Смекни!
smekni.com

Соотношение художественных мотивов в «Маленьких трагедиях» и лирике А.С. Пушкина (стр. 2 из 2)

«Моцарт и Сальери» объемлет, разумеется, не все аспекты пушкинской лирической темы поэта и поэзии, второй по объему после любовной лирики. Мы остановимся лишь на тех аспектах, которые программно отражены в трагедии.

Прежде всего, следует отметить взаимосвязь мотивов любви и поэтического творчества как условие выделения поэта из пиршественного круга. В цикле трагедий эта взаимосвязь преобразуется в преемственность судеб Гуана и Моцарта. Соответственно, И.П. Смирнов прослеживает продолжение этой взаимосвязи. Утрата поэтического дара равнозначна утрате мужской силы («Друг Дельвиг, мой названый брат», «Любовь одна – веселье жизни праздной», «Рифма, звучная подруга»).

Моцарт соотносим с тем типом поэта в лирике Пушкина, который физически соположен всему в природе и откликается на все в ней, как на звук «божественного глагола». Но не как пророк, а «как Аквилон». Отсюда двуединство «бога» и «гуляки праздного», повторяющееся в импровизаторе «Египетских ночей» и герое стихотворения «Поэт».

Поэзия как божественна игра, совмещает для Пушкина, как и для Моцарта, «низкие истины» и «возвышающий обман»: «Я сам обманываться рад», «В глубоком знаньи жизни нет», «Тьмы низких истин нам дороже», «Приправя горькой правдой ложь».

В то же время анализ других аспектов стихотворений «Поэт и толпа», «Поэту», «Ответ анониму» показывает, что просветительская основа скепсиса Сальери («Правды нет и выше») напрямую приводит к байронизму, лежащему в основе отрицания пророческой миссии поэта. «Погасло дневное светило» – переложение песни из «Чайльд–Гарольда» подобно стихотворениям «Мне вас не жаль, года весны моей» и «Раевскому». Именно отсюда мотив разочарования в народах («Свободы сеятель пустынный»), которое внушается демоном отрицания («Демон»).

Пир часто появляется в поэзии Пушкина. Тема пира — это тема дружбы. Друзья, объединенные в веселый круг за праздничным столом, для Пушкина символ братства, соединяющего людей («Вакхическая песня»).

Таким образом, «Маленькие трагедии» выступили не итогом, а узловым пунктом развития ключевых тем лирики Пушкина: воли к власти 538

над бытием; любви; творчества; пира. В драмах эти темы составляют основное содержание эпох новоевропейской истории: соответственно, Средневековья, Ренессанса и Просвещения. Пир выступает сквозным символом трех эпох.

Список литературы

1. Ахматова А.А. О Пушкине. Заметки и статьи. – Ленинград: Советский писатель. Ленинградское отделение, 1977. – 279 с.

2. Белый А.А. Скупой рыцарь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://pushkin.niv.ru/pushkin/articles/belyj/skupoj–rycar.htm.

3. Кузьмина А.Г. Лиризм «Маленьких трагедий» А. С. // Русская поэзия XIX в. и ее отношения с прозой. Межвузовский сборник научных трудов. – 1990. – С. 26.

4. Луначарский А.В. Литературная энциклопедия. Т. 7 [Электронный ресурс]. – Москва: ОГИЗ РСФСР, гос. словарно–энцикл. изд–во «Советская Энциклопедия», 1934. – Режим доступа: http://feb–web.ru/feb/litenc/encyclop/le7/le7–5181.htm.

5. Осповат JI.C. Каменный гость как опыт диалогизации творческого сознания // Пушкин. Исследования и материалы.– 1995. – том XV. – С. 25–26.

6. Пушкин А.С. Маленькие трагедии. – Москва: Фортуна ЭЛ, 2008. – 120 с.

7. Смирнов И.П. Стиходиахронологика. Психоистория русской литературы от романтизма до наших дней. – Москва: Новое литературное обозрение, 1994. – 351 с.