Смекни!
smekni.com

Понятие вменяемости в уголовном праве (стр. 6 из 7)

Дело по существу было рассмотрено лишь 2 июня 1998 г. (спустя три месяца), поскольку Б. Был болен. За кражу доильного аппарата по п. «а» ч. 2 ст. 158 УК РФ ему назначено наказание два года лишения свободы условно с испытательным сроком в один год. Из-под стражи Б. Был освобожден в зале судебного заседания. В судебном заседании у него так и не была выяснена причина неявки ранее в суд, а также характер заболевания при нахождении в следственном изоляторе.

Законный представитель несовершеннолетнего – его мать пояснила, что она одна воспитывает восьмерых детей, денег не хватает на продукты питания, сын работает скотником, отстает в умственном развитии, поэтому учился во вспомогательной школе-интернате. Согласно справке, представленной Рязанским областным психоневрологическим диспансером, Б. Состоит на учете с диагнозом «олигофрения в стадии дебильности».[8]

Этот пример показывает, что суд, проявив формализм, во-первых, с нарушением уголовно-процессуального закона изменил несовершеннолетнему меру пресечения на заключение под стражу, а во-вторых, проигнорировал требования ст. 392 УПК РСФСР, не назначив комплексную психолого-психиатрическую экспертизу и не решив вопрос о его вменяемости либо наличии у него умственной отсталости. Приговор в отношении Б. Отменен кассационной инстанцией.

Много сложностей у судов возникает при применении ч. 3 ст. 20 УК, где записано, что, если несовершеннолетний достиг возраста, с которого он может быть привлечен к уголовной ответственности, но вследствие отставания в психическом развитии, не связанного с психическим расстройством, не мог в полной мере осознавать характер и опасность своих деяний либо руководить ими, он не подлежит уголовной ответственности. Это положение является новеллой закона, так как в прежнем Уголовном кодексе подобных норм не было, что и обусловило трудность ее применения на практике. Здесь важно отграничить позиции ч. 3 ст. 20 от ст. 21 УК, дающей определение невменяемости, и ст. 22 УК об ограниченной вменяемости.

При наличии данных, свидетельствующих об умственной отсталости несовершеннолетнего подсудимого, в силу ст.ст. 78 и 79 УПК назначается судебная комплексная психолого-психиатрическая экспертиза для решения вопроса о наличии или отсутствии у него отставания в психическом развитии.

Задача 1

Судаков (15 лет), Сидоров и Вараксин (16 лет), а также Дробин и Артемов (17 лет), раздобыв пистолет, совершили несколько вооруженных нападений на граждан и магазины. Могут ли они быть привлечены к уголовной ответственности за бандитизм? С какого возраста установлена уголовная ответственность в российском законодательство?

Субъектом данного преступления может быть лицо, достигшее 16-летнего возраста. Лица в возрасте от 14 до 16 лет, совершившие различные преступления в составе банды, подлежат ответственности лишь за те конкретные преступления, ответственность за которые предусмотрена с 14-летнего возраста (ст. 20 УК РФ).

Следовательно Судаков не может быть привлечен у уголовной ответственности в данном случае.

(Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 17 января 1997 г. N 1"О практике применения судами законодательства об ответственности за бандитизм").

Задача 2

Верпилов, зная о совершенном его двоюродным братом грабеже, отказался давать показания следственным органам.

Может ли он надеяться, что его освободят от уголовной ответственности за отказ от дачи показаний?

Верпилов не может надеяться на освобождение от уголовной ответственности за отказ от дачи показаний, зная о совершенном его двоюродном брате преступлении.

Вариант: Верпилов отказался давать показания в отношении преступления, совершенного его женой.

В этом случае поступок Верпилова не подлежит уголовной ответственности.

(Статья 308. Отказ свидетеля или потерпевшего от дачи показаний).

Задача 3

Копылов у неустановленных лиц незаконно приобрел партию наркотических средств с целью их дальнейшей перепродажи. Не найдя подходящих покупателей и боясь разоблачения, так как о наличии у него наркотических средств стало известно соседям по квартире, Копытов сдал наркотики в органы милиции.

Как будет решен вопрос об уголовной ответственности Копытова?

Копылов будет освобожден от уголовной ответственности. Так как лицо, совершившее подобное преступление, добровольно сдавшее наркотические средства, психотропные вещества или их аналоги и активно способствовавшее раскрытию или пресечению преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, освобождается от уголовной ответственности за данное преступление.

Вариант: Копытов часть наркотических средств успел реализовать

В данном случае Копытов будет наказан лишением свободы на срок от четырех до восьми лет.

(Статья 228. Незаконные приобретение, хранение, перевозка, изготовление, переработка наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов).

