Смекни!
smekni.com

Зарубежные союзы и ассоциации как элемент политической системы (стр. 3 из 4)

2. Профессиональные союзы, религиозные организации

зарубежный союз ассоциация общественная организация

Профессиональные союзы и их лидеры за рубежом могут открыто заявлять о поддержке того или иного кандидата на должность президента, или на другую выборную должность (кандидата в верхнюю палату парламента, в нижнюю палату). Эта поддержка может выражаться в призыве к своим членам голосовать за того или иного кандидата, поддержка может выражаться в виде денежных перечислений на избирательный счет того или иного кандидата. Естественно, поддерживая того или иного кандидата, союзы и ассоциации ждут каких–то ответных шагов. Такие отношения могут даже регулироваться правовыми актами. Например, в некоторых случаях заключаются договоры, или пишутся протоколы, согласно которым профессиональный союз морально или материально поддерживает кандидата или партию, который (которая), в свою очередь, в случае избрания, обещает поддерживать или не поддерживать некий проект, или внести поправки в законопроект в пользу этих граждан. На первый взгляд это кажется какой–то не совсем нормальной сделкой, а с другой стороны, это вполне допустимые отношения, при которых люди не прячут свои интересы, а открыто их выражают. И даже материальная поддержка оформляется вполне законно, когда деньги с одного счета переводятся на другой и используются вполне по назначению. То есть, кандидат, которого поддерживают союзы и ассоциации, может расходовать эти деньги на печатание плакатов, выступления по телевидению и т.д. Данные вопросы регулируются специальным законодательством.

Некоторые общественные организации могут входить в политические партии в качестве коллективных членов. Например, в лейбористскую партию Великобритании, помимо индивидуальных членов, входят еще десятки коллективных членов – различные профессиональные союзы и другие общественные организации. Таким образом, общественные организации вовлекают своих членов в политику. Членство в профсоюзах необязательно, и человек, зная о политической ориентации профсоюза, может и не вступать в этот профсоюз, а выбрать какой–то другой. Иначе говоря, можно не участвовать в политике непосредственно (не вступать в партию, не ходить на собрания и т.д.), а делать это опосредованно через свой профсоюз. Зная ориентацию своего профсоюза, поддерживая его основные идеи, человек, естественно, поддерживает тем самым политику той партии, коллективным членом которой является его профсоюз.

Упоминается такой способ участия союзов и ассоциаций в политической жизни, как идеологическое воздействие на граждан. Та или иная общественная организация, кроме главных целей и задач, имеет также свои предпочтения, политические приоритеты, о которых может заявлять в своих изданиях (газетах, бюллетенях). Таким образом, она влияет на политическую жизнь государства, на политический выбор граждан, которые являются членами это общественной организации или просто следят за политикой.

В некоторых случаях государство прямо заинтересовано в деятельности ряда общественных организаций. В ряде высокоразвитых стран эти общественные организации поддерживаются государством, могут даже создаваться некоторые координационные структуры для связи с общественными организациями. Например, 1983 году во Французской республике был создан Национальный совет ассоциативной жизни, который выступал в качестве связующего звена в отношениях между общественными организациями и государственными органами. Этот совет мог обращаться к правительству с определенными рекомендациями по поводу развития общественной жизни.

В странах, ориентированных на более активное социальное регулирование, или в странах так называемого «реального социализма», были специальные структуры, которые создавали общественные организации и поддерживали их. Это особое свойство «социально–ориентированных» государств, поскольку они использовали и используют общественные структуры в своих государственных целях. Поскольку эти общественные организации создаются государством, то они как бы вспомогательные структуры государства, и говорить об их самостоятельности можно с определенной долей условности. Это как бы полугосударственные–полуобщественные структуры. Они особенно характерны для КНДР, Кубы, Вьетнама, Лаоса, ряда африканских стран.

В некоторых случаях общественные организации, не будучи созданы государством, являясь самостоятельными структурами, все–таки выступают в качестве организации по помощи государственным органам, по дополнению их. Они сами (или по просьбе государственных органов) берут на себя функции помощи государству. Такие структуры, например, помогают государству собирать налоги, разъяснять необходимость неких важных мероприятий (борьбу за гигиену, необходимость прививок), участвуют в организации избирательных кампаний. Мы полагаем, что в данном случае нельзя упрекать государство в том, что оно воздействует на общественные структуры. Здесь, наоборот, общественные структуры «снизу» стараются помочь государству. В этом случае их задача и статус по–настоящему добровольный и общественный.

