Смекни!
smekni.com

Исследование и анализ проблематики квалифицированного и особо квалифицированного состава изнасилования (стр. 3 из 6)

Что касается второй половины этого квалифицирующего признака, то здесь действуют правила законодателя по предварительному сговору группой лиц и организованной группой. Изнасилование признается совершенным группой лиц по предварительному сговору, если в нем участвовали лица, заранее договорившиеся о совместном совершении преступления. Изнасилование признается совершенным организованной группой, если оно совершено устойчивой группой лиц, заранее объединившихся для совершения одного или нескольких изнасилований (преступлений).

4. Изнасилование, соединенное с угрозой убийством или причинением тяжкого вреда здоровью, а также совершенное с особой жестокостью по отношению к потерпевшей или другим лицам

Под угрозой убийством или причинением тяжкого вреда здоровью (пункт "в" части 2 статьи 131 УК РФ) следует понимать не только прямые высказывания, в которых выражалось намерение немедленного применения физического насилия к потерпевшему лицу или к другим лицам, но и такие угрожающие действия виновного, как, например, демонстрация оружия или предметов, которые могут быть использованы в качестве оружия (нож, бритва, топор и т.п.)[12].

Ответственность за изнасилование с применением угрозы убийством или причинением тяжкого вреда здоровью наступает лишь в тех случаях, если такая угроза явилась средством преодоления сопротивления потерпевшего лица и имелись основания опасаться осуществления этой угрозы. При этом указанные действия охватываются диспозицией пункта «в» ч.2 ст. 131 УК РФ и дополнительной квалификации по ст. 119 не требуют.

Если угроза убийством или причинением тяжкого вреда здоровью была выражена после изнасилования с этой целью, например, чтобы потерпевшее лицо никому не сообщило о случившемся, действия виновного лица при отсутствии квалифицирующих обстоятельств подлежат квалификации по ст. 119 УК РФ и по совокупности с ч.1 ст. 131 УК РФ[13].

Особая жестокость по отношению к потерпевшей или другим лицам – есть действия виновного лица, когда в процессе этих действий или нравственные мучения и страдания. Это новый признак, включенный в число обстоятельств, квалифицирующих изнасилование. Под особой жестокостью следует понимать издевательства и глумление над потерпевшей, истязание ее в процессе изнасилования, а также причинение ей телесных повреждений из садистских побуждений. Особая жестокость в отношении других лиц может выразиться, например, в изнасиловании матери на глазах ее детей или жены в присутствии мужа, либо выражено как способ подавления сопротивления. В любом случае необходимо установить умысел виновного лица. Причинение особенной боли и страдания самой потерпевшей или другим людям должно осознаваться виновным. При этом он может желать причинения мучений и страданий жертве или сознательно допускать, что потерпевшая или другие лица испытывают физические или моральные страдания и потрясения.

5. Изнасилование, повлекшее заражение потерпевшей венерическим заболеванием

В настоящее время имеется много различных заболеваний, передающихся половым путем. Под венерическим заболеванием понимаются: сифилис, гонорея, мягкий шанкр, паховой лимфогранулематоз и др. для определения этого квалифицирующего признака требуется проведение судебно-медицинской экспертизы. Пленум считает, что ответственность наступает лишь тогда, когда виновное лицо, заразившее потерпевшее лицо венерическим заболеванием, знало о наличии у него этого заболевания, предвидело возможность или неизбежность заражения потерпевшего лица и желало или допускало такое заражение. При этом дополнительной квалификации по ст. 121 УК РФ не требуется[14].

6. Изнасилование заведомо несовершеннолетней

Несовершеннолетней признается лицо женского пола, не достигшее 18 летнего возраста, но достигшее 14 лет.

Заведомость означает, что насильник знает, что потерпевшая несовершеннолетняя или осознает, что она не достигла 18 лет. Виновный по внешнему виду потерпевшей, из ее слов, из других обстоятельств (школьная одежда и т.д.) может сознавать, что совершает изнасилование несовершеннолетней.

В случаях, когда виновный обоснованно полагал, что потерпевшая является взрослой женщиной, но фактически она оказывается несовершеннолетней, действия преступника нельзя квалифицировать по пункту «д» ч.2 ст. 131 УК РФ.

На сей счет Пленум дает разъяснение: «Судам следует исходить из того, что ответственность за совершение изнасилования или насильственных действий сексуального характера в отношении заведомо несовершеннолетнего лица либо не достигшего четырнадцатилетнего возраста наступает лишь в случаях, когда виновное лицо достоверно знало о возрасте потерпевшего лица (являлось родственником, знакомым, соседом) или когда внешний облик потерпевшего лица явно свидетельствовал, например, о его возрасте. Добросовестное заблуждение, возникшее на основании того, что возраст потерпевшего лица приближается к 18-летию или в силу акселерации оно выглядит взрослее своего возраста, исключает вменение виновному лицу данного квалифицирующего признака»[15].