Заключение

Таким образом, уголовный закон установил, что субъектом преступления может быть лишь вменяемое лицо. Вменяемость наряду с достижением установленного возраста выступает в качестве условия уголовной ответственности и является одним из общих признаков субъекта преступления.

Вменяемость (от слова «вменять», в смысле «вменять в вину») – в широком, общеупотребительном значении этого слова означает способность нести ответственность перед законом за свои действия. В уголовном праве данное понятие употребляется в более узком, специальном смысле, как антитеза понятию «невменяемость». Именно этим последним понятием оперирует уголовный закон.

Вменяемость – предпосылка к конкретного вида юридической ответственности – уголовной. Она – исходный пункт принципа субъективного вменения, важнейшего принципа уголовного права и уголовной политики. Только при наличии вменяемости могут быть поставлены и разрешены вопросы: о субъекте уголовной ответственности и личности преступника; о виновности субъекта; степень его вины; наличии самого основания уголовной ответственности – состава преступления.

Уголовный закон предусматривает два критерия невменяемости: медицинский (психиатрический) и юридический (психологический).

Медицинский (психиатрический) критерий невменяемости состоит в том, что лицо в момент совершения им общественно опасного деяния страдало психической болезнью или иным болезненным расстройством психики. Медицинский критерий может характеризоваться либо хроническим психическим заболеванием (шизофрения, маниакально-депрессивный психоз и т.д.) либо временным психическим расстройством (патологический аффект, реактивные состояния и др.). К психическим заболеваниям также относятся врожденное или приобретенное слабоумие, галлюцинации и т.д.

Юридический (психологический) критерий невменяемости – это неспособность лица осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо неспособность руководить своими действиями (бездействием).

Невменяемый не может нести уголовную ответственность за свои объективно опасные для общества поступки, прежде всего потому, что в них не участвовали его сознание и (или) воля. Общественно опасные деяния психически больных обусловлены их болезненным состоянием.

Последствием признания лица невменяемым является прекращение уголовного дела вследствие отсутствия состава преступления. К лицу могут быть также применены принудительные меры медицинского характера.

Принудительные меры медицинского характера применяются к невменяемому с целью обеспечения общественной безопасности, предупреждения повторных общественно опасных деяний со стороны невменяемого, а также в интересах самого невменяемого с целью его излечения, и ресоциализации.

Таким образом, задачи курсовой работы решены.

Список литературы

вменяемость уголовная ответственность

1. Уголовный Кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 21.07.2005) // СЗ РФ от 17.06.1996, № 25, ст. 2954, СЗ РФ от 25.07.2005, № 30 (ч. 1), ст. 3104.

2. Уголовно-исполнительный Кодекс Российской Федерации от 08.01.1997 № 1-ФЗ (ред. от 09.05.2005) // СЗ РФ от 13.01.1997, № 2, ст. 198, СЗ РФ от 09.05.2005, № 19, ст. 1754.

3. Уголовно-процессуальный Кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 № 174-ФЗ (ред. от 01.06.2005) // СЗ РФ от 24.12.2001, № 52 (ч. I), ст. 4921, СЗ РФ от 06.06.2005, № 23, ст. 2200.

4. Комментарий к Уголовному Кодексу Российской Федерации (постатейный) // Под ред. В.М. Лебедева. – М.: Юрайт, 2004.

5. Аргунова Ю. Применение нормы об ограниченной вменяемости // Российская юстиция. – 1999. – N 7 –С.37.

6. Бондаренко Т. Расследование по уголовным делам в отношении лиц с психическими недостатками / Т. Бондаренко, Д. Погорелов // Законность. – 2005. - № 3. – С. 52-53.

7. Датий А. В. Судебная медицина и психиатрия: Словарь-справочник для юристов. – М.: Юрист, 1999. – 478 с.

8. Козаченко И.Я. Вопросы уголовной ответственности и наказания лиц, страдающих психическими расстройствами, не исключающими вменяемости // Государство и право. – 2001. - № 5.-С.69-74.

9. Меркушев А. Практика рассмотрения уголовных дел в отношении несовершеннолетних // Российская юстиция. – 2000. – N 6.

10. Савельева О.Е. К вопросу о проблемах вменяемости-невменяемости и ее установление в судебной психиатрии // Проблемы обеспечения прав и интересов личности в России. Материалы Всероссийской конференции, г. Владимир, 16 декабря 2004 г. – Владимир: Изд-во Владимир. Ун-та, 2005. – С. 110-111.

11. Сирожидинов Д.В. Ограниченная вменяемость: проблемы теории и практики. – Екатеринбург, 1998.

12. Спасенников Б. Вменяемость как категория уголовного права // Уголовное право. – 2003. - № 2 (апрель-июнь). – С.75-76.