Смекни!
smekni.com

Любить истинно может только вполне созревшая душа 8230 Белинский

Любить истинно может только вполне созревшая душа 8230 Белинский

Кто как не женщина может любить истинно? Думаю, Белинский без труда согласился бы с этим. Любила истинно и Марина Ивановна Цветаева. Предчувствие любви, ожидание ее, расцвет, разочарование в любимом, ревность, боль разлуки — все это звучит в лирике Цветаевой. Любовь у нее принимает любые обличия: может быть тиха, трепетна, благоговейна, нежна, а может быть стихийна, страстна, неистова.

Уже в ранней лирике угадываются интонации главного конфликта ее любовной поэзии: конфликта между землей и небом, между страстью и идеальной любовью.

Юная героиня Цветаевой смотрит на мир широко открытыми глазами, всеми порами впитывая жизнь, открываясь ей. В ранних стихах Марины Ивановны господствуют песенное начало, звонкость и полная свобода поэтического дыхания:

Как правая и левая рука —

Твоя душа моей душе близка.

Мы смежены, блаженно и тепло,

Как правое и левое крыло.

Но вихрь встает — и бездна пролегла

От правого — до левого крыла!

Ревность, неизменная спутница любви и разлуки, тоже не осталась в стороне от цветаевской лирики («Попытка ревности»).

Образ лирической героини в творчестве Цветаевой двоится. С одной стороны — это женщина, полная нежности, ранимая, жаждущая понимания («Неизжитая нежность — душит»), с другой стороны — сильная личность, готовая преодолеть все преграды и противостоять хоть всему миру, отстаивая свое право на любовь и счастье. И тот и другой облик — две стороны одной медали, единое целое, предстающее в разных ипостасях:

Любовь! Любовь! И в судорогах, и в гробе

Насторожусь — прельщусь — смущусь — рванусь.

О, милая! Ни в гробовом сугробе,

Ни в облачном с тобою не прощусь.

Встреча с будущим мужем Сергеем Эфроном перевернула всю жизнь Марины. Они не просто любили, они боготворили друг друга. Вот какие строки Цветаева посвятила своему любимому человеку:

Есть такие голоса,

Что смолкаешь, им не вторя,

Что предвидишь чудеса.

Есть огромные глаза

Цвета моря…

Разлука с любимым, который воевал на стороне белых, а потом пропал без вести, только усиливает чувства Марины:

Нежней и бесповоротней

Никто не глядел вам вслед…

Целую вас через сотни

Разъединяющих лет.

Цветаева в любви бескомпромиссна, ее не устраивает жалость, а только искреннее и большое чувство, в котором можно утонуть, слиться с любимым и забыть об окружающем жестоком и несправедливом мире:

— Мой! — и о каких наградах Рай

— когда в руках, у рта — Жизнь: распахнутая радость

Поздороваться с утра!

К сожалению, радостей выпадало мало, а горя хватило бы на десяток судеб. Цветаевской героине слишком часто приходится постигать «науку расставанья», и не только с любимым человеком, но и с ребенком. Не дожив до своего трехлетия, от голода и болезни умирает вторая дочь Цветаевой и Эфрона, Ирина. Даже невозможно представить себе горе матери, потерявшей своего маленького ребенка:

Светлая — на шейке тоненькой —

Одуванчик на стебле!

Мной еще совсем не понято,

Что дитя мое в земле.

Ее стихи — как сама жизнь; они бывают как безнадежными, так и полными надежды, как мрачными, так и светлыми. Иногда героиня предстает, полная безмятежного счастья и ощущения праздника, всей грудью вдыхающая саму жизнь. В эмиграции, в Праге нашелся муж Цветаевой. И чувства нахлынули вновь.

Но теперь поднялась со всей силой еще одна любовь — любовь к Родине. Но как раз при встрече с Родиной поэтессу настигла жестокая и непоправимая беда:

Ты! Сей руки своей лишусь, — Хоть двух!

Губами подпишусь На плахе: распрь моих земля —

Гордыня, Родина моя!

В 1939 г. Цветаева возвращается в Россию, но жизнь не становится легче. Одиночество (мужа и детей арестовали), тоска, война сломили Марину Ивановну. Она добровольно ушла из жизни.

Тоска по Родине! Давно

Разоблаченная морока!

Мне совершенно все равно —

Где совершенно одинокой…

Жила она сложно и трудно, не знала и не искала покоя. И при всем том она была очень жизнестойким человеком, жадно любила жизнь и, как положено поэту-романтику, предъявляла ей требования громадные, часто непомерные.