотя эти субъекты имеют различные названия (республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа), но юридически они являются равноправными. Федеративное устройство России основано на государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, равноправии и самоопределении народов в Российской Федерации (статья 5 Конституции РФ).

Иногда федерализм толкуется излишне широко. В его содержание включают еще культурную автономию и местное самоуправление. Между тем, культурная автономия и местное самоуправление -самостоятельные явления, не находящиеся в тесной связи с федерализмом. При достаточно прочных демократических традициях институты культурной автономии и местного самоуправления могут успешно развиваться и в условиях унитарного государства. Вместе с тем, полноценный федерализм обязательно предполагает установление системы хорошо отлаженных связей и взаимоотношений с институтами культурной автономии и местного самоуправления.