В тоталитарных государствах общественные организации часто выступают в роли ширмы, маскирующие недемократическую сущность данных государств. В таких условиях общественные организации являются фиктивными общественными организациями. В Румынии во времена диктатора Чаушеску его родственники этого возглавляли все общественные организации, существовавшие в стране (супруга возглавляла женскую организацию, сын – молодежную, брат – организацию содействия армии, авиации и флоту и т.д.). В таких условиях, когда существует тоталитарное государство, деятельность общественных организаций нереальна и фиктивна. Они выполняют функцию прикрытия.

Естественно, если в стране действует несколько сот или даже тысяч общественных союзов и ассоциаций, то в политической жизни участвуют далеко не все, лишь десятки. Если это Общество любителей животных, Общество помощи разведенным мужьям, Национальная ассоциация помощи толстым американцам и т.д., то эти люди заботятся, прежде всего, о самопомощи, об обмене опытом, о моральной поддержке и т.д.

Следует упомянуть об опосредованном влиянии таких организаций на политику. В чем его суть? Любой публичный политик – кандидат в президенты, депутат парламента и т.д. – обязательно учитывает интересы разных групп и слоев общества, а учитывать эти интересы проще всего, знакомясь с оформленными интересами, пожеланиями тех или иных групп населения. Союзы и ассоциации очень часто занимаются тем, что заявляют свои претензии к обществу, государству, согражданам, формулируют свои пожелания, в своих журналах, листовках, бюллетенях. Любой серьезный кандидат и его команда изучают эти пожелания и претензии, не дожидаясь прямого обращения к ним. В свои речи они стараются включить призывы к разным группам. Например, кандидат на выборную должность в США обязательно в свои выступления включит прямое или косвенное обращение к небелым избирателям, упомянет интересы женщин, подростков. Если в данном районе проживают избиратели латиноамериканского происхождения, то будут упомянуты и они.

В последнее время стало модно упоминать интересы сексуальных меньшинств. Например, президент Клинтон в свою первую избирательную кампанию неоднократно заявлял, что он поддержит права гомосексуалистов, к примеру, их право служить в американской (профессиональной) армии. Следовательно, союзы и ассоциации влияют на политический процесс уже самим фактом своего существования. Они влияют потому, что, желая добиться голосов избирателей, политики обращаются к избирателю не просто как к усредненной единице, а как к члену какой–то социальной группы: в зависимости от пола, возраста, увлечений, денежных доходов. А поскольку западное общество очень структурировано, каждый избиратель относит себя к той или иной группе (он входит в тот или иной союз), то он небезразличен к тому, что ему, как члену группы, говорят, и зачастую он сам выражает свои мысли от имени своей группы, своего союза. Поэтому, союзы и ассоциации – очень реальный и мощный рычаг воздействия на политику.

Религиозные конфессии и общины, которые представляют собой отделения крупнейших мировых религий (христианство, ислам, буддизм, иудаизм) – мощный фактор влияния на сознание людей, на их поведение, на их взгляды на мир и на политику. Мировые религии влияли на сознание, на поведение людей, на политику многие сотни лет. Конечно, сейчас такого влияния, как, скажем, в средние века, уже нет. Однако влияние религии зависит от многих факторов. Христианские церкви, как правило, не участвуют в политической жизни. Ислам же в ряде стран – самая активная политическая сила. Ряд стран имеют несколько влиятельных религиозных конфессий. Некоторые страны имеют одну господствующую религию. Естественно, в соответствии с этими факторами роль религиозных общин различна: в странах монорелигиозных это влияние велико или очень велико, а в странах полирелигиозных оно значительно меньше.

Современная западная модель взаимоотношений государства и религии сводится к тому, что государство и религия не вмешиваются в дела друг друга. Например, статья 7 Конституции Италии говорит о том, что государство и католическая церковь независимы и суверенны в принадлежащей каждой из них сфере. Конституция устанавливает, что их отношения определяются специальными Латеранскими договорами, и данные договоры могут изменять и регулировать эти отношения без пересмотра конституции. Суверенитет государства и религии характерен для стран Запада.

В исламских странах, где господствует мусульманская религия, зачастую религиозные объединения и государство переплетаются. Например, король Саудовской Аравии, являясь главой светской власти, одновременно возглавляет религиозную конфессию своей страны. В Иране есть такое понятие – духовный лидер (факих) страны. Им несколько лет был знаменитый аятолла Хомейни. В настоящее время его приемником является другой священнослужитель. С одной стороны, такое тесное переплетение религиозных объединений и государства трудно считать естественным явлением. С другой стороны, могут существовать разные модели взаимоотношений религии и государства, и, с западной точки зрения, не следует оценивать непривычные нам отношения.