7. Особо квалифицированный состав

Особо квалифицирующими признаками изнасилования являются:

А) деяние, повлекшее по неосторожности смерть потерпевшей;

Б) повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью потерпевшей, заражение ее ВИЧ-инфекцией или иные тяжкие последствия;

В) потерпевшей, заведомо не достигшей 14 летнего возраста.

Хотя перечень исчерпывающий, но практика утверждает необходимость введения четвертой части, в которой было бы закреплено умышленное убийство при изнасиловании (после полового сношения в целях сокрытия преступления). В противном случае налицо совокупность ч.1 ст.131 и ч.2 ст.105 УК РФ (как в настоящее время). А это несправедливо, т.к. ч.1 ст.131 УК предусматривает санкцию в виде лишения свободы на срок от 3-х до 6-ти лет, а по ч.3 этой статьи за неосторожную смерть – от 8 до 15 лет лишения свободы.

8. Изнасилование, повлекшее по неосторожности смерть потерпевшей

Здесь смерть может наступить в результате насилия с целью сломить сопротивление потерпевшей, например, сильное сдавливание шеи. Смерть потерпевшей может быть следствием самоубийства, вызванного стрессом в связи с изнасилованием. Наконец, смерть может последовать и при других обстоятельствах. Во всех указанных случаях между изнасилованием или покушением на изнасилование должна быть причинная связь.

С субъективной стороны вина насильника или насильников по отношению к смерти потерпевшей должна быть неосторожной. В случае, когда виновный в изнасиловании причиняет смерть потерпевшей с косвенным умыслом, например, оставляет раздетую и находящуюся в бессознательном состоянии потерпевшую в холодное время на открытом воздухе, его действия должны квалифицироваться как умышленное убийство, сопряженное с изнасилованием.

Неосторожная вина по отношению к смерти потерпевшей при изнасиловании чаще всего встречается в форме преступной небрежности, когда виновный не предвидел наступления смерти потерпевшей в результате своих действий, хотя при проявлении определенного внимания и предусмотрительности должно было и могло предвидеть.

9. Изнасилование, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью потерпевшей, заражение ее ВИЧ-инфекцией или иные тяжкие последствия

Здесь в случае установления умысла на причинение указанных последствий содеянное подлежит квалификации по совокупности статей об изнасиловании и соответствующих статей о посягательствах на жизнь или здоровье. По пункту «б» ч.3 ст.131 УК РФ должно квалифицироваться и заражение потерпевшей ВИЧ-инфекцией лицом, знавшим о своем инфицировании. В этом случае квалификация по ст.122 ч.2 УК РФ не требуется. Под иными тяжкими последствиями можно понимать возникновение внематочной беременности в результате изнасилования, самоубийство потерпевшей и т.п.[16]

10. Изнасилование потерпевшей, заведомо не достигшей 14 лет

Объектом охраны по данному пункту является половая неприкосновенность, нормальное физическое, половое и нравственное развитие девочек.

Для вменения этого пункта должно быть доказано, что виновный был осведомлен о возрасте потерпевшей, о чем мог свидетельствовать ее внешний вид, поведение и т.д. При недоказанности осознания виновным того факта, что потерпевшая не достигла 14-летнего возраста, должна применяться квалификация содеянного по п. “д” ч.2 ст.131 УК РФ, как изнасилование несовершеннолетней.

Изнасилованию малолетней могут предшествовать развратные действия, что не требует применения ст. 135 УК РФ, если эти действия непосредственно предшествовали половому акту и образовывали единое преступление. Особенно важно в таком случае определять направленность умысла: имело ли место покушение на изнасилование или виновный преследовал цель удовлетворить свое половое чувство только путем совершения развратных действий.

Если после изнасилования с потерпевшей совершаются добровольные половые акты, то квалифицировать содеянное следует по п. “в” ч.3 ст.131 и ст.134 УК РФ, как половое сношение с лицом, заведомо не достигшим четырнадцатилетнего возраста.

11. Отграничение изнасилования от насильственных действий сексуального характера

Глава 18 УК РФ содержит уголовно-правовой запрет на совершение ряда деяний против половой неприкосновенности и половой свободы личности. И если половая неприкосновенность предполагает запрет на совершение любых сексуальных действий против личности, то половая свобода – право самостоятельно решать, как и с кем удовлетворять свои сексуальные желания. В свете этого нужно говорить о том, что ст. 132 УК охраняет не «нормальный уклад» половых отношений в традиционном советском понимании. Исследуемая норма, исходя из буквы уголовного законодательства, ставит под охрану те же общественные отношения и интересы, которые охраняются нормой об ответственности за изнасилование. Однако если в изнасиловании речь идет только о половой свободе и неприкосновенности женщины, то при совершении насильственных действий сексуального характера нужно говорить о причинении вреда половой свободе и половой неприкосновенности любого человека. При этом критерии и границы допустимости собственной половой свободы, несомненно, должны определяться потерпевшим лицом – оно и только оно должно определять страдает ли в результате совершенного с ним деяния его половая свобода.